mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про село-3

При посещении Коломенского дворца приобрела ужасно занимательную книжку "Изображения коломенских дворцов в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника" (М.Н. Ильина, М., 2012). Выражаю автору мое почтение и признательность за пробуждение интереса к очередному северному полюсу)).

Оказывается, дворцов было много.
Село и некие здания упоминаются в летописях с XIV века.
Для иллюстрации ранних доромановских вариантов коломенской резиденции в книжке приведены миниатюры из Лицевого свода (5 шт), но, поскольку в летописях описаний сооружений нет, оценить степень их достоверности не представляется возможным)).

Сообщается, что первый романовский дворец построил еще Михаил в 1640 г. Не знаю, почему Тишайший решил все построить заново, но новое сооружение было освящено в 1672 г.
А время его разборки, как выяснилось, неизвестно.
Экспозиционные электронные тексты говорят о 1767 г., книжка про Баженова - о 1769 г., книжка про изображения - о 1768.

Утверждается, что еще до сноса старого дворца, "на месте скотного и конюшенного двора", в 1766-67 г. был выстроен новый дворец, екатерининский, ничем не примечательный.
Невнятно сообщается, что он быстро обветшал, да еще французы неаккуратно с ним обращались, и в 1816 сооружение разобрали, а на его фундаменте и вроде бы из его кирпичей к 1825 году возвели александровский дворец в стиле ампир, который в свою очередь почему-то тоже разобрали при Александре II. Да, говорят, еще Николай I собирался соорудить в селе свой вариант дворца, но пожадничал.
"В общем, все умерли"

Загадочное место.
Прям какие-то пирамиды, а не дворец.
Каждый новый правитель жаждал что-нибудь непременно тут воздвигнуть. У некоторых даже получалось)).

Изображений екатерининского дворца есть парочка, александровского - аналогично, что странно, потому что он вроде бы существовал в достаточно обозримом прошлом.
Есть одна картинка с проектом николаевского.
И масса изображений несуществующего.


Кваренги. 1797 (Алексеевский дворец, снесенный в 1767-70)


Алексеев. 1800 (Екатерининский дворец)
Картинки тут и тут

В описании исторических источников для этого множества царит разброд и шатание.



В 1762 году Екатерина "приказала архитекторам И.Ф. Мичурину и Арнальту снять с дворца "план с фасадом"". Чертежи хранились в Экспедиции кремлевского строения, позже в Дворцовом архиве. Предпринятые в 1918 году поиски чертежей "не дали результата".
В 1768 г. "фасады и планы дворца были зафиксированы прапорщиком Иваном Васьковым. Вероятно, Васьков использовал в своей работе чертежи Мичурина. Это наиболее выверенные, профессионально исполненные планы дворца и чертежи его фасадов среди известных в настоящее время."
В 1940-1950-х гг. с чертежей Васькова, хранящихся в ГИМ'е, художник-реставратор Э.П. Сигова сняла копии, которые использовались при составлении проекта "восстановления". Как выглядят оригиналы, я не знаю.

Екатерина еще приказала сделать "точную модель с внутренним убранством", точная дата приказа не указана.
Модель хранилась в Чертежном зале Экспедиции кремлевского строения, позже в здании Сената, и бесследно исчезла в 1812 году.
Утверждается, что с модели было сделано множество зарисовок и чертежей, которые тоже хранились в Экспедиции, но 1812 год благополучно пережили. Или пережили где-то, а хранились после, непонятно.

Эти чертежи и рисунки изучал небезызвестный Ф. Солнцев и включил три изображения фасадов в "Древности Российского государства", изданные в 1849-1853 гг.

В 1809 году вышла "книга "Исторические сведения, из летописей отечественных и преданий изустных извлеченные о селе Коломенском", изданная П.С. Валуевым с текстом А.Ф. Малиновского". В ней имелось четыре гравюры с фасадами дворца и несколько чертежей.
"Длительное время исследователи полагали, что эти чертежи были изготовлены с натуры", но "истина открылась в 1940-е гг., когда И.В. Маковецким в архиве ГИМ были обнаружены документы 1858 г., из которых стало очевидно, что планы дворца <...> созданы на основании рисунков первой, екатерининской модели дворца".

Разнообразные чертежи и планы отличаются друг от друга, что исследователи считают ошибками и неточностями.
На основе этих разномастных чертежей и фасадных рисунков некие неизвестные художники с 1830-х гг. рисовали гуаши и акварели.

В 1928 году была написана интересная, на мой взгляд, работа, посвященная селу : Згура В.В. Коломенское. Очерк художественной истории и памятников. М., 1928.
(Источник - http://www.rusarch.ru/zgura1.htm)
Вычитала там занятное:
"При сломке старого дворца была сделана с него модель, которая до 1812 года хранилась в чертежном зале Кремлевской Экспедиции (Мартынов. Рус. старина. Изд. II. М., 1857. Год 5. С. 39). Эта модель исчезла неизвестно куда. Часто ошибочно принимаемая за нее модель из липового дерева Оружейной Палаты, ныне находящаяся в Коломенском музее, сделана уже по археологическим данным в 1868 г. художником Смирновым и поднесена имп. Александру II (Чаев Н. Указ соч. С. 12). В Русском Музеуме П.Свиньина хранилась также "модель готического дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском работы Салина" (Краткая опись предметов составляющих русский музеум Павла Свиньина. СПБ., 1829. С. 19). Эта модель фигурировала на выставке в Академии Художеств в 1827 году и заслужила "внимание как по точности размеров, так и по искусству с каковым выполнены. в малом виде даже самые мелкие предметы" (Северная Пчела. 1827. № 117). Судьба этой модели также неизвестна. Помимо чертежей (см. их воспроизведение в кн: Забелин И.Е. Указ. соч.; Грабарь И. История русского искусства. Т. II. С. 251-255 и др.), с натуры делалась гравюра по рисунку Фр.Гильфердинга. Все остальные рисунки и, между прочим, 4 гуаши, находящиеся в нескольких дублетах в Историческом музее (их воспроизведение см.: Три века: Сборник / Под ред. В.В.Каллаша. Т. 5. М., 1913. Табл. к стр. 186 (красочное); Старые годы. 1911. Март. С. 14-15) относятся к позднейшему времени и делались по модели и гравюре Гильфердинга. П.П.Свиньин упорно говорит о рисунке будто бы самом схожем, находящемся в Британском музее, с которого ему было позволено снять копию. (Ежедневные записки в Лондоне. СПб., 1817. С. 122; Отечественные записки. 1822. Октябрь, № 30. С. 14; Картины России. С. 74)."

И теперь могу плавно перейти к той самой гравюре Гильфердинга, считающейся одним из основных изобразительных источников про дворец.
К своему удивлению, я не нашла ни оригинала гравюры, ни упоминания ее местонахождения, хотя в музейной книжке все места хранения оригинальных объектов методично указаны.

Картинка, взятая мной из книжки про Баженова, приведена в музейном издании и мозг зацепился за фразу в описании:
Подпись справа внизу: "Писалъ Иван Рукинъ, 1823 г. 17 июня, г. Коломна". Наверно, совпадение просто)).

С Гильфердингом же имеются какие-то непонятки.
Вики-ру сообщает, ссылаясь на Русский биографический словарь А. А. Половцова:
"Гильфердинг, Фридрих, гравер и живописец, по П. Н. Петрову приехавший в Россию при Екатерине II. Известна только одна его гравюра: "Вид села Коломенского". Он изобразил Коломенский дворец, потом уничтоженный (в 1767 г.), в таком виде и состоянии, в каком его нашел. По словам Тромонина он выгравировал этот вид посредством крепкой водки, не бывши собственно гравером, но любителем художеств и ученым. Из картин Г. известны "Красная площадь в Москве" (подписная) и "Вид Москвы", находящиеся в Музее Александра III в Петербурге. Г. вероятно одно лицо с придворным театральным машинистом Фридрихом (Федором) Г., упоминаемым в качестве такового еще в 1759 г.; в январе 1764 г. он состоял при "итальянской кампании", и ему велено было исправлять декорации для балета "Зефир и Флора".
Другие вики гравера Г. не знают.

Есть еще какой-то венский балетмейстер (или два балетмейстера) - Гильфердинг, Иосиф (?) (Hilferding) или Гильфердинг (Friedrich Hilferding), или Франц Антон Кристоф Хильфердинг (нем. Franz Anton Christoph Hilverding (Hilferding) Van Wewen, 1710–1768)
Все они приезжали в Россию в конце 1750-х для улучшения русского балетного вкуса.
Немецкая вики ни одного из них не знает.
Франца Антона знают англо-вики и вики-фр.

Однако, гораздо большему числу вик известен Александр Фёдорович Гильфердинг (2 (14) июля 1831, Варшава — 20 июня (2 июля) 1872, Каргополь) — русский славяновед, фольклорист (собиратель и исследователь былин), член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856). Действительный статский советник. (вики-ру) (и РБС еще очень занимателен)

Библиография с вики-ру:
    О сродстве языка славянского с санскритским
    История балтийских славян
    Письма об истории сербов и болгар
    Босния, Герцеговина и старая Сербия
    Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром
    Борьба славян с немцами на Балтийском поморье в средние века
    Остатки славян на южном берегу Балтийского моря (рус.)
    Судьба прежних славянских государств
    О Кирилле и Мефодии
    Очерк истории Чехии
    История славян: Древнейший период истории славян (рус.)
    Общеславянская азбука с приложением образцов славянских наречий
    Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года

Ну что тут можно сказать?
Опять совпадение, видимо.
"Однако, тенденция" :)

Tags: Москва, архитектура, живопись, история, музей, тексты, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про художника и портреты

    Johann Zoffany. Charles Townley in his Sculpture Gallery.1782 Towneley Park Дабы закончить с изучением художника Цоффани). Английские дворяне и…

  • про художника и разнообразие

    Дэвид Гаррик с женой у его Храма Шекспира, Хэмптон. около 1762 г. Yale Center for British Art Про разнообразие картин Цоффани. Картинки из…

  • про разные картины

    JOHAN JOSEPH ZOFFANY. George III (1738-1820), Queen Charlotte (1744-1818) and their Six Eldest Children. 1770 Эта картина (в отличие от более…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments