mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про кубки, пляски и эпикурейцев

чем дальше, тем страньше

"..в экспозиции Британского музея... кубок Уоррена... стал частью своеобразной выставки, разбросанной по залам и объединенной в книге директора музея Нейла Мак Грегора «История мира в 100 объектах».
Серебряный кубок представляет... цивилизацию Древнего Рима. Еще совсем недавно предметы со столь откровенными эротическими сценами не покидали стен хранилищ или специальных кладовых. Сейчас эротические сцены... уже мало кого способны изумить..."
http://ancient-ru.livejournal.com/221642.html

ну то есть отдельная такая жесткая Э. определенной направленности в музее - ладно. ну мир нынче такой, шоу народам, деньги банкирам, мораль моралистам и тд.

ну то, что на римском кубке изображена такая вполне себе современная деревянная дверь, тоже ничего. я не специалист, я наверное неправильно римские дома себе представляю.

но вот рассказ о кубке со скелетами меня несколько удивил.
картинка:
http://www.deprisco.it/tesoro/alta/ModioloScheletri.jpg

"Вульгаризированные представления об эпикурейском моральном учении проявились в семантике декора двух серебряных кубков, которые были найдены в 1895 г. при раскопках на вилле близ Боскореале (местечко недалеко от Помпей, разушенное при извержении Везувия в 79 г. н.э.) и находящихся сейчас в Лувре. Эти кубки примечательны тем, что на них в виде веселящихся скелетов изображены знаменитые мужи Греции: на одном — Еврипид, Моним (ученик Диогена Синопского), Архилох и Менандр, на другом — Софокл, Мосхион, Зенон-стоик и Эпикур, каждый со своим атрибутом, характеризующим его деятельность или сущность его учения. Кроме того, на кубках есть пояснительные надписи. Еврипид представлен с тирсом, Зенон — с посохом и сумой нищего, Менандр — с факелом, Архилох изображен играющим на флейте. Главным персонажем на этом необычном пиру, несомненно, является Эпикур, окруженный хороводом больших и маленьких скелетов-символов...
Завершает этот dance macabre скелет, держащий в руке свой собственный череп и разглядывающий его. Ироническая надпись гласит, что когда-то это была голова цветущего здоровьем и красотой человека..."

"Во второй половине II в. до н.э. эпикуреец Гай Амафиний, в отличие от других учителей философии (перипатетиков, академиков и стоиков), преподававших по-гречески, написал первый философский трактат на латинском языке. В нем эпикуреизм преподносился в вульгаризированной форме как примитивное учение об удовольствии тела."

"Создатель кубка явно насмехался над Эпикуром, изобразив у его ног свинью. Известно, что типичным оскорблением в адрес последователей философа было выражение: «свинья из Сада Эпикура». Поэтому невозможно признать, что эти кубки были выполнены по заказу настоящего эпикурейца. Они отражают ложное мнение об этике Эпикура. Скорее всего, эти кубки так же, как и помпеянские фрески с фигурами пирующих скелетов, многочисленные геммы со скелетами и черепами [Furtwangler A. Die Antiken Gemmen. Berlin; Leipzig, 1900. Bd. III. S. 297–298. Tafl. XLVI.], сосуды из обожженной глины, украшенные изображениями скелетов, венков и музыкальных инструментов и надписями типа: «Приобретай и пользуйся», связаны с распространением псевдоэпикуреизма среди необразованной и развращенной части римского общества."
/ М.М.Шахнович. Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство."/
http://anthropology.ru/ru/texts/shakhn/death.html

Итак:
Эпикур жил в IV-III веке до н.э. стало быть Гай трактат изваял лет через 100 после идеолога.

в I веке н.э. в Помпеях, а также на вилле Боскореале вовсю использовали изображения скелетов и их хороводов в связи с учением 200-400-летней давности. то ли плохо понимали суть учения, то ли издевались над ним. г-жа Шахнович утверждает, что издевались.

Странно издеваться над 500-летней давности персонажами, кмк.
(Еврипид - 480 — 406 до н.э.; Моним - IV в. до н.э; Архилох - до 680 — ок. 640 до н.э.; Менандр - 342 до н.э.— 291 до н.э.; Софокл - 496 - 406 до н.э.; Мосхион (не знаю какой точно) - немного моложе Еврипида(sic); Зенон-стоик — 346-264 до н.э.)
и что-то в слишком разные века жили эти личности, некоторые так и задолго до Эпикура, с чего бы их объединять в одну шайку-лейку?

и пошла я к гуглу с вопросами)

когда собственно появились первые изображения скелетов в искусстве?

практически все ссылки - на средневековый сюжет, той самой dance macabre.
"Собственно жанр Пляски Смерти возник в Центральной Германии. Первоначальный текст, созданный вюрцбургским доминиканцем ок. 1350 г., вскоре был переведен на средневерхненемецкий язык: каждому латинскому дистиху оригинала стала соответствовать пара четверостиший, вложенных в уста скелета и новопреставленного. Всего здесь 24 персонажа: папа, император, императрица, король, кардинал, патриарх, архиепископ, герцог, епископ, граф, аббат, рыцарь, юрист, хормейстер, врач, дворянин, дама, купец, монахиня, калека, повар, крестьянин, ребенок и его мать. Имея сложное, отчасти ритуальное, отчасти литературное происхождение, вюрцбургская П.а С.и возникла как реакция на эпидемию чумы 1348 г. Вюрцбургская П.а С.и распространяется во второй половине XIV — нач. XV вв. по всей Германии, первоначально - в виде пергаментных полос-свитков размером 50 на 150 см. (Spruchband) или содержащих два-три десятка клейм пергаментных листов т in folio (Bilderbogen), и используется на манер латинских ехеmpа - как подспорье в проповеди.Издатели и коллекционеры ХУ-ХУ1 вв. придают П.е С.и новый вид - иллюстрированной народной книги (Blochbuch). При этом хоровод покойников дробится попарно, и каждой паре уделяется по отдельной странице.

В третьей четверти XIV в. доминиканские миниатюры появляются во Франции и достигают Парижа. На их основе в 1375 г. создается новая версия П.и С.и. Ее автор - член Парижского парламента Жан Ле Февр, поэт и переводчик, чудом избежавший смерти вовремя эпидемии 1374 г. Ле Февр перевел не сохранившуюся редакцию латинской диалогической П.и С.и.

Наибольшее распространение П.а С.и получила в Германии. В XV в. здесь возникли три ее разновидности — верхне-, нижне- и средненемецкая. Верхненемецкая представлена прежде всего П.ой С.и из Метница (1490г., стена склепа) и Ульма (1440 г., галерея монастырского двора); оба произведения состоят в ближайшем родстве с вюрцбургским диалогическим текстом. Исключительной популярностью пользовались в средневековой Европе базельские П.и С.и — Большая (фасад доминиканского монастыря, ок. 1440 г.) и Малая (крытая галерея в женском монастыре Клингенталь, 1450 г.). Ими вдохновлялись многие художники XV—XVI вв.; в частности, покаянная направленность Большой П.и С.и находит развитие в бернских фресках Никлауса Мануэля (1516—1519гг.). Будучи декоративным элементом архитектурных сооружений, базельские фрески играли важную роль в построении монастырского и городского пространства."
http://www.ec-dejavu.ru/d/Dance_macabre.html

вот тут оооочень много про Dance macabre (и не только) - http://offtop.ru/castles/v15_366837__.php

Итого:
сюжет dance macabre возник в 14 веке, предположительно в связи с эпидемией чумы, хотя у множества исследователей имеется множество идей, интерпретаций и тд по поводу того, что должен на самом деле символизировать данный сюжет.
в XIV или XV веке начали повсеместно подобными хороводами расписывать церкви. вроде бы древнейшие сохранившееся 1460 - 1500 гг.
начиная с появления в 14 веке, изображения скелетов прослеживаются непрерывно до наших дней, причем их соответствие реальной анатомии человека также непрерывно улучшается, видимо в соответствии с развитем медицины. помнится в школе еще рассказывают про тайные походы на кладбище ученых-медиков - с риском для жизни и во славу науки..
никто и никогда, по-моему, не расказывал про анатомический театр в древней греции. или я ошибаюсь?
на средневековых изображениях скелеты нарисованы с гораздо меньшим соответствием реальной анатомии, нежели на найденных римских кубках, кмк

еще интересно:
"Позволим высказать предположение, что традиция сопровождать пиры разглядыванием скелетов, рассуждениями о смерти и призывами пользоваться каждым моментом жизни как последним, была вопринята римлянами из Египта, наряду с некоторыми другими элементами египетской культуры. Именно там существовал описанный еще Геродотом обычай: «На пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносит кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу. Изображение представляет собой расписную фигуру величиной в один или два локтя с чертами покойника. Каждому сотрапезнику показывают эту фигуру со словами: “Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким”» (Hist. II, 78) [Геродот. История. Л., 1972. — Аналогичные призывы можно найти в памятниках древнеегипетской литературы как Древнего, так и Нового царств]."
***
не знаю, как насчет египта с геродотом, а вот здесь  http://marinni.livejournal.com/661496.html подобные предметы имеются в количестве.
"Гробики сначала делали как "memento mori"- напоминание о смерти, а с 1600 годов такие модели делали уже, как анатомические пособия."
самый ранний тут изображенный датируется 1500 г. н.э.
еще тут есть фреска с черепом из помпей. пирующих скелетов оттуда же - не нашла.
***
"Серебряные кубки из Боскореале с изображениями скелетов — чудесные образцы александрийского декоративно-прикладного искусства. Вероятно, использование изображений мертвеца или скелета, символизирующих скоротечность жизни и одновременно призывающих к наслаждению, пришло в Рим из Александрии, соединившей античную и восточную культуры."
"Что же касается проповеди плотских удовольствий и скепсиса в отношении страха смерти, то эти два жизненных принципа стали ошибочно приписываться Эпикуру и эпикурейцам. Причем, мнение это было настолько распространено, что в Новое время Эпикура даже считали автором «Экклезиаста»."
***это без комментариев***
там же ( http://anthropology.ru/ru/texts/shakhn/death.html)

еще в процессе поиска мне попалась связь dance macabre с реинкарнацией, оригеном, альбигойцами и др., но об этом может как-нибудь потом, хотя тоже очень интересно...

Tags: искусство, история, цивилизация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • про художника и портреты

    Johann Zoffany. Charles Townley in his Sculpture Gallery.1782 Towneley Park Дабы закончить с изучением художника Цоффани). Английские дворяне и…

  • про художника и разнообразие

    Дэвид Гаррик с женой у его Храма Шекспира, Хэмптон. около 1762 г. Yale Center for British Art Про разнообразие картин Цоффани. Картинки из…

  • про разные картины

    JOHAN JOSEPH ZOFFANY. George III (1738-1820), Queen Charlotte (1744-1818) and their Six Eldest Children. 1770 Эта картина (в отличие от более…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments