mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про собор-2

Только я узнала про Мирожский собор, мироздание стало сообщать мне дополнительные сведения :).
Про тайные вечери, например.
Там занимательные картинки с 4 по 7, практически одинаковые, как по утвержденному канону или под копирку. Века VI (мозаика в Равенне), XII (византийская рукопись, Афины), XII-XIII (фреска в Капуе) и мирожская фреска (XII). Если бы не Равенна, было бы правдоподобнее)).
Интересно, что в книжке про собор эти аналогии не упоминаются, если не ошибаюсь.
Может, предполагается, что все и так это знают.
Мне лично привиделась параллель с дель Ареной и Джотто, видимо, из-за синего цвета)).



Часть фресок собора я не увидела, там идет реставрация и леса до потолка.

Еще интересное из книжки:
- "Помимо подробного евангельского повествования, ... здесь также проиллюстрированы Деяния апостолов, Протоевангелие Иакова, повествующее об истории родителей Богоматери и ее детстве, житие Иоанна Предтечи, апокрифические сказания об архангеле Михаиле."

- "Во лбу восточной и западной подпружных арок изображены два "Нерукотворных Спаса" - "Мандилион" и "Керамион", или, в русском переводе, "Спас на убрусе" и "Спас на чрепии". Эти чрезвычайно распространенные в византийской иконографии сюжеты восходят к одному из древнейших христианских апокрифов". Царь Эдессы исцелился платком, которым Христос отер лицо, - это я знала, остальное - нет, -  платок находился в нише над центральными константинопольскими вратами, иконоборцы нишу заложили, когда их самих побороли и нишу опять открыли, оказалось, что лик Христа отпечатался на внутренней стороне кирпичей, так появился второй Нерукотворный образ - "на чрепии", то есть на черепице.
Не поняла, почему на черепице, если был кирпич.
Задумалась, какая связь между словами "череп" и "черепица")). Искать лень((.

- В куполе собора изображено "Вознесение", по поводу которого приводятся слова Иоанна Златоуста :"Ныне примирение у Бога с родом человеческим, ныне долговременная вражда прекратилась и продолжительная война окончилась, ныне наступил некоторый дивный мир, никогда не ожидавшийся прежде. ... И основание этих благ - настоящий день, когда Христос, как бы взяв начаток естества нашего, вознес его Владыке".
Без комментариев, ибо несповедима божественная логика для человека.

- "Мирожское "Вознесение" обладает рядом уникальных особенностей, которые будут повторены и в других русских купольных композициях второй половины XII века. Так, схожие сцены... сохранились в росписях Георгиевской церкви в Старой Ладоге (конец XII в.), церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199), собора Евфросиниева монастыря в Полоцке (конец XII в.), собора Снетогорского монастыря во Пскове (1313)."
Полезла посмотреть "собор Евфросиниева монастыря", обнаружила, что он не собор, а церковь, купол на картинках без фресок, но есть книжка того же автора про этот храм (Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. Москва, 2007), так что, может, ему виднее.
Ну и 1313 - это не конец XII века, в общем-то))).

- Среди идентифицированных изображений святых - целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, воины Сергий и Вакх, пять севастийских мучеников, редкие святые Ромил, Евдокий и Агафон, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф. Имена других святых и первосвященников неизвестны.
Не знаю, как определялись уже известные. Не помню, где прочла, что вроде бы по греческим надписям рядом с фигурами.

- Росписи жертвенника посвящены Иоанну Предтече, дьяконника - архистратигу Михаилу. Хотя в храмах, "в соответствии с традиционной сакральной топографией, принятой в Византии" Иоанн должен быть в дьяконнике и в Новгороде так и есть. "Однако во  многих русских памятниках XIV-XVI вв. цикл Иоанна Предтечи размещен именно в жертвеннике". Еще, "согласно источникам", такое неканоничное расположение было в Успенском соборе киевской лавры (XI век, не сохранился).
Логика историков искусства для меня тоже неисповедима))).












Я понимаю, конечно, план постройки внезапно поменялся в ходе постройки, но почему не поменялся план изображений? :))
Tags: архитектура, древнерусское, живопись, история, путешествия, храм, чтение с интересом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • про художника и портреты

    Johann Zoffany. Charles Townley in his Sculpture Gallery.1782 Towneley Park Дабы закончить с изучением художника Цоффани). Английские дворяне и…

  • про художника и разнообразие

    Дэвид Гаррик с женой у его Храма Шекспира, Хэмптон. около 1762 г. Yale Center for British Art Про разнообразие картин Цоффани. Картинки из…

  • про разные картины

    JOHAN JOSEPH ZOFFANY. George III (1738-1820), Queen Charlotte (1744-1818) and their Six Eldest Children. 1770 Эта картина (в отличие от более…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment