mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про Фиренцу и Сан Миньято

Базилика Сан-Миньято-на-горе посвящена по официальной легенде первому мученику Фиренцы, армянскому принцу Мине Флорентийскому. Менее официальные легенды содержат разные версии - из Рима, из Сирии, из Египта, местный житель, перепутанный с египетским святым. Святых Мин вообще числится штук восемь, так что перепутать нетрудно.
При базилике некогда был основан одноименный монастырь, но при подъеме на холм вокруг ожидаемого монастыря внезапно! обнаруживается еще и форт.





Всякие вики подробно описывают украшения базилики 13-14-15 веков и сообщают, что она как бы стоит неперестроенная с 12 века.
Монастырь ныне занимают монахи-оливеты (оливетинцы) бенедектинского ордена.
Вход в базилику свободный, но в ней практически отсутствует освещение и разглядеть красоты очень непросто. Свет можно включить, заплатив некоторое количество монет, но при мне никто этого не сделал).

В монастырском магазинчике не пожалела десять евро за сан-миньятовский путеводитель и впоследствии не пожалела)), получив возможность увидеть все, неувиденное в темноте.
Дальнейшие сведения взяты из этой замечательной книжки, изданной в английском варианте в 2010 году.

Вольный перевод прочитанного, с пропусками разных подробностей:
В дороманский и романский периоды холм назывался Elisboth или Elisbots и означал священный лес, посвященный горным духам (mountainous divinities) и, возможно, солнцу.
В средние века был известен как гора Флоренции, а также королевская гора (Mons Florentinus, Mons Regis). Священное предназначение ее, возможно, относилось к мифической (mithical) Arx Vetus (Ancient Stronghold, древняя крепость), от которой существуют мистические следы в названии места Арчетри (misterious traces of its place name at Arcetri).
Первые христиане выбрали выбрали Monticulus (Little mount) как почитаемое место для захоронения Миниаса (Minias), первого флорентийского мученика, казненного Децием. Неизвестно, была ли ориганальная крипта перемещена на языческое святилище, но место стало известно как гора святого Миниата только с 5 века.
Документальное подтверждение первой церкви каролингского стиля относится к 8 веку, возведена она была на пожертвования самого Шарлеманя.
Нынешнее здание, заложенное Гильдебрандом в 1018 г., было построено в течение 11 века в 3 этапа - возведение крипты в 1062; боковые нефы с первой очередью фасада - в 1070; разрушение первоначальной церкви внутри построенной, сооружение 9 ниш на каждой строне с колоннами, вторая окончательная очередь фасада - в 1207.


**Привычка строить новые храмы вокруг старых, не закрывая их, мне уже знакома, та же Санта-Мария-дель-Фьоре, например, строилась стопятьсот лет вокруг действующей все это время Санта-Репараты. С точки зрения отправления религиозного культа, кмк, это нонсенс, с точки зрения использования старого сооружения в качестве строительных лесов для нового хоть как-то разумно, в целом же, на мой взгляд, это фантастика**

Элементы конструкции (базилика), и декора (цветная мозаика) отсылают нас к классическому и византийскому стилям.

Тимпан украшен большим бронзовым орлом, эмблемой
Arte di Calimala (гильдия торговцев тканями), но служит также символической и непрямой отсылкой (but also a symbolic and indirect reference) к imperial regality of Dantesque memory.

**Мне не удалось понять, что означает "imperial regality of Dantesque memory". Про гильдию занятна фраза из вики-и: "Название Calimala является глубокой древности и неясной этимологии. Хотя первоначальные архивы самого раннего Arte di Calimala погибли в пожаре 18-го века, обильные экземпляры, сохранившиеся в Государственном архиве Флоренции, документируют устав гильдии и ее деятельность." Без комментариев.**

Мраморное ограждение внутри, соединенное с пресбитерием, датируется 1207 г. Великолепный амвон (ambo) на классических колоннах и огромная мозаика Пантократора на потолке апсиды были выполнены в 13 веке.
Дворец епископа был воздвигнут между 1294 и 1320 справа от церкви, на месте спедале. Был восстановлен (restored) в том же стиле в 1902-1904 гг.

Монастырь был просто бенедиктинским до 1373 года, после чего в него пришли оливеты (olivetan), основанные в 1319 г. Беато Бернардо (настоящее имя Giovanni Tolomei).
Первый оливетский монастырь Бернардо организовал в Dessert of Accona near Siena, который (которая) после явление Мадонны этому Бернардо, стал называться Monte Olivetto.
Первый оливетанский монастырь в Фиренце был San Bartolomeo al Castagno на холме, также названном Оливковой горой, а Миниато стал вторым, без переименования.
В 1460-66 ученик Брунеллески (который его предал, перейдя к Альберти), Antonio Manetti Ciaccheri, воздвиг новую капеллу, посвященную кардиналу Португальскому, Джеймсу Лузитанскому.
в 1523 гильдия торговцев заказала Бачо Даньоло проект башни-кампаниллы, которая пострадала во время осады Фиренцы в 1529-1530 гг, прежде чем была достроена.

Козимо-1-Медичи (1519-1574) выгнал монахов-оливетов, когда решил включить монастырь в систему новых защитных укреплений.
В 17 веке комплекс был отдан иезуитам, которые оставались в нем до 1773 когда их упразднили.
в 1785 передан оливетам.
В 1808 Наполеон конфисковал монастырь.
С восстановлением монархии в 1820 г. Леопольд-2 передал его Pia Opera degli Esercizi spirituale, основанной в 1703, а в 1844 г. комплекс снова отдан иезуитам.

Так как военные укрепления больше не использовались в 1837 году было решено преобразовать бастион в монументальное кладбище. Проект был составлен через 10 лет архитектором Niccolo Matas, который также проектировал фасад Санта-Кроче.
Между поздним лорренским периодом и аннексией Тосканы новым итальянским королевством шла перестройка здания в попытках восстановить оригинальный стиль.
Колонны в нефе, полностью покрытые имитацией мрамора (гипс и мраморная пыль (powdered marble)), были restored by Bernardo Bernardini, неф перекрашен.

Мозаики в апсиде и на фасаде restored by Antonio Gazzetta в 1860.

Про мозаики также сказано, что помимо документированных реставраций 14 и 15 веков, были и недокументированные, как, например, после землетрясения 1895 года. Про землетрясение, кстати, информации вообще нигде нет никакой. А от него еще и гильдейский орел рухнул сквозь крышу.

В 1864 году была построена пьяцале Микеланджело, улица от нее наверх мимо храма и лестница с улицы к храму.
Окончательную планировку кладбища закончили в конце 19 в. и оно перешло муниципалитету в 1911 году.
По закону 1866 года монастырь отошел королевству.
Оливеты вернулись только в 1924 году.
Реставрация базилики происходила в 1906-10 (после землетрясения 1895), с 1917 и между 1926-30. Недавно Франческо Гуррьери востановил сельские рабочие места монахов (rural workplace) и подвалы, где масляный деревянный прес 1815 года стоит до сих пор.
Фасад был восстановлен не так давно (more recent years).


**Не знаю, зачем я тут частично привела "древнюю" историю базилики с монастырем, видимо, в качестве примера.
Занятно, что присоединение Тосканы к королевству до сих пор называется аннексией)).**

Поскольку в базилике было темно, то и качество фотографий соответствующее, особенно в крипте, которая под алтарной частью и где вообще запрещено снимать.
В качестве бонуса добавлю еще картинки из книжки))


Фреска Вазари в зале Клемента VII в Палацоо Веккьо.
Предполагается, что где-то здесь изображены укрепления, построенные Микеланджело, и монастырь. Я бы сочла, что форт на переднем плане это то, где теперь площадь М. и смотровая площадка, а монастырь совсем в углу справа, хотя он непохож и укреплений у него не видно. Не знаю, как считается на самом деле. Зато тут видна башня, ныне одинокая, бывшая частью стены.


Бастионы форта справа и слева от лестницы


На фасаде имеются еще драконы (в концевых треугольниках на полосе декора под крестом), но их практически не видно, только в книжке разглядела.


Видимые лестницы ведут наверх, а другие вниз, в крипту. Их тут не видно. Крипта расположена примерно под возвышением.


Ниша для Португальского кардинала


Вид с возвышения


На льве человек, над ним орел.


Еще гильдейских орлов




Св. Мина везде выглядит очень женственно


Еще орел




В крипте, где нельзя фотографировать, но нет контролеров, кроме совести), заинтересовалась скульптурой в углу


Ну и заодно крипту подпольно зафиксировала, но с плачевным результатом)


Герб оливетов на магазинчике


Вид от монастыря


Тосканский закат

И еще три картинки из книжки


Крипта в свете


Пол со знаками зодиака, якобы 12-13 вв. Хорошо сохранился, да))


На кладбище не попала, пусть картинка про него будет.
Там где-то похоронен автор Пиноккио, кстати.

Остальные картинки потом отдельно выложу.

Tags: архитектура, искусство, история, монастырь, путешествия, форт, храм, цивилизация
Subscribe

  • про озеро и город ещё

    Вторая часть. Помимо истории человеческой, есть история природно-техническая, если можно так выразиться). Озеро Комо имеет 37 притоков. Основным…

  • про озеро и город

    Jean-Baptiste Camille Corot (1796–1875). Como and Lake Como. 1834 Попыталась узнать что-нибудь про историю озера Комо в целом, раз истории…

  • про семью и деревню на озере

    Про делла Торре и Реццонико. Еще немного итальянско-торриевого пафоса: " В последующие столетия семья Делла Торре всегда занимала важные позиции…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • про озеро и город ещё

    Вторая часть. Помимо истории человеческой, есть история природно-техническая, если можно так выразиться). Озеро Комо имеет 37 притоков. Основным…

  • про озеро и город

    Jean-Baptiste Camille Corot (1796–1875). Como and Lake Como. 1834 Попыталась узнать что-нибудь про историю озера Комо в целом, раз истории…

  • про семью и деревню на озере

    Про делла Торре и Реццонико. Еще немного итальянско-торриевого пафоса: " В последующие столетия семья Делла Торре всегда занимала важные позиции…