Тема Венеции и ее знаменитого палаццо Дукале последнее время периодически всплывает то с одной стороны, то с другой. А третья перекликается с первой и возникают неожиданности.
В свое время при посещении дворца меня сильно зацепила перевернутая карта. Она висит на стене в Гербовом зале (sala dello Scudo или Sala delle Mappe), изображает часть Азии и часть Америки, разделенные Тихим океаном. Вообще карт там больше, может, четыре, но только на этой север внизу, а юг, соответственно, вверку. На остальных изображено что-то европейское и очень подробно. И вот как-то у меня не получилось представить себе представления о географии тамошних великих мореплавтелей.
Поскольку фотографировать во дворце запрещено, накупила разных книжек в надежде что-нибудь про карту узнать и получше ее разглядеть.
Куда там, картинок не нашла, практически ничего не узнала. Поиски забросила тогда.
Решила внезапно на днях проверить, оказалось, карта более-менее пристойного разрешения есть.
вот тут
Еще не так давно вышла книжка "The Mapping of Power in Renaissance Italy", там карту даже напечатали, что удивительно, поскольку раньше старательно замалчивали.
Но в книжке тоже не объясняется, почему север внизу.
Все путеводители по палацце повествуют о древней истории, некоторые подробно описывают, чем здание было украшено в 14 и 15 веках, какие художники рисовали там свои шедевры, а потом бац - "не бывает", - в 1483 году все сгорело. Дальше долго описываются украшательства 16 века, а потом бац-бац и все сгорело два раза в 1574 и 1577 годах. Потом начинается описание последующего восстановления, сопровождающееся всякими увертками - а вот это не сгорело и это тоже чудесным образом спаслось.
В путеводителе на русском все карты датируются 1762 годом.
В книжке на английском написано следующее
"Оригинальные версии карт были сделаны после пожара 1483 географом и гуманистом Джованни Батиста Рамусио (Giovanni Batista Ramusio), Джованни Доменико Зорзи из Греции (Giovanni Domenico Zorzi of Greece), Джакомо Гасталди из Пьедмонта (Giacomo Gastaldi of Piedmont). Они были полностью обновлены с добавлением дальнейших рисунков по запросу дожа Марко Фоскарини (Marco Foscarini) в 1762-1763 гг.
Работа была быстро выполнена картографом Франческо Гризеллини (Francesco Grisellini), которому ассистировал Джиустино Менескарди (Giustino Menescardi), добавивший описания и фигуры. Карты показывали страны на всех континентах, средиземноморские государства, Скандинавию и ближние острова арктического океана, регионы Северной Америки, земли, обрашенные к Южной Атлантике, Китай, Индию и Малую Азию. Они также отметили путешествия некоторых знаменитых венецианских открывателей." (The Doge's Palace, Италия, 2011)
Ну то есть получается, что карты как бы нарисовали давно, а в 18 веке их только перерисовали, добавив новейшие данные и написав слова про путешественников, включая Марко Поло. Ну вот, вроде бы в 16 веке так видели, а в 18 не стали исправлять глобально, а просто тихонечко что-то подкрасили.
Точная дата первого нарисовывания не указывается, пожары 1574 и 1577 обходятся молчанием.
Дальнейшая путеводительная история дворца никаких пожаров не содержит, про перестройки или не упоминает, или невнятно бормочет тихонько под нос.
Бормотание выглядит примерно так:
После падения республики дожей в 1797 году "имели место вандализма и воровства", "трансформации, которые имели место в первое десятилетие после падения республики 1797 г. и которые (хорошо это или плохо) продолжались на протяжении века, сделали сложным понимание или по крайней мере представление оригинального облика тех интерьеров и практических и логистических решений", административные офисы "никогда не были очень удобными в холлах такого рамера, в сложных проходах", "серьезный риск разрушающих пожаров был вызван печами, которые обеспечивали минимальный комфорт для тех служащих, которые исполняли свои обязанности в огромных ледяных залах дворца, уже в 1826 году император Франциск 1 приказал перенести все юридические и административные офисы куда-то (elsewhere). Такими образом дворец дожей стал монументом, памятником и музеем иллюстрированной истории славного прошлого."
Огромный холодный дворец с запутанными переходами между помещениями оказался крайне неудобен для существования, при этом, после столетия перестроек трудно понять, что и где было раньше и как это вообще функционировало.
А там еще и дожи жили как-то.
"После того как коридор из апартаментов дожа в базилику был разрушен в самом начале 19 века, эти пространства были включены в дворец патриарха, который был построен в 1840-х и был доступен от площади Леонсини (стоит напомнить, что Наполеон решил в 1807 году перенести кафедральный собор венеции из Сан-Пьетро-ди-Кастелло в собор Святого Марка)" (The Doge's Palace in Venice, Giandomenico Romanelli, Italy, 2011)
Опять Наполеон, устраивающий культурные революции по всей Европе, да.
Наполеон еще отказался использовать дворец в качестве королевской резиденции, и из текста непонятно, Габсбурги тоже отказались или что.
"Существовало большое количество реставрационных проектов за последние два века, из которых наиболее сложная работа, связанная с внешними фасадами была произведена в 1876-1877 гг. Вопросы устойчивости и сохранения в то время привели к необходимости переместить или удалить 42 капителя с портика и лоджии, заменив их копиями."
Оригиналы хранятся в Museo dell'Opera на первом этаже дворца.
"В зале четырех дверей (Sala delle Quatro Porte) разрушения в результате пожара 1574 г были быстро исправлены Антонио да Понте (Antonio da Ponte) по дизайну Андреа Палладио (Andrea Palladio) и Джованни Антонио Рускони (Giovanni Antonio Rusconi)."
Через несколько лет были добавлены еще украшения и росписи по заданной иконографической программе. "Изначально они были нарисованы Якопо Тинторетто в 1577 г., но лишь немного осталось от его работы в результате реставраций и некоторых sometimes complete replacement to counter age and damp между 17 и 19 веками".
Затронул ли пожар 1577 года только что нарисованное, не сообщается.
Про чуму нигде не упоминается вообще, но в зале Коллегии имеется картина "Дож Альвиз Mocenigo просит Искупителя об окончании чумы в 1576 году".
Хосты Беллини и Тициана, украшавшие зал, сгорели в 1574, после этого картины для него рисовал Веронезе в 1575-1577 гг. и, видимо, чума никак ему не помешала. Якопо и Доменико Тинторетто перерисовывали сюжеты Тициана там же в 1581-1584 гг.
Зал сената не избежал пожара 1574, но был быстро восстановлен под управлением Антонио да Понте. Украшения в комнате были закончены в 1775 г. двумя работами Тьеполо.
Про несколько работ Веронезе сообщается, что это копии, а оригиналы были вывезены французами в разные годы.
В Sala dell'Armamento (del Guariento) сейчас располагаются остатки большой фрески 14 века, выполненые Гуариенто и уничтоженные в результате пожара в 1577 г. Они были найдены под тинтореттовским Раем и отсоединены в 1903 году. Вот это как получилось вообще? Непонятно абсолютно.
В зале голосования (Sala dello Scrutinio) пожар 1577 года уничтожил все произведения искусства, в частности, работу Тинторетто "Битва при Лепанто". "Быстро произвели реставрацию, художественную программу зала попросили опять составить монаха Джироламо де Барди. Но это было темой изменений и замен на протяжении времени с огромным количеством поздних добавлений". Время добавлений не указывается.
В этом же зале висит картина Битва при Заре (Задар в Хорватии), написана Я. Тинторетто с помошниками. Описана так "Battle of Zara (1346) by Jakopo Tintoretto". Битва при Заре произошла в 1202 году, если что. Картина вроде бы должна датироваться 1584 годом. Что такое это 1346? Непонятно.
Еще пара мелочей:
Sale della quarantia criminale e dei Cuoi - вся мебель и украшения из нее были вынесены за исключением wooden stalls после падения республики.
Sala degli Avogadori di Comun - нынешний вид комнаты не соответствует оригинальному облику времен республики, имели место изменения и сносы во время работ во дворце в 19 веке.
Все эти невнятные намеки, несостыковки и пр. вполне могут нарушить стройную историчскую концепцию палаццы, да и города в целом.
Но есть еще один аспект, случайно всплывший.
В описании Sala delle Quatro Porte встречается имя дизайнера Джованни Антонио Рускони (Giovanni Antonio Rusconi).
По удивительному совпадению, фанатичным поклонником и исследователем Венеции через триста лет оказался небезызвестный (мне с недавних пор) Джон Рускин (Рёскин, Раскин, John Ruskin), яростный проповедник готики тож.
Посетив Венецию в 1849 году, в 1851-53 издал книгу Камни Венеции (The Stones of Venice) в трех томах, включив во второй том "The Nature of Gothic", в корне изменившую отношение к этой самой готике у всего цивилизованного мира.
В 1876-1877 годах Рускин провел в любимом городе длительное время, как раз во время значительных реставрационных перестроек палаццо, включая замену капителей на фасаде.
В статье John Ruskin and Venice есть восхитительные фразы:
Henry James said of The Stones of Venice, “Ruskin has made Venice his own, and in doing so, has made her the world’s.” (Генри Джеймс сказал один про Камни Венеции - "Раскин сделал Венеции своей собственностью, и при этом сделал ее в мировой").
These are the kind of detailed studies that Ruskin did that prompted a later observer to note that if Venice were ever destroyed, it could practically be reconstructed through Ruskin’s meticulous drawings.
Раскин сделал такие детальные исследования, побудившие позже наблюдателя отметить, что если бы Венеция была когда-либо уничтожена, то она могла быть практически реконструированной посредством тщательных рисунков Рескина.
Я глянула эти Камни. На мой взгляд, они вполне могут подойти как руководство по постройке (особенно, первый том) и украшательству, с чертежами и эскизами.
Такие вот пироги.
Слишком много
Но всякое бывает, конечно, в этом лучшем из миров.
А занятно, что дож по английски пишется как Doge, почти как dog)).
PS. Попытка добавить кнопку