Ковер, ранее мной упомянутый, хранится в музее кафедрального собора Жироны.
Ковер большой, а помещение для него - нет, поэтому целиком он в кадр не попадает. (Тут есть несколько картинок).
Это его правый нижний угол.
Меня этот коврик восхитил и я купила про него книжку. Это изделие составляет предмет гордости, видимо, и, соответственно, пиара, поэтому книжки есть на всех языках, включая русский. Это прекрасно)).
Излагаю сведения, почерпнутые из издания: Мануэль Кастинейрас. "Ковер Сотворения Мира", изд. Catedral de Girona, год предположительно 2013.
Итак,
- кто его сотворил - неизвестно
- где - неизвестно
- для чего предназначался, как использовался - неизвестно
- когда изготовлен, в общем-то, тоже неизвестно.
Ковер (скорее, гобелен, на самом деле) представляет собой вышивку шерстяными нитками по шерстяной основе. Что вроде бы для изделий XI века нехарактерно (в смысле, шерстяная основа).
Размер сохранившей части 358х450 см, но исследователи полагают, что изначально размер был 480х540.
Состоит из нескольких сшитых полос, при этом исследователи утверждают, что полосы ткани были изготовлены на станке шириной 420 см. (Если честно, я не очень представляю, зачем бы в 11 веке делать станок такой ширины.)
Красной линией показано нынешнее состояние.
Схема сшитых полос ткани.
История обнаружения восхитительна.
Разумеется, к концу XIX века о ковре напрочь забывают. (А кто-то сомневался? :))
Некий ученый из Гранады (которому в книжке приписывается честь открытия) с 1870 года отвечал за приобретение испанских древностей в Музее Южного Кенсингтона в Лондоне.
В 1879 году музей издал монографию ученого "Испанское прикладное искусство", в которой "едва ли не впервые (???) были помещены репродукции Ковра и даны соответствующие комментарии к ним."
Параллельно "из записей Энрика Жиробаля, уроженца Жироны, ученого и летописца города, хранителя музея провинции Жирона... следует, что французские ученые обсуждали возможность отправки гобелена в Париж на Всемирную выставку 1878 года".
При этом Жиробаль вроде бы послал французам фотографии, но в опубликованном в том же году собственном исследовании использовал акварели, которые потом использовал ученый в Лондоне. (А где, спрашивается, фотографии? И почему открытие отдано гранадскому ученому?)
В 1874 году был опубликован инвентарный реестр (Жиронского собора) 1470 года, в котором нет упоминания никакого ковра.
Делается логичный вывод, что ковер был обнаружен между 1874 и 1878 годом.
Публике, однако, изделие было представлено только в 1888 году, после некой реставрации.
В документах оно значилось как "византийский ковер".
Во всех публикациях "работа была представлена в более фрагментированном виде", чем сейчас.
В начале XX века была произведена вторая реставрация, французскими монахинями, в ходе которой что-то перепуталось.
Третья реставрация произошла в 1952 году.
В 1970 году был найден еще один фрагмент, "засунутый за один из ковров, закрывающий дыру в стене собора", и еще одна реставрация стала неизбежной. "Работа была отдана жиронским монахиням-адоратриссам, и это привело к плачевным результатам... вмешательство включало в себя... пришивание (впрочем, неудачное) заплат на все лакуны в ткани и вольную "реконструкцию" лица Пантократора и фигуры месяца Апреля". (Без комментариев).
Все эти сведения излагаются в первой главе.
Дальше, на протяжении всей остальной книжки, делаются попытки обосновать изготовление ковра именно в XI веке и именно усилиями местных умельцев. (Нет, там, конечно, и иконография долго разбирается и объясняется тоже.)
С моей дилетантской точки зрения, попытки успехом не увенчались, но, подозреваю, ученые историки со мной не согласятся ни в коем случае)).
Очень забавна история с легендированием:
"В сохранившихся документах Ковер Жиронского Собора упоминается очень поздно; это упоминание датировано визитом императора Карла V в Жирону, который состоялся 25-26 февраля 1538 года".
В двух архивах сохранились два документа об этом эпохальном событии.
В книжке приводятся фотографии нужных записей из этих документов.
Некая "ткань Шарлеманя" упоминается только в одном из них.
Отгадайте с трех раз, в каком?)))
Итого:
Вполне можно цинично предположить... нет, молчу.
Недоумеваю только, как шерстяную вещицу, затерянную "на складе", за века не съела моль :).
И еще непонятно, когда ковер перестали называть "византийским".
Ну, и до кучи - про Шарлеманя и его кубок, который в инвентарных списках упоминается однозначно, в отличие от.
Занимателен период "апогея" культа Шарлеманя, а также исчезновение кубка в 19 веке.
Что-то исчезает, что-то появляется, чо)))