"Про этот могильник от местной мордвы мы узнали, что на нем хоронила своих покойников древняя эрзя тогда еще, когда ни Дягилёвки, ни Гузынцев здесь не было. Покойников свозили сюда из дальних мест и соседней Симбирской губернии."
*если деревень не было, то откуда известно, кто и откуда возил? а кстати, возили-то зачем так далеко?*
при раскопках женского погребения были найдены серьги, к которым были прикреплены "по 4 серябряных овальных кружочка (sic!)... Один очищенный от окиси серебряный кружочек позволил прочесть на одной стороне его имя царя Михаила Федоровича, а на другой разобрать всадника на коне с копьем в руках."
*вот когда жили древние эрзя-то*
"Местное население с большим интересом и любопытством" за раскопками наблюдало и никакого недовольства не высказывало.
тут надо упомянуть, что частью мордовского женского костюма является пулай - "черный бахромчатый задник". (у Даля очень смешно написано: "черный гарусный хвост с кистями и украсами")
у некоторых народов женщины чадру носят, а у некоторых вот - пулай. кто что прикрывает. говорят, что пулай практически никогда не снимался, ну если только в бане может быть. и видимо, по наследству передавался дочерям.
вот в этом погребении обнаружилось нечто похожее на пулай. "присутствовашие в большом числе... эрзянки запротестовали, уверяя нас, что женщин с пулаем никогда не хоронят, и старухи не могли вспомнить, чтобы когда-нибудь на их памяти ... положили пулай в могилу, эту столь дорогую принадлежность эрзянского женского костюма... древний старец-мордвин... вначале засвидельствовал, что пулаи в могилу класть не полагается, и только затем в закоулках своей памяти отыскал случай положения пулая..."
ну и когда выяснилось, что в погребении действительно пулай, "...мне пришлось услышать о недовольстве стариков и старух, что тревожат могильники"
*вот не надо прошлое ворошить, а то выяснится неожиданно, что все наши представления о нем яйца выеденного не стоят... а еще это к вопросу об устной традиции (распевания илиад у костра) и памяти народной (с научной точки зрения, разумеется, хотя правильнее будет сказать - с точки зрения истины))). камушек в огород, короче.*
"Большой интерес у ученых вызвала глиняная посуда, находившаяся в погребениях. А.Коротков пишет: "считаю необходимым сказать и о первобытной с виду посуды, находимой в финских могильниках, раскопанных нами. такую посуду лепят руками мордовки-старухи, которых имеется по несколько в каждом мордовском селе... нам принесли... грубейшей работы корчажку,... которую ни в каком случае нельзя было бы принять за произведение нашего времени... когда в доме мордвина кто-либо умирал, ... старуха являлась с готовым горшком и таковой наполнялся или пищей или питьём и ставился в могилу к покойнику..."
*вот вам и датировка с классификацией по керамике))*
"9 вскрытых погребений дали интересный материал, характеризующий погребальный обряд, быт, занятий и одежду мордвы-эрзи 2-й половины XVII - 1-й половины XVIII вв."
*седая древность, однако))*