mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про разные кубики - 5

Что-то куда бы я не пошла в сети на днях, везде натыкалась на портреты царских фамилий.
Вспомнила старую добрую песню
Белая армия-черный барон снова готовят нам царский трон :)

И вспомнила еще, что про ноин-улинские кубики (1 , 2 , 3 , , 4 ) не дописала, а вспомнила потому что активную роль в истории экспедиций П.К. Козлова играл некто С.Ф. Ольденбург)).
(Сведения опять взяты из первой главы книжки про двадцатый Ноин-улинский курган, написанной Т.И. Юсуповой необыкновенно интересно, за что в очередной раз выражаю ей бесконечную благодарность и прошу прощения за свой вольный пересказ. Кое-что я еще поискала в сети, в дополнение.)

Кубик пятый, аппаратно-игровой с умыслами и домыслами.


Фотография тоже из книжки.


Проект Монголо-Сычуанской экспедиции 1907-1909 гг был утвержден непосредственно царем. Так что это не просто такая научная поездка)).
Вообще в Китай тогда шастали все, кому не лень - англичане, немцы, французы, шведы, японцы, ну и русские тож. Ну как бы с согласия китайцев, а то сами они же не в состоянии были научно изучить свои территории.
Переписку из экспедиции П.К. Козлов вел как раз с С.Ф. Ольденбургом  - видным индологом, санскритологом и "буддологом", академиком Императорской Академии Наук и ее непременным секретарем.
Непременный секретарь Академии - это должность такая, а не констатация факта или условие договора, например)).

Занимательно, что г. Ольденбург оставался на этой должности и при большевиках, до 1929 года, в результате "Академического дела" непременным быть перестал, но получил под свое руководство "Институт востоковедения АН СССР, созданного на базе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Туркологического кабинета".

Пара цитат из вики, без всякой задней конспирологии))

"По словам народного комиссара просвещения А. В. Луначарского, Ольденбург оказался «одним из самых крепких и самых нужных звеньев между советской властью и крупнейшей мировой и нашей интеллигенцией и сыграл в этом отношении выдающуюся роль»...
Фактически руководя деятельностью Академии наук до 1929, способствовал её сохранению, созданию условий для проведения научных исследований, неоднократно добивался освобождения или облегчения участи арестованных учёных...
в 1920-е годы он был избран членом-корреспондентом Прусской академии наук, Геттингенской Академии наук, почётным членом Королевского Азиатского общества Великобритании, Парижского Азиатского общества, почётным доктором Эбердинского университета в Глазго и Археологического института Индии...
Начало так называемого «Академического дела» осенью 1929 (оно было связано с обвинениями в адрес сотрудников Академии в сокрытии важных документов политического характера, в том числе акта об отречении Николая II, архивов ЦК партий кадетов и эсеров) привело к смещению Ольденбурга с поста непременного секретаря Академии..
."

**
Против Монголо-Тибетской экспедиции (МТЭ) Русского географического общества (РГО), Ольденбург изначально резко возражал:
"организованная для проведения маршрутно-рекогносцировочных исследований, она была укомплектована молодыми людьми, не имеющими достаточной научной квалификации. Экстенсивно-описательный период в изучении Монголии уже прошел, актуальными становились специализированные исследования природных ресурсов и культуры".

Не знаю, что служило причиной возражений, научные ли расхождения АН с РГО, политические ли, или борьба за финансирование, например.
Помимо АН и  РГО, в танцах вокруг экспедиции участвовали Главнаука Наркомпроса, в чьем ведении, видимо и финансовом тоже, она (экспедиция) находилась, РАИМК, Совнарком, чей управделами Н.П. Горбунов был ее (экспедиции) куратором и Политбюро, принимавшее всякие решения-постановления.

Очень удачно в состав МТЭ входила сестра Горбунова)).

1 октября 1923 года экспедиция прибыла в Ургу, 22 ноября Политбюро приняло решение о ее прекращении, причем ликвидация прошла все инстанции, Козлов отправил госпожу товарища Горбунову обратно в Москву (на разборки), 23 марта 1924 года начались незапланированные раскопки курганов, к апрелю товарищ Горбунова получила разрешение на летний сезон, а 19 мая Главнаука пишет, что прошел почти год, а научных результатов нет, разрешение надо отозвать, а денежки направить на другие цели.

Товарищ Горбунов в ответ выразил уверенность, что результаты будут ого-го. Вот какая интуиция была у товарища Горбунова)).

1 июня 1924 года Козлов отправил отчет в РГО и Главнауку, в котором есть примечательная фраза "Если будет так продолжаться и дальше, то можно надеяться, что экспедиция посильно исполнит долг перед Родиной". В чем заключался долг, не уточняется)).

Если кто-то думает, что пиар-технологии изобретены недавно, то он ошибается))
13 июня Козлов устроил презентацию смотрины найденных сокровищ, пригласив родственников и знакомых кролика представителей Учкома Монголии, знакомых иностранцев и своих друзей.
27 июня про раскопки написала "Ургинская газета", а 15 июля - "Известия ВЦИК".

Выглядит так, что Ольденбург узнал о происходящем из газет)) и развил бурную деятельность.

16 июля на заседании РАИМК (Российская академия истории материальной культуры) он предложил отправить в ископэ "опытного археолога и энергичного работника вообще", С.А. Теплоухова и посоветовал РАИМК качать права, чтобы работы ответственного археологического характера велись в координации с нею.
Председатель РАИМК академик Н.Я. Марр выразил недовольство председателю РГО Ю.М. Шокальскому, что Козлов ему никогда ничего не рассказывает, не сообщил о своих работах и не просил специалистов.
"Все это заставляет бояться, что повторяются и здесь те же дела, какие имели место в Хара-Хото" (примечание, что работы были выполнены на невысоком проффесиональном уровне, но фраза несколько двусмысленна, кмк:))
"РАИМК полагала бы в интересах общего дела желательным чтобы об археологических работах русских экспедиций проводились бы предварительные сношения а затем чтобы держали ее в курсе производимых работ". (Тут тоже при желании можно углядеть разные подтексты со смыслами:) )
Козлов, кстати, предлагал переговорить с Ольденбургом, но руководство РГО решило не информировать РАН до выяснения значимости находок.

Уже 21 июля Ольденбург предложил Горбунову отправить археологов Теплоухова и Боровку в МТЭ, но прибыли они туда только 19 сентября, к концу сезона. 24-го Теплоухов осмотрел раскопки и выразил све фэ. Оправдательная фраза Козлова "экспедиции не по плечу подробное изучение археологических памятников, ее задача иная - проведение рекогносцировочных исследований" звучит двояко.
В этой истории не только двусмысленностей полно, но и трех и четырех)). А может это моя конспирологическая паранойя разыгралась опять)).
Несмотря на несезонье, Теплоухов решился показать, как надо раскапывать курганы по-научному, объяснив это таким образом: ""политические соображения" (конечно академические), как внешние, так и внутренние, также желание всех окружающих".
Для этого священнодействия археологу требовалось не менее 30 рабочих со стальными лопатами, что являлось тогда дефицитом в Монголии, и 1500 р.
Ему со скрипом дали денег и 45 рабочих, и 6 октября Теплоухов с Боровкой начали раскопки средненького по параметрам кургана.
Через две недели археологи решили прекратить работы из-за снежных буранов и двадцатиградусного мороза по ночам, но тут им сказали "Шалишь! Денежки тю-тю. Ничего не знаем, копайте дальше."


Образцово-показательный раскоп.

Возможно, в отместку за этот павкокорчагинский археологический подвиг, в своем докладе, зачитанном в Урге 14 ноября, Теплоухов возвысил имя Баллода в качестве первооткрывателя Ноин-улинских курганов, чем оскорбил Козлова до глубины души. Его возмущенная реплика "что же сделал Баллод, как не испортил больший, лучший курган, он такой же был хищник как монголы" тоже достойна занесения в параноидально-конспирологические анналы, по моему мнению)).

Тут маленькое отступление:
Монголовед Н.Н. Поппе в защиту Козлова высказался так: "Исследователи Восточного Туркестана, археологи и искусствоведы А.Леккок и его спутники, по отзывам такого справедливого критика, как покойный  С.Ф. Ольденбург, в погоне за наиболее ценными экспонатами для своих музеев переломали и перепортили немалозамечательных памятников Дун-Хуана" (Дун-Хуан это  китайский Дуньхуань, но звучит замечательно :) и вообще фраза примечательная)
"Правда эти слова уважаемый востоковед привел в некрологе, но Н.Н. Поппе, судя по воспоминаниям современников, был человеком, не склонным к комплиментам" :))

Тем временем)) Ольденбург прислал Козлову телеграмму грузите апельсины бочками с предложением приехать в Ленинград и доложить сдать ценности, в смысле сделать доклад с демонстрацией. Товарищ Горбунов предложение поддержал, а таким товарищам не отказывают)).
9 ноября, перед отъездом, была устроена выставка увозимого и "это был первый и пока последний случай демонстрации всех ноин-улинских находок экспедиции".
28 декабря Козлов прибыл в Ленинград, 29 сделал доклад в РГО, в котором объявил, "что по традиции все естественно-исторические сборы экспедиции передает в Зоологический музей РАН и в Главный Ботанический сад, а археологические находки - в этнографический отдел Русского музея, где уже хранился другой его дар - хара-хотинская коллекция."

8 января 1925 года Совнврком по инициативе АН принял постановление об образовании специальной Комиссии для рассмотрения отчетов и планов МТЭ, под председательством Горбунова, с участием Ольденбурга, академиков, директора Зоологического музея, геологов, полпреда СССР в Монголии, представителей НКИДа и зав. Главнаукой Наркомпроса.
Быстренько так. Ценности делить-то всякий быстр)).

Козлов считал, что это сделано для того, чтобы "решить вопрос об участи коллекций и способствовать исследованию Монголии в интересах АН, не считаясь с мнением Совета РГО" и тут я в недоумении, что такое интересы АН, ну если не считать получения денег от правительства.

31 января состоялось первое заседание спецкомиссии, на котором были заслушаны доклады и развернулась полемика - кто будет продолжать изучение Монголии - РГО или АН, представляется, что совершенно безотносительно к содержанию докладов)).
Победила дружба АН, так что Петр Кузьмич оказался совершенно прав)).

Одновременно разгорелась битва за место хранения добытых сокровищ. РГО выступало за Русский музей (РМ), АН в лице Ольденбурга (или наоборот) - за Эрмитаж. (Ничто не ново под Луной, ага)

Занимательно читать воинственных ученых мужей. Археолог Теплоухов, посланный Ольденбургом на подвиги в Монголию, кстати, был сотрудником РМ.
"Теплоухов обвинял Эрмитаж, что тот забирает себе все материально ценное, все золотое, все, что имело черты высокого художественного стиля... тем самым обескровливались ценнейшие научные собрания, чтобы потом в искаженном и урезанном стиле поступить в другие музеи. У РМ такой практики не было, поэтому его коллекции имеют "не случайный характер вырванных из быта редких вещей, а носят продуманно-собранный по определенной системе первоклассный научный материал""
Про урезанный и искаженный вид ну очень интересно.
Паранойя, спи уже, дорогая)).

7 февраля состоялось второе заседание. "К тому времени была определена предварительная стоимость привезенной П.К. Козловым части ноин-улинского археологического материала. По мнению специалистов, она составляла не менее 175000 рублей, что более, чем в полтора раза превосходило затраты  на подготовку и проведение МТЭ.
Особенно ценными были признаны ковер с изображением борющихся зверей и кусок ткани с вышитыми всадниками. И тот и другой были охарактеризованы как "полный уникум и модная сейчас вещь"
" (вот это сленг у научных работников :) )

Непонятно, как и что оценили в такую баснословную сумму. Сразу возникают параноидально-конспирологические подозрения по поводу состава коллекции и дальнейшей судьбы отдельных ее элементов. С другой стороны, поразительная сохранность тканевых вещей никак не способствует уверенности в их двухтысячелетнем возрасте. С третьей - возникает удобный повод немножко подкорректировать официальную версию истории. С четвертой - а что нам тут, спустя 80 лет, рассказывают, что, мол, все-все-все курганы ограблены еще тогда, в доисторическое время создания самих курганов???

Ольденбург предложил передать коллекции для изучения в РАИМК, во входящий в ее структуру Институт археологических технологий (ИАТ), располагающий необходимыми специалистами и оборудованием, быстро-быстро исследовать и опубликовать результаты, чтобы закрепить приоритет в изучении ХУННУ.

Я не знаю, точно ли он произнес это самое слово, но если так, то это очень подозрительно странно.
Эрмитаж полагал, что предметы представляют образцы скифо-сибирского искусства.
ИАТ называл ткани древнемонгольскими.
А.Н. Бернштам в 1937 году написал работу под названием "Гуннский могильник Ноин-ула и его историко-археологическое значение"
И о чем этот фильм? Откуда Ольденбург узнал, что это именно хунну??

Между тем, на заседании товарищ Шокальский из РГО возражал, что коллекцию нельзя забирать, что РМ уже начал изучать предметы, а Ольденбург в ответ безапеляционно утверждал, что в РМ нет специалистов по античному и скифо-сибирскому искусству.
Кто прав, кто не прав, мне неведомо, но Ольденбург опять победил, а Козлов его поддержал неожиданно для всех, тоже неведомо за какие пряники.

Видимо, Петру Кузьмичу разрешили дальнейшее путешествие, потому что в Монголию он вернулся в начале апреля, возможно не дожидаясь постановления по итогам работы спецкомиссии, принятого 31 марта, в котором его деятельность одобрили и даже денежку дополнительную выделили.
Также в этом документе создавалась Комиссия по исследованию Монголии (перешедшая в 1927 году в подчинение АН и "до 1953 г. координировала работу русских ученых в Монголии и внесла огромный вклад в изучение и освоение природных ресурсов дружественной соседней страны"), обеспечивавшаяся госфинансированием. Как и было сказано :))
Еще комиссия постановила немедленно издать доклады, зачитанные на ее первом заседании, с резюме на иностранных языках. Доклады издали, но без иностранных изыском почему-то)).

По возвращении в Монголию Козлов пронаблюдал дораскопки двух курганов, находки в которых "оправдали все трудности работы", несмотря на запрет АН начинать новые раскопки, оприходовал еще один курган, якобы ничего не нашел и уехал в сторону своего любимого Хара-Хото.
Описание его дальнейших изысканий весьма и весьма любопытно.


to be cont...
Tags: археология, история, люди науки, тексты, чтение с интересом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • про музей и алтарь

    В лентах опять нашлось нечто цепляющее взгляд, ура. Сначала я увидела здание, которым впечатлилась много лет назад, случайно гуляя мимо, и до сих…

  • Еще про дом со столом

    С этим домом картин Каска Лонга есть некие странности. В вики про него пишут только немцы. Кроме столика в домике есть еще те самые театральные…

  • (без темы)

    Ленюсь((. Поменяла комп. Новая (для меня) винда бесит((. Где мои 16 лет winХP и ofice2003? Слежу за новостями, читаю всякое, в основном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments