Впервые ноин-улинские курганы обнаружил техник золотопромышленного общества "Монголор" А.Я. Баллод в 1912 году.
"Монголор" (Русское акционерное общество рудного дела Тушетуханского и Цэцэнханского аймаков в Монголии) добывал в той стороне золото с 1900 года, золото в известных местах стало заканчиваться, производился поиск неизвестных мест с помощью приглашенных специалистов, так и до курганов добрались.
Баллод увидел "большие курганы с глубокими воронками в центре", решил, что это золотые шахты и полез проверять. На глубине 5 метров обнаружил разные вещи, на глубине 10 - деревянный настил могильной камеры.
На самом деле, курганы были не так чтоб очень далеко от старого прииска и наивному Баллоду заведующий приисками сообщил, что разные побрякушки в похожих ямах находили и раньше, в частности, тонкие золотые чашечки, "напоминающие обыкновенного размера весы, употребляемые и ныне для взвешивания золота".
Вот у меня вопрос - если драгметалл нашли хоть в одной яме, что ли в остальных не покопались? Золотодобытчики-то?
Баллод, тем не менее, написал в
Пишут, что господин техник найденные вещи в Иркутск переслал чуть погодя.
Да, в письме он сообщал, что "ямы заросли крупным вековым лесом". Ну, фотографий 1912 года в книжке нет, а на изображениях 1924 года я лично практически ничего векового не увидала, но по паре фоток судить трудно, может и заросли.
Никого не дождавшись, Баллод испрашивал разрешения самому покопаться в курганах, но умер. (Какой простор для острого сюжета, однако)
И про курганы как бы все забыли.
Селение Дзун-Модо около приисков Монголора, 1924 г. (Все картинки из этой замечательной книжки)
В конце 1923 года в Ургу прибыла Монголо-Тибетская экспедиция РГО, проездом в Тибет, и тоже никуда дальше не поехала, потому как
На экспедицию выделили ооочень большие деньги (я не поняла, почему, а просто погуглить надо было, но кто ж знал, я ведь археологическую книжку читала, а не какую-нибудь еще :) ), а потом сказали - вертайтесь взад, мол международная обстановка сложная. Но руководитель экспедиции назад не поехал, а остался ждать улучшения международной обстановки на месте и пока ждал, познакомился с "польским колонистом И.Я. Ежо, работавшим на приисках Монголора". Прииски, на самом деле, уже не работали, так что, что там делал польский колонист Ежо, я не поняла. Ну вот колонист и рассказал про курганы с находками.
Руководитель заинтересовался, обсудил вопрос с "одним из руководителей Монгольского ученого комитета" и послал на проверку сведений своего помощника.
"...курганы с "пещерами" представляли собой небольшие возвышения круглой формы с воронкообразным углублением в середине. В трех из них нашли старые деревянные крепы, особенно хорошо сохранившиеся в кургане, где работал И.Я. Ежо".
Тут я задумалась: это ж сколько веков скрепы хорошо сохранялись???
С I века н.э., что ли?
Курган "Мокрый" в Суцзуктэ
Вот парочка вековых деревьев нашлась)).
В приисковом поселке обнаружился "бывший служащий Монголора, смотритель прииска и его имущества". Конечно, после революций и войн чего только не обнаружишь)).
А еще там жила вдова Баллода, от которой Ежо принес "хранившиеся остатки вещей, выкопанных ее мужем". Ну, то есть не все техник в Иркутск-то отослал.
А потом пришла сама вдова, принесла еще "несколько археологических находок" и письмо к знакомому в Урге, у которого "хранились другие, найденный во время раскопок предметы".
Забавно, да, но очень по-человечески понятно.