mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

Древности-2. Рязанские. Продолжение

Начало: mudraya-ptica.livejournal.com/12987.html

Что интересно, на планах города Переяславля конца 18 века наличествуют две большие дороги, одна – на Москву, другая, как ни удивительно, на Старую Рязань, ничего другого в той стороне нету.

----------
Письменные источники 18-19 веков тоже, того… загадочны зело.

«В 1887 г. в рязанской губернской чертежной членами РУАК был обнаружен «Геометрический план города Переяславля Рязанского градской округи со всеми внутри оной лежащими слободами, выгонными владельческими землями», составленный землемером Нордштейном 18 февраля 1777 г. С него была изготовлена копия, с которой, в свою очередь, в начале 20 в. была сделана копия плохого качества на синьке. Ни оригинальный план, ни копия конца 19 в. не сохранились…»
В книге (Материалы по археологии…) упоминаются еще какие-то планы, входящие в общий комплекс, копии и вроде бы оригиналы в РГАДА, но историк Д.Д. Солодовников, почему-то использовал в своей работе по реконструкции и социальной топографии именно «плохую синьку».
Еще он объединил план конца 18 века и писцовую книгу конца 17-го, «приняв за условие, что общая планировочная структура города мало изменилась» за 100 лет. Ну, вот так решил почему-то, может и прав был, кто знает.

Источники 19 века состоят из исторческих обозрений Воздвиженского Т.Я. 1820, 1822 г., «Истории Рязанского княжества» Илловайского 1858 г., труда Любомудрова Н.В. «Местногеографические древности в Рязанской губернии» 1874 г., в котором он ссылается на рукописный сборник, составленный Иеронимом (Алякринским) на рубеже 18-19 веков, и собственно сам рукописный сборник, изданный, как водится, много позже – в 1889 году. *Интересно, рукопись-то сохранилась?*

Да, надо ли говорить, что «в изложении документов Т. Воздвиженский, как и Иероним, допускал вольности и неточности вплоть до введения собственных фраз и оборотов речи... Здесь же надо указать, что Т. Воздвиженский и Иероним пользовались не дошедшими до нас архивными документами» <http://rusarch.ru/iljin2.htm>
----------

Археологи тоже не считают, что Рязань сгинула бесследно в 13 веке. Они придумали такой специальный термин - «медленное умирание». Ну, то есть монеты 14-го века есть, 15-го тоже есть, но меньше, 16-го еще меньше, мала-мала… (всего исследовано было меньше десятой части площади города, хотя копали много. Теперь тоже копают, но в основном по берегу, внизу, а на поле почему-то нет). Наличие широкой дороги в сторону старого города объясняют традицией и инерцией. Ну можно и так, почему нет?

*озадаченно* А вот если люди на пепелище все же жили, лет сто точно, ПОЧЕМУ они клады не отрыли? Они ж буквально под ногами валялись! «Мы не пашем, не сеем, не строим», что ли?

В какой-то из предыдущих экспедиций удалось отыскать следы фундамента одного из каменных соборов, периметр зафиксировали, его можно найти в высокой траве. А вот остатки другого собора откопали много раньше и построили на этом месте свой (странно, что ли другого места не нашлось в чистом поле?), поэтому ничего отыскать нельзя, а то, что построили, другие снова разобрали, и вот этот круговорот строительства в природе может и должен быть жизнеутверждающим, но не есть…

Переяславль Рязанская крепость «последний раз отстраивается» в 1650 г. Соответственно, все ныне существующие здания на территории Рязанского кремля XVII-XIX веков постройки.
И разумеется, «К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки Кремля, относящиеся к ХV веку- последнему периоду расцвета Рязанского княжества: Христорождественский собор (ХV-ХIХ века, бывший Успенский) и Архангельский (ХV-ХVII века) дошли до наших дней с большими изменениями».

А интересно, с какой целью Успенский собор переименовали в Христорождественский?
И построили новый Успенский рядом?

***
Самый известный рязанский князь – Олег Иванович (ум. 1402). Фигура эпическая, трагическая и символическая, такой местный Ричард III.
История Олега – загадка на загадке.
Дата рождения неизвестна, про родителей существуют разные версии, письменные источники противоречат друг другу и логике, в оценках деятельности исследователи кардинально расходятся с официальной точкой зрения, считая ее заказным «черным пиаром», даже Церетели по абсолютно загадочной причине вполне приличный памятник изваял))).

(забыла, где взяла такую хорошую фотку((()
Правил не много не мало – аж 52 года. Он же и столицу перенес, и вообще много чего сделал. По легенде в конце жизни основал монастырь (мужской), в котором и был похоронен вместе с женой. Про монастырь тоже все очень запутано, но вроде захоронение было в Покровском храме, который в 1768 или в 1770 году свалился в реку. В 1770 «мощи князя Олега и супруги были обретены и перенесены в Рождественскую церковь Солотчинского монастыря» <http://www.history-ryazan.ru/node/11510>.
При гробнице имелась князева кольчуга с прилагающимися легендами, и изображение князя с женой того же 18 века изготовления. *Мне нравятся эти даты. Они укрепляют мои «подозрительные» измышления.*

картинка отсюда <http://www.history-ryazan.ru/node/315>

(кстати, потомков князя хоронили «в Переяславском Успенском соборе; каменные гробницы рязанских князей и княгинь ХV- ХVI вв. существовали в Успенском (ныне Христорождественском ) соборе вплоть до ХVIII в». *И опять 18 век, что ты будешь делать.*)

Кольчуга пока в музее, а останки князя передавались туда-сюда, и наконец была проведена реконструкция в количестве двух экземпляров, один – музею, другой – церкви, ей же и череп, то есть честную главу вернули окончательно. Реконструкция выставлена в музее. Правда, некоторые утверждают, что изображенному человеку на вид лет 55, а князю было лет на 10-15 поболе, но это мелочи. Останки княгини не сохранились, вроде бы.

Рязанцы князя любят и им гордятся. Считается, что на гербе города изображен именно Олег, причем дяденька с саблей в качестве эмблемы Рязани появился аж в 1626 году, а потом только видоизменялся. В статье про герб долго рассказывается, почему изначально это не мог быть Олег, никак не объясняя, что это за дяденька, а заканчивается типа, «а теперь пусть зато будет Олегом». <http://www.ryazanreg.ru/ryazan/symbolism/history/>

Вроде бы в Переславском тогда еще кремле должен был быть Олегов дом, или в чем там князья жили, но «на месте бывшего княжеского двора епископ Иона начал строить палаты для жилья, Белокаменную церковь Иоанна Предтечи и разные хозяйственные сооружения. ... От каменных сооружений этого периода почти ничего не сохранилось…».
Опять какой-то круговорот строительства… И опять все запутано до невозможности.

----------
Олег был пострижен в монашество под именем Иона (про монашество отдельная запутанность)
Был еще епископ Иона (1430–1448 гг.), стал потом митрополитом, но строил в кремле не он, а другой. А этого даже канонизировали. «…по избранию освященного собора и желанию царя, блаженный Иона был поставлен епископом города Рязани и Мурома, где он обратил к Богу и крестил многих неверных (*в 15 веке – многих неверных*)… он был первый митрополит, посвященный архиереями российскими, по благословению от апостольского Константинопольского престола… сподобился получить от Бога дар чудотворения: исцелять недуги и предсказывать будущее.» <http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/3/31Iona.htm> Еще он мог сказать человеку – умри, и тот умирал. Вот какой был могучий.
Иона II занимал рязанскую кафедру с 1522 по 1546. Про него практически ничего не известно, возможно принадлежал к сторонникам иосифлян (стяжателей), считавших, что чем больше у церкви всего, тем лучше. Екатерина Переименовывальщица так не считала и поступала соответственно. В нынешнее время парадигма поменялась, а выйдет ли из этого польза – время покажет.
Вот он-то вроде бы как раз и строил то, от чего ничего не осталось. Но это тоже из области допущений, потому что в документе 16 века номер Ионы не указывается: «Нет оснований предполагать, что перечисленные в сетной каменные постройки, в том числе и Борисоглебский собор, были сооружены другим рязанским епископом Ионой … ко времени составления сотной он был уже канонизован, что несомненно так или иначе отразилось бы в тексте.» <http://rusarch.ru/iljin2.htm> Вот такие логические выкладки.
----------

Новый храм Иоанна Предтечи построили в конце 17 века.
А еще теперь на месте всего этого дважды (а может и больше) не сохранившегося стоит «самое большое гражданское здание Кремля .. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до XVI в. предположительно находился княжеский двор… не только в народе, но и в специальной литературе исстари известно как «Дворец Олега». На его фронтоне когда-то было изображение князя.»(*куда делось - не знаю*) <http://ryazankreml.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=646&Itemid=50>


Говорят, некоторые не заморачиваются всякими историями с археологиями – Олега дворец? Значит он тут и жил. Ну и правильно.
Лишние знания – лишние печали.

***
Не хочется о грустном. Не буду. Просто ссылки.
scepsis.ru/library/id_2708.html
scepsis.ru/library/id_3016.html

Tags: древнерусское, история, страна родная
Subscribe

  • про север и юг

    Прочитала старые новости. Заинтересовали две. Одна про норвегов, с помощью георадара обнаруживших закопанный корабль викингов предположительно 9…

  • (no subject)

    Новости строительства и культуры. Ну почти свежие)) Тула: музейный бум В последние годы в Туле многое изменилось. В 2016-м новым губернатором…

  • про викингов

    В мире встречается еще чудесное помимо гновостей)) " То, что мифы о викингах зародились в Дании XIX века, ничуть не удивительно, считает Каспер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments