mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

как не надо смотреть картинки

во-первых, я ничего не успеваю(
во-вторых, помимо разных интересных книжек, про которые собираюсь немедленно написать свое "просвещенное мнение"))), предварительно облазив весь тырнет в поисках уточнений и разъяснений))), френдлента приносит другие разные неожиданные интересности, которые тоже требуют немедленного изучения, уточнения, высказывания мнения (кто б его спрашивал)))) и тд., поэтому см. пункт первый
в-третьих, невысказанное мой организм считает невыполненным заданием и числит долгом, хорошо хоть беспроцентным)
в-четвертых, опять не получаются стройные "измышления", а получается растекание по древу, уход в сторону от темы и прочие дефекты. ну или просто обрывки мыслей.
"в жизни как обычно нет гармонии"(с)

ну вот, пожалуйста, люди путешествуют с удовольствием, рассказывают о виденном, очень интересно:
http://ancient-ru.livejournal.com/222206.htm
Два храма на Бычьем форуме в Риме:
"Круглый посвящен Геркулесу Победителю, поскольку где-то здесь знаменитый герой прилег отдохнуть во время выполнения своего десятого подвига. А пока он спал, часть коров похищенных им у Гериона, в свою очередь украл ужасный трехглавый Как, сын Вулкана и Медузы, обитавший в пещере у подножия Авентинского холма. Проснувшись, Геркулес разыскал коров и победил Кака. Этот шаг к цивилизации и прославили римляне во II в. до н.э., построив храм на Бычьем форуме, где продавался скот."
***Шаг к цивилизации в виде разыскания украденных украденных коров и победы над Каком???***
"Второй храм, прямоугольный, стоит неподалеку и посвящен он богу Портуну, покровителю моряков. Что тоже понятно, поскольку Бычий рынок располагался на берегу Тибра, где к реке подходили и сухопутные торговые пути."

***Первый раз слышу про такого бога, требуются уточнения. Отступление 1.
Портун - в римской мифологии бог дверей, запоров и гаваней. http://izbakurnog.historic.ru/enc/item/f00/s14/a001462.shtml
Портун, лат. (Portunus, Portunus Pater, от portus, «порт») — бог-охранитель входной двери, или просто входов -  родственный древнему италийскому божеству Янусу. Впоследствии Портун стал также богом гаваней, портов и отождествился с морским божеством Меликертом. http://myfhology.info/gods/rome/portun.html
Портун или Портумн
(Portunus, Portumnus). Римский бог — покровитель гаваней, отождествляемый с греческим Палемоном, сыном Ино. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
ПОРТУН
(Portunus, Portunus Pater, от portus, «порт»), в римской мифологии бог дверей (возможно, близкий Янусу), но главным образом входа в реку или море, бог гавани (Verg. Aen. V 241). (Источник: «Мифы народов мира».)  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/978/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%BD
В римской мифологии Портун - бог-охранитель дверей, сын древнеиталийской богини Матер Матуты. Позже Портун был отождествлен с греческим Меликертом-Палемоном, сыном Ино-Левкофеи, и стал богом-охранителем входа в реку или в море, богом гаваней, покровителем терпящих бедствие моряков. (Источник: Легенды и мифы Древней Греции и Рима. Кондрашов А. П., 2005)  http://www.mifenc.ru/html/p/portun.html
*Дверей, гаваней или терпящих бедствие моряков??
Позже - это когда? Кем родственник Януса и сын Матер Матуты был отождествлен с Меликертом-Палемоном, сыном Ино?
ничего невозможно понять в этой каше под названием мифология.
*
***
"...В нартексе церкви установлен диск, который когда-то прикрывал древний канализационный люк, а потом превратился в «Уста истины». ***Очень символично, я считаю, превращение канализационного люка в уста истины***
"...Храмы по римским меркам совсем небольшие, поскольку создавались они во времена, когда царила простота нравов и образцом был Цинциннат. ... В 456 г. до н. э. в трудную минуту для государства сенат назначил его диктатором...
...В те времена храм Геркулеса Победителя мог казаться просто великолепным, поскольку он почти целиком сделан из мрамора.
...Храм Портуна построен из туфа и травертина и был покрыт стуком. Он сооружен в I в. до н.э. на древнем основании (VI в. до н.э.)
***тут я не понимаю когда царила простота нравов, в каком веке?***


http://img-fotki.yandex.ru/get/5309/27701632.45/0_621ff_983e29e9_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4412/27701632.45/0_62200_22a019f0_XL.jpg
"...А на этих гравюрах Пиранези – реконструкция храма Портуна, который тогда был известен как храм Фортуны Вирилис"
***Тогда - это во времена Пиранези (1720—1778)? В 18-м веке? был известен как храм фортуны, а потом стал храмом неизвестного Портуна? почему?
уточняем про фортуну, причем непременно Вирилис. Отступление 2.

"Фортуна (лат. Fortuna) — древнеримская богиня судьбы, культ её — один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (новенсилы, лат. di novensidenses). Предание, имеющее ясное представление только о позднейшей Фортуне, тождественной Тюхе, приписывает введение культа любимцу счастья, бывшему рабу Сервию Тулию. Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддаётся определению.
** вставка про Тюху. Отстуление 2.1:
Тюхе (Тихе, Тихэ, Тихея, «случайность», то, что выпало по жребию) — в греческой мифологии богиня случая и удачи.
В древнеримской мифологии ей соответствует Фортуна. Тюхе не встречалась в классической мифологии, а появилась только в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе. Она символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жизни.


Имя Тюхе, океаниды и спутницы Персефоны, впервые встречается в гомеровском гимне к Деметре, но этот персонаж не имеет ничего общего с богиней Тюхе.
У Архилоха Тюхе находится рядом с Мойрой; у Пиндара она — дочь Зевса и тоже близка мойрам. Павсаний соглашается со словами Пиндара, что Тюхе — одна из Мойр и она сильнее своих сестер. У орфиков Тюхе ассоциируется с Артемидой.
Тюхе персонифицируется в драмах Еврипида и выступает важной движущей силой в эллинистической драме. Действующее лицо комедии Менандра «Щит». Её статуя работы Праксителя в Мегарах. Статуя в Коринфе. Некоторые считают ее созвездием Девы. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D1%85%D0%B5
* Кто-нибудь что-нибудь понял???
* Оооо, про Тюху еще. Отступление 2.1.1: "рядом с Солнечной системой - в так называемом облаке Оорта - расположен какой-то очень массивный объект. Например, огромная планета, которая в два, а то и в четыре раза тяжелее Юпитера. Возможно, тоже газовый гигант. Или остывшая звезда...Сейчас ученые уже не сомневаются: гигантская планета существует. И называют ее Тюхе - по имени греческой богини удачи..." http://kp.ru/daily/25637.5/802557/
*ну почему просто нельзя посмотреть римские картинки и получить удовольствие? почему нужно вечно зарыться в какие-то дебри в поисках несуществующей истины?!
**
"Судя по характеру праздника Fortis Fortunae и времени его (24 июня), можно думать, что первоначальное значение богини было земледельческое — обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца. Другой характер имеет Фортуна скотного рынка; её тесная связь и соседство с Матер Матута (лат. Mater Matuta) позволяют думать, что, как и Матута, она была богиней-покровительницей женщин; на это же указывает и смешение её с Пудицитией  (лат. Pudicitia), и обычай невест приносить в дар этой Фортуне Девической (лат. Fortuna virginalis) свои девические платья. Той же богине посвящён был другой храм на Латинской дороге, основанный, по преданию, Кориоланом, где богиня почиталась под именем Фортуны Женской (лат. Fortuna muliebris) . Такое же отношение к женщинам видно и в культе Фортуны Мужской (лат. Fortuna virilis), которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество её совпадало с праздником в честь Венеры. Таким образом, наряду с богиней-покровительницей чистоты и целомудрия, она покровительствовала противоположным качествам женской природы." http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B0
* судя по приведенной цитате, это был храм неприличных жещин. связь с моряками, конечно, прослеживается, но вот символика и содержание...*
Дальше про Фортуну, Плиния Старшего и, как ни странно, дебет с кредитом:

"Культ Фортуны заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились её храмы в Анции и Прэнесте. Особенно знаменита была прэнестинская богиня, прозванная Primigenia, то есть перворожденная дочь Юпитера. Эта чуждая латинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного, может быть греческого влияния. Характер богини, как покровительницы женщин и их плодовитости, сказывается в посвящении ей надписей матронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенно галльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертой прэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; они записывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий (sortes). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениям черта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим.

Publica p(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что даёт право заключить, что культ прэнестинской богини перешёл в культ богини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастья вскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов. Боги-покровители определённых лиц, групп, учреждений, дней, времён года и т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятие счастья и удачи на тысячи мелких частей.

В виду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего: «по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают. С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей насчёт ставится и дебет и кредит, и во всех расчётных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу».

*о, дебет с кредитом тогда уже был известен? Отступление 2.2

"ДЕБЕТ И КРЕДИТ, СЛОВА-ЗАГАДКИ
Была великая страна. Она называлась сначала Римской республикой, потом Римской империей. Потом она исчезла. Прошло много лет и ее попытались возродить под названием Священной Римской империи германской нации. В начале XIX в. и от этого пустого титула пришлось отказаться.
Но наша тема возникла не в этой фиктивной империи, а в империи настоящей. Именно там, в Древнем Риме, появились эти загадочные слова: дебет (лат. debet - он должен) и кредит (лат. credit - он верит). Названия возникли раньше, чем люди узнали двойную запись. А когда эти два слова стали популярны, то их начали употреблять и в широком смысле. Немецкий писатель Г. Фрейтаг (1816-1895) назвал ими свой самый известный роман, идея которого сводится к тому, что когда в жизни каждого человека дебет и кредит сходятся, то он, человек, и его семья достигают полного счастья. " http://www.iservice.ru/gazeta/index.phtml?id=2&n=10
*Прэлестно!)))
А когда эти слова стали популярны? когда люди узнали двойную бухгалтерию?
http://rfei-club.narod.ru/lb3z.htm
* тутошний текст я не поняла. в 13 веке какой-то флорентиец начал использовать двойную запись, используя древнеримские термины. (видимо записей собственно древнеримских бухгалтеров не сохранилось-таки). почему-то дальше упоминаются авторы 18-19 веков, считавшие двойную бухгалтерию сплошным обманом. дальше идут слова "прошло много лет" и рассказ о революционных изменениях в бухучете в эпоху Возрождения. Ничего непонятно.
но - 13 век, потом Возрождение, потом 18-ый век. такая хронология истории двойной бухгалтерии. интересно, авторы специально так пишут, чтобы все сразу запутались и дальше в тему не углублялись?*
*еще:

"...Почему, всё-таки, "дебет слева, кредит справа"? Достаточно отметить, что речь идет о техническом приеме, некой общепринятой условности. Когда-то расположение записей могло быть и иным. Например, в ранне-тосканской форме бухгалтерского учета, страница делилась посередине горизонтальной (а не вертикальной) чертой. При этом дебет (точнее, записи по дебету счета) располагались сверху, а кредит, соответственно, был снизу. Однако впоследствии, в генуэзском и венецианском методах, страницы стали делить вертикально: так удобнее. Вот что пишет об этом в своем знаменитом трактате "О счетах и записях" (издан в 1494 году в Венеции) Лука Пачоли: "...статья должника помещается по левой, а верителя - по правой стороне". Должник и веритель - это дебитор и кредитор соответственно..." http://1001.ru/books/bookkeeper/002.html
*ну, знаменитый трактат, как и все прочие подобные знаменитости издан в италии в конце 15-го века.
а Плиний старший знал про "ту и другую страницу", кстати))
а немецкий писатель 19-го века явно свел вместе понятия дебета, кредита и счастья.
так когда эти слова стали популярны???
***

Возвращаясь к нашей фортуне:
"Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всей римской империи; её изображение появляется в домашних святилищах, на монетах и ещё чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает, вместе с Меркурием — таким же богом материальной выгоды и удачи — на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и так далее. Популярности богини содействует и то, что она входит, как официальная составная часть, в культ императоров, под именем Фортуна Augusta, наряду с гением Августа; в Помпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. В Риме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г. до н. э. пользуется Г. Redux. Культ Фортуны сохраняет своё официальное значение и после Августа, до поздних времён империи. Изображается Фортуна обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одной рукой на колесо, а другой держащей рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут — колесо. Дифференциация характеризуется присоединением атрибутов, например, корабельного носа (F. navalis).
Изображению Фортуны приспособляется к целому ряду персонификаций, стоящих с нею в более или менее тесной связи: Felicitas, Hilaritas, Concordia, Fides и др. так или иначе примыкают к её типу. В силу всеобъемлющего её значения с нею легко сливаются другие божества; так Фортуна сливается с Изидой, завоёвывающей себе в Риме, начиная с I в., огромную популярность; появляется даже прямое олицетворение её всеобъемлемости — культ F. Panthea. Ср. Preller, «Romische Mythologie» (II, 179 и сл.); Peter и Drefler у Roscher’a, «Lexicon der Mythologie» (I, 1503—1558); Wissowa, «Romische Religion and Kultus» (206 и сл.).
Храмы
Древнейшими храмами её были fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae, на Бычьем форуме (forum boarium) в Риме. Первый храм F. primigenia посвящён был, в 194 г. до н. э., на Квиринале; вскоре тут же возникли ещё один храм той же богини и храм F. publica, поэтому местность стала называться ad tres Fortunas. "
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B0

*** Так какой фортуне был посвящен храм на Бычьем форуме? я не поняла***
*** Нет бы тут остановиться...


продолжение следует(...

Tags: история, храм, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про еще одного художника

    Август, герцог Сассекский (Augustus, Duke of Sussex) (1773-1843) ок. 1805-10. Масло на меди (Oil on copper). 61.0 x 46.0 cm Работы Стрёлинга в…

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments