mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про собор

Мирожский монастырь то ли самый древний, то ли один из самых древних в Пскове. Считается, что Спасо-Преображенский собор в нем построен в 1137-1140 гг. и тогда же был расписан фресками, которые чудесным образом за 850 лет не погибли, несмотря на войны, пожары, наводнения, перестройки здания и усилия реставраторов :).


Книжку про собор написал В.Д. Сарабьянов, издана она была в 2002 году, теперь, видимо, регулярно переиздается. На нее, кстати, ссылается вики Р. Еще  она ссылается на некого Сойкина 1910 года издания, где читается странное.
Во-первых, там на странице, видимо, объединены сведения про два монастыря без всякого перехода, поэтому получается вынос мозга. А во-вторых, постройка храма датируется XI веком, а не XII, что забавно. Тупой средневековый болван Автор начала XX века просто ошибался :)).
На самом деле и сегодня точных сведений о времени строительства нет, только косвенные)).

Сейчас монастырю принадлежит практически вся территория, кроме древнего собора. В нем (монастыре) живут 5 монахов-иконописцев, которые открыли недавно бесплатную детскую школу (иконописи же). Из текста Сойкина, кстати, следует, что и сто лет назад "обитель была немноголюдна".
Книжку Сарабьянова я купила и с интересом прочла. На сайте монастыря написано, что он 30 лет реставрировал фрески собора и в память о нем в 2015 году даже прошла служба в этом самом соборе, где вообще службы проходят только по большим праздникам.

Помимо собора XII века, в монастыре есть церковь св. Стефана XVII в., братский корпус XVIII в. (вики говорит, что XVIII-XIX; в нем сейчас иконописная мастерская) и колокольня, их соединяющая. Врата под ней раньше были парадными. Окружающая монастырь стена - постройки 1799-1805 гг (вики). Есть дом настоятеля, деревянный, в котором живут монахи, и деревянный же домик с кассой музея, оба, как утверждается, на фундаментах XVII века.

Считается, что собор по первоначальному плану был крестообразным, но по неизвестным науке причинам план поменяли и теперь крестообразность снаружи не видна. В XVI веке присторили паперть и звонницу, в XVII-XVIII вв. соорудили четырехскатную крышу и новый луковичный купол вместо шлемовидного.
"В настояшее время лишь восточный фасад, живописно выходящий на берег реки Великой, отдаленно напоминает облик собора XII столетия".
В XVI  же веке храм занял Стефан Баторий во время войны и обстреливал город из пушек с колокольни (колокольня на совести вики :), да и пушки тоже). Еще вики откуда-то знает про ливонских лыцарей и их нападки, тогда становится непонятно, почему окружающую стену построили так поздно.

Список наводнений, заливавших храм, начинается с 1888 года, заканчивается 2011, тогда уже МЧС участвовало в откачке воды. Про более ранние катаклизмы не сообщается. Непонятно, зачем строить так близко к воде.

"Вероятно, уже в XVII столетии эти замечательные росписи были преданы забвению и оказались забеленными".
Я предельно уважительно отношусь к реставраторской деятельности автора книжки, но периодически во время чтения у меня возникало чувство, что с причинно-следственной связью у кого-то из нас существуют проблемы)).

Длинная цитата:
"Их обнаружение и раскрытие происходит лишь в конце XIX столетия, когда в русском обществе нарастает интерес к отечественным древностям, вскоре вышедший за рамки краеведческих знаний и представлений и превратишийся в полноценную науку о русском средневековом искусстве и его византийских корнях. Одной из ключевых фигур в этом движении был В.В. Суслов - археолог, реставратор и историк искусства, который волею судеб оказался и первооткрывателем росписей Мирожского собора. Стараниями самого Суслова и его учеников фрески в конце XIX века были раскрыты из-под напластований поздних побелок и штукатурок и предстали в своем первозданном виде. Однако утраченность отдельных участков и потертость красочных слоев, естественная для памятника такой древности, не устраивала духовенство монастыря, которое руководствовалось понятиями ложно понятого благолепия образа, а не его исторической достоверности. Указом Синода В.В. Суслов был отстранен от реставрации ансамбля Мирожского собора, а для "восстановления" фресок была приглашена артель владимирских иконописцев под руководством Н.М. Сафонова, которая в 1900-1901 гг. безжалостно промыла древние росписи, а затем полностью переписала их "в древнем стиле", сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Раскрытие фресок началось еще в 1920-х гг., но и по сей день примерно половина площади древней живописи находится под ремесленным поовлением 1901 года."
Тут я, как абсолютный неспециалист, тихонько молчу в тряпочку.

Утверждается еще, что "система декорации собора отличается уникальным многообразием и обилием сюжетов" и "по подробности изложения" с ней "сравнимы разве что мозаики нескольких соборов Сицилии".
Программа росписи и чуть ли не архитектурный план приписываются новгородскому архиепископу Нифонту, греку по происхождению, выходцу из Киево-Печерской Лавры, который поссорился с новгородским же князем Святославом Ольговичем и ушел христианизировать полуязыческий Псков.
Одновременно с Мирожским строился Ивановский монастырь и храм, но его фрески, увы, не сохранились.
Вокруг собора за 8 с лишним столетий наросло 2 метра культурного слоя.




Слева - дом настоятеля, нынешнее жилище монахов, справа древний собор, прямо - братский корпус и колокольня. Это, собственно, весь монастырь.


Собор, вид с запада. Над дверью фреска XVII века. Удивительна не ее плохая сохранность, а то, что она вообще сохранилась. В Пскове очень высокая влажность, этим объясняют отваливающуюся через год нынешнюю штукатурку)).
Занимательно еще, что древние фрески забеливали, а новые рисовали. Или у меня пробелы в сведениях)).


Реконструкция первоначального плана. Почувствуйте разницу)).


Кресты собирают со всех окрестностей для сохранения, потому что они исчезают безвестно. На некоторых есть этикетки с датировкой, как датировались, не спрашивала.
Справа в арке два серых прямоугольника показывают уровень наводнений, даты не помню.


Это самый высокий уровень наводненной воды с фотографией события.
И вот в таких условиях...


Справа древний кирпич, слева современный. Технологии изготовления не сообщаются)).


Нижняя часть росписи отсутствует как класс, повыше - очень плохой сохранности.


Пол бетонный, начала XX века. О...чень высокой прочности, из английского бетона.


Зачем-то решили этот бетон убрать вокруг столбов. Говорят, что что-то-там не дышало. Столбы тоже были этим бетоном заделаны. Говорят, что отдирание вышло весьма непростым.


Экскурсоводы рассказывают про чудо времен Великой Отечественной. Снаряд влетел в узкое окно, не повредив его, пролетел до противоположной стены и застрял, не разорвавшись.
Это след от того снаряда.


Не знаю, когда сделаны ступеньки.


Фундамент XVII века.



Про фрески и другое в другой раз.
Tags: архитектура, город, история, храм, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • про воспоминание про одну картину

    Ладно, уговорили). В этот день 9 лет назад Св. Иероним, Леонардо да Винчи, ок. 1480, темпера на дереве, 103х75см. Картинка отсюда "…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments