Будем восстанавливать по акварелям и хозяйственным записям))

A Câmara Municipal da Póvoa de Varzim (ратуша-камара), 1790.
Вики-А 1, 2, 3 излагает историю местности, начиная с 200 тысяч лет до н.э., когда тут жил кто-то древний. Через 195 тысяч лет тоже кто-то неизвестный внезапно стал строить некрополи в виде курганов.
Еще через четыре-пять тысяч лет неизвестные некты, называемые сегодня людьми культуры Кастро, соорудили на холме, отстоящем от океана и ближайшей реки на шесть и больше километров, укрепление из трех рядов стен и одного рва, чтобы защититься от шляющихся тут и там племен турдулов и кельтов.
Стоящий по соседству еще один холм, Сан-Феликс-Хилл, служил им форпостом, но там не жили. (Как они бегали туда-сюда между кельто-турдулами, мне лично не слишком понятно.)
Утверждается, что разнообразным древним нравилось данное место своей близостью к океану.
При этом ближайшая река, как упоминалось, отстоит от центра города и от холма на приличное расстояние, а "один из лучших в Португалии естественных портов" вряд ли мог интересовать пастухов, не занимающихся морскими перевозками.
Люди Кастро якобы такими перевозками занимались или, по крайней мере, принимали участие в торговле с "заморскими гостями" - финикийцами, карфагенянами, греками, и римлянами, несмотря на вражебных турдуло-кельтов, перекрывающих им путь к океанскому порту.
"Гости" меняли текстиль и вино на местное золото и
Считается, что римляне, влекомые золотой лихорадкой, местных добытчиков победили, а город-на-холме разрушили, вынудив людей-кастро вернуться на равнины к океану, "где была построена Villa Euracini", якобы давшая название местечку.
Как Еврасини-Евразини превратилась в Варзим, тайна сия велика есть.
С другой стороны, не в Евразию с Ефросиньей же ей превращаться :)
Португальцы уверены, что происходило это так
EURACINI > URACINI > VRACINI > VERACINI > VERAZINI > VERAZIM > VARAZIM, причем первый вариант впервые встечается в португальском же документе X века, а последний - в веке XVI. За тысячу лет, прошедшую со времени основания виллы до написания документа, ничегошеньки не поменялось, да.
Правда, ранее считалось, что названние имеет германские корни, а некоторые думали, что оно от португальского слова Varzea (низменность), но с тех пор, как раскопали древние остатки, эти теории считаются устаревшими.
Занятно, что в разрушенном городе Кастро сохранилась улица Декуманос, как бы римско-имперское изобретение в рамках строгой планировки городов.
Римляне организовали на склонах соседнего холма, Сан-Феликс-Хилл, горно-добывающее предприятие (золотой прииск или оловянный рудник, неясно), используя, возможно, близлежащее озеро Lagoa Negra, Черное озеро. На прибрежных равнинах размещались соляные пруды и водоемы для изготовления гарума (соус из тухлой рыбы).
Тут становится более понятно, почему на побережье не жили и на соседней горе не жили, - рыбный запах и рудник - но это же при кастровитянах было, а не при хозяйственных римлянах, если верить историкам. Остатки римских построек как раз были обнаружены на берегу, запах римлян, видимо, не смущал.
Еше какие-то древние остатки были найдены на мысе Cape Santo Andre, куда местные рыбаки ходят поклоняться камню с отпечатком ноги св. Андрея, веря, что святой "является лодочником душ". Говорится, что они возродили сакральное место кельтов. Часовню там поставили в 1826 году. Но это так, к слову.
Про Лагуну Негру прочла, что были попытки найти доказательства рудного производства, но не поняла, нашли ли.
Кстати, в Бразилии есть такой же топоним, на Рио Гранде, а в Бразилии золото точно было, в то время как из варзимской дальнейшей истории оно исчезло напрочь вместе с оловом.
Далее по хронологии тут в течение лет шестисот числятся германские Suebi и вестготы, на которых без конца нападали то мавры, то норманны, но у готов не хватало ума добежать до двух кастринских холмов и восстановить там укрепления. Также, несмотря на называние поселков вокруг виллы своими, германскими, именами, типа Regufe (от Rekaufus) и Argivai (от Argivadi), саму виллу они не переименовывали, в отличие от шустрых португальцев. Варвары, да.
Хотя, как уже упоминалось, все древности до какого-то времени считались германскими, а потом парадигма поменялась и все оказалось внезапно(!) римским.
Вообще становится непонятным кто там жил, на каком языке говорил, откуда взялся португальский в документе десятого века.
Сведения о норманнах тоже неясны, то ли они грабили и уходили, то ли оставались жить, незаметно впоследствии исчезая.
Занятно, что в 844 году нападавшие были разбиты у башни Геркулеса, хотя одновременно утверждается приверженность населения христианской религии. И никто не видит здесь никакого противоречия :).
Потом наступила эра письменных португальских документов, отражающих битву за поместья и порты и изобилующая португальскими же именами, рыцарями и королями. Считается, что в итоге поселение получило некое самоуправление в 14 веке и фиксированные ставки таможенного сбора в королевскую пользу.
Но внезапно откуда-то появился монастырь, претендующий на те же порты-земли-владения и дележка продолжалась еще двести лет до эпохи великих португальских мореплаваний, когда местные рыбаки поголовно стали моряками.
Список тогдашних местных профессий: farmer, seafarer, sailor, pilot, carpenter and Ribeira carpenter (shipbuilder). Г-перевод на русский выглядит так: фермер, моряк, моряк, летчик, плотник и столяр Рибейра (кораблестроитель).
Столяр Рибейра особенно прекрасен :).
Шестнадцатый век в истории представлен многочисленными именами морских капитанов и их участием в
Семнадцатый ознаменовался очередными территориальными спорами, судостроением и развитием рыбного промысла, до этого времени не очень развитого. То ли они рыбу солить научились, то ли еще что, но тут возник крупнейший в Португалии рыбный рынок.
Одновременно происходила какая-то усиленная религиозная активность, а капитаны все поумирали и в истории больше не фигурируют. Что стало с понастроенными ими поместьями и домами, не сообщается.
Восемнадцатый век опять характеризуется быстрым развитием рыболовства и возведением новых церквей, а верфи переключились на постройку рыбачьих судов из-за непонятного "намыва португальского побережья (due to the aggradation of the Portuguese coast)". **Может, океан был до намыва ближе к холму? Но как же тогда древности на побережье? Непонятно.** Землетрясение, разрушившее Лиссабон, не упоминается. В конце столетия была построена новая ратуша и акведук.
Отдельно отмечается, что португальские рыбаки ловили рыбу не около берега, а на значительном удалении от него. Не знаю, может ли это указывать на время появления каких-либо интересных парусов :).
Однако, к концу девятнадцатого века количество рыбы значительно уменьшилось и отрасль пришла в упадок.
На смену ей пришла отрасль санаторно-курортно-развлекательная.
А территориальные споры все длились и длились :)).
Никаких особо старинных зданий в городе я не заметила, верфи тоже.
Вроде бы одна древняя церковь есть, но я мимо не проходила :).


Praça do Almada

Это же Эса де Кейрош, осенило меня далеко не сразу, его же во всемирке печатали, правда я прочесть не сподобилась, но имя-то мне знакомо :)

Еще Praça do Almada


Igreja Matriz, 1743-57


Церковь на том самом холме-где-жили-кастро. Не нашла, как называется.

Вид на кукурузные поля, по которым мы блуждали в поисках дороги к океану. Океан на горизонте.
Где-то в окрестностях древние жители разгораживали свои земельные участки гранитными стенками. Может как раз тут?