mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про Клода Л.-3

Но в основном про другое.

С именем Клода (Лоррена) оказалось связано загадочное приспособление, именуемое англо-вики стеклом Клода или черным зеркалом (A Claude glass or black mirror).
Я не нашла, "как это сказать по-русски", в вики-р стекла нет, а поиск выдает бесчисленное количество черных зеркал-игр-сериалов-телепередач и пр.
Не знаю даже, известно ли это приспособление у нас вообще.
"Оно лихо использовалось художниками в Англии в конце 18 и начале 19 веков в качестве основы для рисования эскизов живописных пейзажей."
"Стекло Клода названо в честь Клода Лоррена, пейзажиста 17-го века, имя которого в конце 18-го века стало синонимом живописной эстетики. Стекло Клода должно было помочь художникам создавать произведения искусства, аналогичные Лоррену. Уильям Гилпин, изобретатель живописного идеала, выступал за использование стекла, говоря "оно дает объекту природы мягкий, сочный оттенок, как краски этого Мастера»."


Эта картинка Лоррена используется во всех 7 виках, повторяющих практически один и тот же текст про черное зеркало Клода.

Хотя вики-а не утверждает, что Клод изобрел это стекло-зеркало, другой источник делает это :))
"...было изобретено французским художником Клодом Лорреном в семнадцатом веке".
Там же сообщается, что "стекло Клода вышло из моды около середины девятнадцатого века, вероятно, из-за враждебности Джона Раскина, влиятельного арт-критика, который раскритиковал их в «The Elements of Drawing», потому что они фальсифицировали внешний вид (appearance); он предпочитал, чтобы художники работали непосредственно с натуры. Фотография была на подходе и заменяла некоторые функции рисования вручную, но Раскин также предупредил об опасности для художников фотографии: тени на фотографии были темнее в четыре раза по его расчетам. Его идеи были подхвачены французскими импрессионистами, которые относились к нему с восхищением."

Вероятность изобретения самого Клода англичанами в конце XVIII века, на мой взгляд, слегка увеличивается))).

Обнаружив имя Раскина-Рёскина в третьем художественно-галерейном журнале, решила все-таки поинтересоваться персонажем, хотя бы бегло.
Выяснила, что Бриан Рёскин - это голова :))
Но непонятно, почему у нас он обзывается Рёскиным, когда он явно Раскин, а может быть даже Рускин - Ruskin :)

"Джон Раскин (8 февраля 1819 - 20 января 1900) был ведущий английский художественный критик викторианской эпохи, также меценат, рисовальщик, акварелист, видный общественный мыслитель и филантроп. Он писал на такие разнообразные темы, как геология, архитектура, миф, орнитология, литература, образование, ботаника и политическая экономия. Его письменные стили и литературные формы были так же разнообразны. Раскин писал эссе и трактаты, стихи и лекции, путеводители и руководства, письма и даже сказку.
Он был чрезвычайно влиятельным во второй половине 19-го века и вплоть до Первой мировой войны. После периода относительного упадка, его репутация постоянно улучшается с 1960 года с публикацией многочисленных научных исследований его работы. Сегодня его идеи и проблемы получили широкое признание, как предвидение интереса к энвайронментализму, устойчивости и ремеслу (environmentalism, sustainability and craft).
"

Очень значительная личность оказалась.
Очень много букв в вики-а)).
Вики-ру, конечно, гораздо лаконичнее, но из нее можно узнать, что "Творчество Рёскина оказало значительное влияние на Уильяма Морриса, Оскара Уайльда, Марселя Пруста, Махатму Ганди, а в России — на Льва Толстого. В Новом Свете его идеи пытались воплотить в жизнь сеть утопически-социалистических коммун, включавших «Колонии Раскина» в Теннесси, Флориде, Небраске и Британской Колумбии."

Из всего обширного творческого наследия Раскина мозг зацепила его борьба с классицизмом и восхваление готики, как стиля, гораздо более близкого к природе.
Ну, не знаю, "жираф большой, ему видней" про природную близость, но по крайней мере, теперь-то мне известно, кому обязана вся эта готическая вакханалия позапрошлого века)).



Биография Джона заинтересовала больше, но не проблемы с психикой и не вероятная любовь к маленьким девочкам.

Занятно про родителей.
Дед Джона, Джон Томас, был то ли бакалейщиком в Эдинбурге, то ли оптовым торговцем, но в любом случае "неадекватным бизнесменом", и наделал долгов, которые пришлось разгребать отцу Джона, Джону Джеймсу (1785-1864), который занялся торговлей вином и хересом, основав фирму "Раскин, Телфорд и Domecq", и с дедушкиными долгами рассчитывался много лет. Поскольку дана ссылка на нынешнюю Allied Domecq, видимо, предполагается преемственность и успешность папиного стартапа :).
Мать Джона, кузина папы Джона "с английской стороны" - Маргарет Кокс, урожденная Кок (Margaret Cox, nee Cock) (1781-1871). Непонятно, как Кокс может быть урожденной Кок, разве что она уже была замужем за этим Коксом, до того как стать компаньонкой бабушки Джона.
Обручились Джон Джеймс и Маргарет в 1809, когда девушке было 28, а поженились в 1818, когда ей было 37, да и то "без празднования", поскольку дедушка против брака сильно возражал.
Джон родился, соответственно, когда маме было 38.

Удивительная удача для женшины в те времена, я думаю.
Вот Параша Жемчугова, про которую я как раз вчера читала в связи с посещением Кусково, родила в 34 и через три недели покинула сей мир. Ей не повезло.
А мама Джона дожила до 90 лет потом.
Хотя, памятуя о возрастных несостыковках в истории мамы Тургенева Иван Сергеича, можно начать подозревать всеобщие возрастные несостыковки на рубеже XVIII-XIX вв.
С другой стороны, может тогдашние жители действительно были здоровее нынешних? Хотя бы некоторые)).

Вся семья, начиная с раннего джонова детства регулярно и со вкусом путешествовала по европам. Францию мальчик впервые посетил в 6 лет, Ирландию в 11, Италию в 14.
Первый раз путешествовать в одиночестве Джон отправился в 26 лет, но и после этого совместные поездки не прекратились. Даже женившись, Джон отправился в Европу с родителями, оставив дома жену, которая "была слишком больна, чтобы провести европейское турне".
Последний раз в "семейный тур" Джон ездил в 1859 году. Его маме было 78 лет, папе 74 года. Какие героические люди!
Дальше мне стало неинтересно.
Думаю, кстати, что про Раскина я читала в связке с пре-рафаэлитами, но тогда не впечатлилась почему-то и напрочь забыла.

Больше всего меня занимает вопрос, почему у Джона было только одно имя, хотя у папы и дедушки по два :)).

Tags: живопись, искусство, история, люди науки, тексты, чтение с интересом
Subscribe

  • про необходимость

    вернуться, может быть. Ну как-то не думается, не интересуется, не пишется почему-то. Мозг отчаянно скучает, но меня не замечает, на запрос не…

  • про очень старые новости

    Некоторые особо одаренные личности хранят старые газеты (частично). Некоторые в них копаются). Поскольку в этот день (и в разные другие тоже) я…

  • (no subject)

    Тут некоторые в ближайшем окружении внезапно совсем нюх потеряли. В смысле запахов не чувствуют. Возрастающая неопределенность, да. Ждем-с.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments