mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:
Почитала повнимательнее книжку 1912 года - Юрий Шамурин, Культурныя сокровища России, выпуск 3.
Подмосковныя.
(Автор категорически опускает существительное к этому прилагательному, так что, видимо, можно считать прилагательное  существительным. Типа, "я поехал в свою подмосковную" - усадьбу, а не деревню, например.)



Краткий конспект введения.
Основы "усадьбоведения" были положены еще в конце 18 века, но в 1830-х совершенно заглохли на 50 лет.
В редких журнальных публикациях внимание уделялось истории, преданиям и биографиям.
Интерес к усадьбам возродился в 1880-х, сначала с сатирической стороны, превратившейся затем стараниями Тургенева в печально-лирическую.
"Нежная грусть старых усадеб быстро стала одной из стихий русской души <...> Старый быт усадеб, золотой век, когда их украшали, обстраивали, когда еще были живы создавшие их, совсем не привлекал тех, кто любил грезить в заросших парках..."

Под каждой цитатой автоматически должно стоять "без комментариев", символизируя мое личное отношение к прочитанному :).
Многоточия без угловых скобок - авторская пунктуация, если что.

"В первые годы новаго века деятели журнала "Мир искуства" открыли русскую художественную культуру 18 века. Из-под вековой пыли были вытащены дивные портреты, прекрасные здания, целое забытое искусство"

Художественное изучение усадеб продолжил журнал "Старые годы", выходящий с 1907 года.
"Оказалось, что наследство, оставленное 18 веком, громадно. <...> Выросло целое обширное "усадьбоведение", открывшее пленительную сложность русскаго 18 века. Стала очевидной связь современной культуры и творчества с ним, и в то же время преемственность, несмотря на крутой внешний перелом, между до-петровской Русью и Санкт-Петербургской культурой 18 века."

"Долго 18 век тенденциозно считали чужой, мелкой и безцветной эпохой. Теперь этот взгляд уже не мыслим: слишком много нитей нашлось между ним и нашим временем. В Московской губернии, где больше всего сохранилось старых усадеб, народ, несмотря на энергичную "варку в фабричном котле", все еще помнит о временах барщины. Еще живы песни, сложенные в 17 веке, рассказывающие о занимавших народное воображение местных событиях. Еще много хранится преданий и старых слухов о кладах, о зароках и призраках <...>
В заброшенном и полуразрушенном доме Горенок, бывшей подмосковной А.К. Разумовского, бродит по ночам какой-то граф, умерший нехорошей смертью, и не может найти себе покоя
."
И тут же
"О 17 же веке народ прочно забыл, но барщину помнит и в этом есть глубокая правда: из летописей русской культуры нельзя безнаказанно вырвать ни одной страницы 18 века."

"С точки зрения подобной попытки раскрытия русскаго 18 века является ненужной полная летопись описываемых усадеб, не нужна также и систематическая регистрация их: того, что подскажет нам красота и судьба Кускова, Останкина, Марфина, не дополнят фолианты протокольных описаний усадеб, в которых интересна или деталь, или случайная бытовая страница..."

"В психологии старо-русскаго человека было прочно заложено какое-то отвращение к земной пышности, равнодушие к материальной культуре. Исключение делалось только для "дома Божьего", для церкви. <...> Поветрие земной пышности идет с Запада и терпит упорное противодействие. Крепкая старая Москва не мирится и иронически смотрит на господствующую "суету сует", но из прорубленного Петром на севере окна упорно несется зараза: люди начинают строить невиданные дома "на немецкий лад", носить дорогое расшитое платье, окружают себя великолепием и комфортом, от которых еще долго открещиваются староверы."
Но
"Новый уклад жизни неустанно просачивался в Москву, внося с собой веселье, шум, упоение жизнью и легкомысленную роскошь."

Елизавета очень любила Москву и часто ходила на двор построила кучу великолепия, включая трельяжи и насыпные острова, но ничего не сохранилось абсолютно.
Даже насыпные острова рассыпались, видимо.

"Создается новый тип просвещеннаго эпикурейца, мечтателя и эстета, умеющего строить жизнь по своему идеалу" и еще много букв на эту тему.

От екатерининских "подмосковных" осталась хорошо, если одна из десяти, от остальных ничего.
Москва до пожара исключительно развлекалась: "Спектакли, балы, гулянья, маскарады, обеды тянутся непрерывной цепью"
Но
"В интересах объективности нужно добавить, что это не всегда были изящныя и культурныя развлечения." Много букв и на эту тему тоже.

"Изучая нравы и социальныя отношения, приходишь к выводу, что весь русский 18 век был мрачной, лицемерной эпохой крепостничества. Изучая искусство, читая мемуары и дневники, - начинаешь думать, что не было в России времени более культурного, красивого и благородного".
Вывод : "и понятно, что горсти европейцев, оторванных от родной земли, противопоставляющих себя народу, ничего иного не оставалось, как прожигать жизнь и средства, освободив себя от всякой связи с окружающей жизнью!"

"Шизофрения, как и было сказано"
Без комментариев, однозначно.
Tags: история, тексты, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • (no subject)

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments