mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про старый путеводитель все-таки

Открывать северные полюса в истории города св. Петра, то есть Санкт-Петербурга довольно смешно, но можно сделать вид, что предмет изучения - книжка 1946 года, а не история города :).

Начальная история в книжке выглядит так:
- Путь из варяг в греки, подтвержденный находками иностранных монет VIII-XI вв. (Места находок не указаны. И я не поняла, что такое англосакские монеты. Может они теперь как-то по-другому называются?)
- Перманентная борьба новгородцев со шведами. В какой-то момент Невский отвоевал (что?), через 60 лет шведы отбили и наконец-то додумались на берегу реки заложить крепость Ландс-Крон, которую через год все равно взяли и на ее месте основали русский город с названием Ниен.
- Через триста лет шведы опомнились и разрушив русский город Ниен, построили на его месте шведскую крепость Ниеншанц, за сто последующих лет разросшуюся в город Ниенштадт с селами и деревнями вокруг.
- Через сто лет пришел Петр, взял шведский город Ниенштадт и основал Санкт-Питербурх на острове посреди реки. Но новый город сначала строился медленно из-за шведов и только после Полтавы (1709) царь написал Апраксину: "Ныне уже совершенно камень в основании Санкт-Питер-бурха положен."
- Петр заложил также верфь (1704), но через год Меншиков велел перестроить ее в верфь-крепость, ибо шведы же.

Из описания достопримечательностей вычитала, что:



- "Строительство Петербурга в конце XVIII и начале XIX века оставило далеко позади все, что делалось в то время в Европе". "Молодая российская столица" развивалась "со сказочной быстротой и размахом".

- Кунсткамера, строительство которой началось в 1718, была достроена в 1734, но в 1747 сгорела и ее начали восстанавливать в 1756. Когда закончили, в книжке не сказано.
Подпись под фотографией тем не менее утверждает 1734 год постройки (потому что "Чевакинский при восстановлении Кунсткамеры сохранил архитектурный облик здания петровской эпохи", правда, "башня после пожара не была полностью восстановлена").
Тут у меня вопрос, не сгорели ли при пожаре кунсткамерные экспонаты и как удалось спасти чучело лошади, например (наверное, где-то есть ответ, но в книжке нет).

- Несмотря на сказочную быстроту и размах, здание Биржи, заложенное в 1784 году, почему-то стояло недостроенным до 1804, когда проект, видимо, поменяли и достроили к 1816.

- Здание университета строилось для коллегий (закончено в 1730) и на его фронтонах были скульптуры. Потом крышу переделали и скульптуры убрали (кто, когда и что это были за скульптуры - не написано)

- Дворец Меншикова перестраивали (кто и когда, не сказано тоже)

- Линии Васильевского острова по плану Петра должны были быть каналами, но не сложилось.

- Обелиск Бренна в честь побед на турками 1770 года был поставлен на Марсовом поле в 1799, перенесен к Академии художеств в 1820
(Тоже не прям сразу по горячим следам ставили).

- "Здание Академии Художеств, подобно Бирже Томона, свидетельство необычайно широких творческих возможностей России XVIII века, сумевшей осуществить сооружения такого масштаба, о которых могли только мечтать зодчие других стран"
(Биржа, вроде бы, все ж-таки XIX века, хотя десяток лет туда, десяток сюда, какая разница,собственно).

- "Образы ранних дорических храмов древней Греции в Пестуме подсказали талантливому зодчему А.Н. Воронихину идею создания своеобразных пропилеев на морском пути в столицу".
Это про Горный институт написано.
"По краям портика стоят две скульптурные группы - "Геркулес, душащий Антея" и ... сцена похищения Прозерпины". Очень милые сюжеты.

- Про Адмиралтейство очень забавно написано:
"Досадным пятном были эти корпуса (производственные корпуса Адмиралтейства, которое верфь-крепость) на фоне высоко художественных по свей архитектуре дворцов. Встал вопрос о необходимости переделки фасадов, подчинении их общему типу сложившейся вокруг архитектуры. И вот великий русский архитектор, Андреян Дмитриевич Захаров, предложил грандиозный проект, переросший рамки переустройства фасадов. Новое великолепное здание в классических формах, ясное и гармоничное, украшенное множеством скульптур, выросло в центре Петербурга".
(Скульптуры, кстати, тоже куда-то делись)

- В книжке утверждается, что разные сооружения, вроде Генерального штаба, Адмиралтейства и пр. несут в себе идею торжества победителя. Арки, Славы, колесницы триумфа и т.д. Здесь у меня для некоторых альтернативно-исторических теорий затык получается. Нет ясной картины в мозгу))).
Но, может, это книжная проекция победительного настроения после другой войны, не знаю.

-"Ансамбль Исаакиевской площади формировался в основном во второй половине XIX и в начале XX века. По своим архитектурно-художественным достоинствам площадь не имеет того высокого, торжественного тона, каким отличаются площади Декабристов и Дворцовая."
Всякая скучная ерунда и "не волнует зрителя":).
Только дом Мятлевых хорош, "единственная постройка на площади, сохранившаяся от раннего екатерининского времени".
А "Памятник Николаю I натуралистично передает образ императора, и в жизни любившего позерство. Несмотря на отлично выполненную Клодтом фигуру коня, памятник ... не имеет и подобия той впечатляющей силы, какая исходит от "Медного всадника". :)

- Опять критика)):
"Адмиралтейская набережная, не смотря на свое благоустройство,... все же вызывает чувство досады при воспоминании об исторической ошибке, принесшей большой вред центру Ленинграда: в 1871 году, в связи с полной ликвидацией верфи Адмиралтейства, было решено застроить участок вдоль Невы... здесь выросли пятиэтажные каменные здания весьма посредственного архитектурного качества, загородившие собой Адмиралтейство и исказившие панораму...
Павильоны Адмиралтейства... утратили в 60-х годах прошлого века большие скульптуры, стоявшие на гранитных пьедесталах. Много лет тому назад на опустевших пьедесталах были установлены чугунные якоря, ни по своему рисунку, ни по масштабу не отвечающие месту, ими занимаемому
"
Разучились строить красиво во второй половине XIX века, похоже. Или деньги кончились. Откуда они были в первой половине, не понимаю, но это же надо в экономику углубляться, а мне скучно((. Интереснее конспиролухически предположить, что у кого-нибудь отняли :)).

- На самой старой площади города не сохранилось ни одного старого здания.

- На воротах Петропавловской крепости "изображение Симона Волхва, низвергаемого апостолом Петром".
"Петропавловский собор по своему типу необычен для православной церкви. Храм в форме базилики насаждался одно время иностранными мастерами в России".
Что это за "мастера" такие, что могли насаждать, интересно? :)
Павильон ботика Петра (1733), "барочный, но сдержанный по рисунку, почти классический, несмотря на переделки и ремонты, сохранил свой характерный облик"

- Растрелли перестроил летний дворец Екатерины-1 для Елизаветы. Это деревянное сооружение не сохранилось. На его месте построили Инженерный замок. Оказывается, Растрелли и из дерева строил. Или перестраивал.
У Елизаветы и зимний дворец был деревянный.

- Инженерный замок построен из камней разобранного екатерининского дворца в Пелле и недостроенного ринальдиевского Исаакиевского собора. Замок "по своим архитектурным качествам является выдающимся произведением, не имеющим аналогов в Ленинграде. Его архитектура, строго говоря, выпадает из основной линии развития русской архитектуры XVIII века".
Но "Павильоны Инженерного замка типичны для петербургского стиля второй половины XVIII века".
Уф, как трудно быть историком искусства)).
Тут еще раньше было написано, что шпили очень популярны были при Петре, но в этой самой второй половине практически сошли на нет. А на замке, пожалуйста, тоже шпиль. Вот и пойми что-нибудь.

Площадь перед замком называлась Конетабль, с другой ее стороны, соответственно, Манеж)) .
Памятник Петру, который на площади, оказывается, долго валялся в каком-то сарае, как его Павел отыскал-то, непонятно.

Может, теперь я хоть что-нибудь запомню? :)
Какие все же занятные фамилии - Росси и Растрелли:).




В Петропавловке есть чудесный музей мебели. Обнаружила среди фотографий из него сундук с трискелионами. Изумилась)).
Tags: архитектура, город, история, тексты, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про скалу

    Скала, похожая на португальский замок мавров, называется Шапка. Есть ещё одноименная гора где-то поблизости, а это именно скала. Очень мне…

  • про отдых

    В отсутствие легкой возможности поездить по чужим европам можно поездить по собственному югу. Там есть холмы, похожие на тосканские, озера, похожие…

  • про художника Ш.

    На заре своего становления назареи протестовали против академичности в академии. Художник по имени Edward von Steinle (Eduard von Steinle, 1810-1886)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments