Захватывающее чтение)).
Все курганы были методично ограблены по одной схеме и предположительно одной группой людей. В курганах были собственно погребальные камеры и помещения для складирования жертвенных лошадей. В одном из курганов лошадей было аж 14. Добраться до вещей из этих лошадиных помещений грабителям не удалось. Из камер унесли практически все, из одной - даже самих погребенных.
Найденная лошадиная сбруя ни разу не повторялась в украшениях, насколько мне удалось понять из иллюстраций.
Вики утверждает, что скифская пазырыкская культура существовала на Алтае в VI-III веках до н.э.
"По вопросу о датировке Пазырыкских курганов нет общего мнения. К гунно-сарматскому времени их относят С.В. Киселёв и К.Ф. Смирнов. Этой же точки зрения придерживался и М.И. Ростовцев. С моей точки зрения для такой датировки нет никаких оснований, о чём я подробно пишу в заключительной главе. Добавлю только, что помимо обнаруженных в Пазырыкских курганах предметов, типичных для ахеменидской Персии, и произведений местного искусства, выполненных в стиле, характерном для той же эпохи, для датировки этих курганов имеются и другие основания. Так, в них отсутствуют предметы греко-бактрийские или китайские времени династии Хань. Зеркала ханьского времени в последних веках до н.э., как известно, распространились далеко на запад, вплоть до Волги, следовательно, они несомненно были бы найдены и в курганах Горного Алтая, если бы последние были ханьского времени. Однако, несмотря на обычные находки в горноалтайских курганах с каменной наброской китайских тканей, зеркал ханьского времени там не найдено...
Над бордюром одно за другим были нашиты изображения крылатых львов с человеческим туловищем...
Как и переломленный пополам струнный музыкальный инструмент типа арфы из второго кургана, барабаны, по всей вероятности, были положены в колоду, но при ограблении курганов выброшены на пол камеры...
Форма деревянных сосудов со сферическим дном имеет многочисленные аналогии в керамике, в золотых и серебряных сосудах, находимых в доскифских и поздних сарматских погребениях Предкавказья 1, [18] в скифских причерноморских 2, [19] в изображениях сосудов на ассирийских и персидских барельефах 3, [20] что указывает на устойчивость этого типа сосудов на Переднем Востоке и в культурно связанных с ним областях.
До раскопок Пазырыкских курганов не ясно было, как стояли эти сосуды. Оказалось, что их ставили на специальные войлочные или травяные, обшитые войлоком, кольца. Сосуды в кургане втором стояли на таких именно кольцах. Последние, высотою 2.5-3 см, свёрнуты из полос довольно толстого чёрного войлока и обшиты снаружи красным или чёрным тонким войлоком, простым швом кручёными или плетёными сухожильными нитками....
В этой сумке, как и в описываемом ниже кожаном кошельке, хранились семена посевного кориандра.
Семена посевного кориандра (Coriandrum sativum), найденные и в пятом Пазырыкском кургане, представляют особый интерес. Род Coriandrum в древности был распространён в восточном Средиземноморье, Египте и Малой Азии, откуда он потом проник и в Индию. Это одно из древнейших культурных растений, сохранившихся до наших дней. В древности кориандр был известен, главным образом, как лекарственное и пряное растение. Семена кориандра обнаружены в египетских гробницах различного времени, начиная с XII династии 1. [21] В числе лекарственных растений кориандр упоминается Гомером, Гиппократом, Геродотом и другими.
В настоящее время при весьма широком географическом распространении кориандра одним из основных очагов его распространения является Малая Азия, ибо малоазийские формы и более полиморфны и более «культурны» по сравнению с другими. Семена кориандра особенно богаты содержанием эфирного масла (0,8-11,1%), ценность же кориандрового эфирного масла определяется содержанием в нём спирта-линалаола (90-92%).
Чуждый флоре Алтая кориандр (точнее его семена) мог проникнуть туда только с юга, в результате торговых сношений со Средней и Передней Азией..."
Вот рисунок с ковра, видимо, с изображением скифов.
(Сам ковер размером 30 кв. м. Выглядит примерно так - http://www.rg.ru/i/gallery/dc46f5c6/74fb9bde.jpg)
Похожи на скифов-то?)))
А вот ножки от деревянных столиков. Они прекрасны, по-моему)).
Нечто, похожее на спиральки. Или на что-то другое))).
Котики!))
Конские украшения. Где-то я видела похожие рога на головах у людей, лень искать.
Вторая пара петухов что-то мне напоминает до боли знакомое))).
Картинки удобно смотреть вот тут http://kronk.spb.ru/library/rudenko-si-1953-t.htm и тут http://kronk.spb.ru/library/rudenko-si-1953-ill.htm
Описание алтайских раскопок недавнего времени я не искала, даже не знаю, есть они в сети или нет.
В шаманскую природу нынешнего наводнения не очень верю, но размышляю - трудно ли пойти навстречу жителям и вернуть "принцессу" для захоронения?
Ни к каким выводам не пришла.
Но лично я бы на своем месте вернула))).