mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про Санта Кроче -1

Фиренцевская Санта Кроче весьма известное место, хотя может, до нее доходит несколько меньше туристов, чем до Дуомо с баптистерием.



Построена францисканцами, пришедшими в 13 веке и основавшими свое поселение "в болотистой местности за городскими стенами". Утверждается также, что это место было на острове посреди Арно. На данный момент никакого острова в округе не наблюдается и непонятно, то ли это фантазии, то ли рельеф местности все-таки изменился.



Сначала построили маленькое здание, как водится, но уже лет через 50 потребовалась большое, и начав строительство в 1294 году, к 1442 (может и раньше, но освятили только в указанном году) соорудили самую большую францисканскую церковь в мире. За 6 последующих веков превзойти ее в размерах другим францисканцам не удалось.
Построена в готическом стиле, в форме египетского тау-креста, коий является символом св. Франциска, оказывается.
При возведении сооружения использовалась повсеместно распространненая практика сохранять внутри стройки старую церковь, ее разрушили "через несколько лет после 1314 года", когда, как считается, крыша нового здания была закончена.
"К югу от церкви были построены здания монастыря, некоторые из которых сохранились". К постройке приложили руки Арнольфо ди Камбио и Брунеллески, без которых, по-моему вообще ни одно строительство тут не обошлось.
В 1423 году в Фиренце был ужасный пожар и консулу пришлось выделять денег на реконструкцию монастырского общежития. Видимо, пожар не затронул саму Санта Кроче с ее знаменитыми фресками Джотто, Гадди, Дадди и пр. Тогда же уже известная Arte di Calimala (гильдия торговцев тканями) оплатила постройку монастырской библиотеки.

Путеводитель по церкви (Guide to the Basilica of Santa Croce, Francesco Vassilia, Scala, 2015), кстати, сообщает, что флорентийские деятели покупали тканевое и шерстяное сырье в Шампани, Испании и на Британских островах, шили из него одежду и продавали задорого по всей Европе. (без комментариев)

Между 14 и 15 вв. было произведено множество захоронений под мраморными плитами в полу церкви, "в 1655 г. их было около тысячи, осталось 250". Началось с францисканцев, продолжилось кондотьерами, рыцарями, вельможами и просто богатеями. Некоторые особо важные деятели (Медичи, Пацци) построили себе личные часовни-капеллы, другие (Перуцци и Барди) заняли капеллы рядом с Cappella Maggiore (Главная часовня).

В соседях у средневековых Перуцци и Барди - Cappella Giugni, в которой похоронены Marie Julie Clary (1771–1845) и ее дочь Charlotte Napoléone Bonaparte (1802–1839), непонятно какое отношение имеющие к неизвестным Giugni;
la Cappella Riccardi (ранее принадлежавшая Bellacci), про владельцев которой тоже ничего не понятно, кроме упоминания покупки маркизами Риккарди палаццы Медичи в 1655 году, после чего оно стало называться палаццо Медичи Риккарди, и которые капеллу трансформировали в 1620, в результате "контраст между стилем 17 века и готическим стилем базилики стал интересным" (семейство неких Риккарди было весьма влиятельным в Неаполе, не знаю, те или не те);
Cappella Velluti, тоже средневековая, по поводу авторства росписей которой существовали разногласия, хотя "часовня была восстановлена ​​в 1899 году Галилео Чини."

Фрески Джотто из капеллы Барди были открыты в 1852 году.
"Статьи, ссылающиеся на обоих Гиберти, что Вазари, в восемнадцатом веке должен был быть сейчас в состоянии очень неустойчивого состояния, а также из-за просачивания и повторных наводнений, которые неоднократно были затоплены базилику. Затем он был побелены в 1714 году и заново открыт в 1852 году, когда он был восстановлен с тяжелыми добавками Гаэтано Bianchi, теперь удалены и хранятся в соседних комнатах в ризнице той же церкви. Только в 1937 году он также может быть освобожден фреску над входной арки. Картины, уже поврежденные вставками могильных памятников и скрытые перекрашивания, анализировали, обнаружив хорошее состояние оригинальной краской поверхности. Восстановлена ​​в 1958-1959 годах, сейчас находятся в лучших условиях, чем те, из соседней Перуцци часовни " (г-перевод, сорри)

С фресками в капелле Перуцци история аналогичная
"На высоте славы, художник должен был справиться с многочисленными комитетами, требующими более быструю технику Фреско, по большей части сухой. Уже повреждены из-за времени, а затем для эффектов инфильтрации и наводнений, Часовня Перуцци была полностью побелена в 1714 году, фрески были заново открыты в 1841 году, когда они были восстановлены с тяжелыми добавками Антонио Марини, теперь удалены и хранятся в ризнице смежных комнат той же церкви. Картины, уже поврежденные вставками гербов и надгробий, были затем вытерты безрассудно в девятнадцатом веке, и в то же время он был вставлен алтарь, что компромисс задней стенки картин; восстановлен в 1958-1961 теперь только заметная изобретательность и состав, будучи в настоящее время потерял живописные ценности написания" (и это тоже г-перевод)

Занятно, что между написанием фресок в двух капеллах прошло десять лет и между их открытиями в 19 веке тоже примерно десять. Но это просто случайное совпадение).
(Вообще капелл-часовен в Санта-Кроче много, но я пока не нашла полного списка нигде, кроме викимедиа в виде категорий картинок. Обнаружив там, помимо Барди, еще две капеллы Барди ди Вернио, удивилась и отложила на потом обязательное изучение списка.)

Еще про старые перестройки: "В 1560 году, экран хоров (choir screen) был снят в рамках изменений, связанных с Контрреформацией и интерьер перестроен Джорджо Вазари. В результате, был нанесен ущерб для украшения церкви и большинство алтарей ранее расположенных на экране были потеряны."

С колокольней непонятно. Вики-нем сообщает, что "В 16-м веке начали строить колокольню по чертежам Франческо да Сангалло. Башня не была завершена, ее останки были снесены в 1854", а вики-а, что "Колокольня была построена в 1842 году, заменив более раннюю, поврежденную от удара молнии." Путеводитель приводит даты постройки 1842-1847 и утверждает, что ориджинали братья поставили колокольню сверху апсиды, но она разрушилась в 1512 году в результате шторма. В 1544 новый колокол был изготовлен из остатков старых, но про башню больше не сказано ни слова, поэтому куда повесили этот колокол, неизвестно.

С "неоготическим" фасадом все сходятся на 1857-1863 гг., но существуют разные версии появления на нем звезды Давида. Некоторые считают, что это произошло исключительно потому, что автор проекта был евреем. "Николо Матас из Анконы, разработавший фасад церкви, включил звезду Давида в композицию. Матас хотел быть похоронен со своими коллегами, но потому что он был евреем, он был погребен под порогом и был удостоен надписью." (вики-а)
Интересно, только мне эта история кажется бредом?

Излагать историю Санта-Кроче последовательно довольно трудно, потому что последовательно она нигде не излагается.
Все вики сообщают, что было решено устроить в церкви Tempio dell'Itale glorie, но не сообщают впрямую, когда это произошло. Поэта Ugo Foscolo, сочинившего в 1807 стих со словами "ma più beata che in un tempio accolte serbi l'itale glorie" и умершего в 1827, торжественно похоронили в Санта Кроче в 1871 году. Помимо мраморных плит в полу, памятники-саркофаги-гробницы начали ставить на рубеже 18-19 веков (частенько украшая их Кибелами под видом Италии-матери), а томбы Микеланджело, Макиавелли и Галилео вроде бы стояли там еще раньше, потому что про них сообщали Байрон и Стендаль.

Томба Галилея воздвигнута в 1737 году и "in the same tomb are the remains of his pupil Vincenzo Viviani and probably of his daughter Virginia Gallilei (sister Maria Celesta)". Галилей, умерший в 1642, из-за возражений тогдашнего папы был погребен не внутри церкви, но в какой-то непонятной комнатушке и даже без эпитафии. Потом там же погребли его ученика и биографа, Viviani, по его просьбе, а потом перенесли в гробницу обоих. Откуда могла взяться сестра Мария, в книжке 1903 года, описывающей всю эту душещипательную историю, не сообщается.

Томба Макиавелли установлена в 1787 году, когда в результате просвещенных реформ Петра-Леопольда (см. ниже) стало возможным отметить личность Николы, до тех пор "неловкую, неудобную" в свете христианской морали. Деньги на томбу собирали по подписке, организованной английским эрлом George Nassau-Clavering-Cowper, который уже оплатил публикацию работ персонажа. (без комментариев)

Про томбу Микеланджело узнать что-нибудь датировочное оказалось значительно труднее, пришлось даже ознакомиться в подробностях с обстоятельствами похорон, которые оказались странными и удивительными, но про них, возможно, потом. При всех похоронных подробностях год установки надгробия указывается мало где и без ссылок на источники.

Идея пантеона людей "оставшихся в памяти народной" brought to end (доведена до конца) в 1861 году, если я правильно поняла путеводитель, а началась еще в 15 веке, когда там похоронили Леонардо Бруни, канцлера (chancellor) Флорентийской Республики и поставили ему монумент на общественные деньги. Следом упоминаются Медичи и вышеупомянутые томбы, плавно переходящие в ранний 19 век и идеи французской революции, воспринятые Италией. Что это была за Италия, когда даже миланские художники именовались в Фиренце иностранными, непонятно. Иностранцев в Tempio dell'Itale glorie тоже хоронили, польского художника Михала Скотницкого в 1815 году, например. Правда, чем он славен, я так не узнала. В 1419 году в церкви (недоосвященной, кстати, но уже украшенной чудесными фресками) погребли еще Джона Каттерика, английского прелата, посланного в "Council of Constance" и перед смертью назначенного бискупом of Exeter. Что он делал в Фиренце, не говорится, ну может мимо ехал из Констанцы в Эксетер, но не доехал. Но тогда еще Итальянской славы не было, так что это не считается.

В 1783 году тогдашний правитель Peter Leopold упразднил the Opera di Santa Croce - the vestry board that had maintained the church and monastery since 1371, а в 1785 впервые запретил погребения в базилике и религиозные советы, базирующиеся во францисканском комплексе.
Потом пришел Наполеон и в комплексе устроил казармы.
Когда от Наполеона избавились и Габсбурги-Лоррены вернулись, францисканцам на радостях вернули и комплекс, и Оперу. Но после образования итальянского королевства и получения Фиренцей столичного статуса в 1865 в комплексе обосновалось министерство финансов, потеснив монахов, а в 1866 монастырь и церковь вовсе отобрали в пользу государства. В 1871 столица вместе с министерством переехала в Рим, на место министерства снова пришли казармы infantry battalions, в здания, протянувшиеся до реки. В 1907 всю это пехоту снесли, а на ее месте построили национальную библиотеку, чьи башни так гармонируют с колокольней Санта Кроче, но не сразу, а в два приема, в 1935 и в 1962.

После объединения и усиления антиклерикализма возник новый энтузиазм по поводу средних веков, времени гражданских свобод (это не я придумала, это путеводитель) и глубокая неприязнь к Медичи, как к тиранам, поэтому в церкви разрушили что-то, созданное Вазари, явив миру более древнее и свободное искуство проторенессанса (primitives), как раз вошедшее в моду. Особняком среди примитивов стояли Джотто и Чимабуэ, про которых даже Данте писал.

В 19 веке первый клуатр (cloister, внутренний двор, огороженный галереями) монастыря стал использоваться как кладбище, в результате чего портики (porticoes) заполнились досками и монументами. Через несколько десятилетий медицина раскритиковала использование приходских церквей в качестве городских кладбищ, видя в них потенциальный источник инфекций и загрязнений. Наконец в 1960-х эти монументы были удалены и помещены в подземную галерею в основании клуатра, на поверхности осталось лишь несколько штук, в том числе египтолог Girolamo Segato (1792-1836), изобретатель техники мумификации, названной perrification, и достигший почти легендарного статуса в начале 19 века. (без комментариев)

Не уяснила точно, до или после потопа 1966 года надгробия были удалены вниз, хотя это может и неважно, вода все равно залила и низ и верх.
На этом остановлюсь, если вычитаю еще что-нибудь занятное, сообщу))

Картинки общего вида, надгробия будут в следующий раз.


Фасад со звездой. Вообще очень странно выглядят все эти неоштукатуренные здания с прекрасными фасадами. Хотя совсем без фасадов тоже не очень хорошо, конечно.


Немного фасадной символики


Памятник Данте с орлом на углу церкви. Поставлен в 1865 году, автор Энрико Пацци (интересно, родственник ли?). Раньше стоял в центре площади, после наводнения 1966 года перемещен. На постаменте львы и гербы тосканских городов.


На стенах нет росписей, непонятно, были ли раньше, хотя кусочки фресок кое-где попадаются. При наводнении церковь сильно пострадала, потому что стоит в низком месте. Сообщается, что наводнения были и раньше.


Главная часовня-капелла и много часовен по бокам. Все они украшены и расписаны, но я больше смотрела на памятники, а на живопись почти нет.


Эти картины в серых колоннах с портиками в путеводителе называются алтари, я не стала пока вникать, почему. Их установил Вазари во время своей перестройки церкви. Между ними разные монументы и доски. Непонятно, хранятся ли где-нибудь останки и в каком виде. С плитами в полу вроде бы понятнее.


Еще капеллы, слева от главной. По-моему, пространство было огорожено и ближе подойти не удалось.


Справа от главной часовни больше напольных плит. Некоторые огорожены, большинство нет. Как-то неловко по ним топтаться.


Первый клуатр, где в 19 веке было кладбище.


Вид с другой стороны, от ворот. Серое с колоннами - часовня Пации. Внутри практически ничего нет.


На стенах галереи остатки плиток с гербами. Если это знаки захоронений, то непонятно, останки-то где были?
Во время наводнения вода стояла примерно до этих плиток.


На галерее осталось одно надгробие


И одна роспись


Надгробия, перенесенные со двора. Коридор длинный и возможно, поворачивает. Поленилась по нему ходить.


Начало коридора. Что должна демонстрировать старая кладка в углу, не знаю.


Потолок капеллы Пации.


Вход во второй двор и музей. ОРА - это Опера, которая всем управляет.


Во втором дворе тоже практически ничего нет


С другой стороны двора видна колокольня.


У ворот в первом дворе три монумента. Это вот как раз египтолог, изобретший мумификацию. Вокруг его головы изображены змеи, то ли две,то ли четыре.


Это доска в память Флоренс Найтингейл. Она родилась в Фиренце и имя ей дали поэтому.


Третий монумент у меня целиком не получился(( Это кенотаф какому-то миссионеру, по-моему.
В вики можно посмотреть.

Tags: архитектура, искусство, история, монастырь, путешествия, скульптура, храм, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про озеро и город ещё

    Вторая часть. Помимо истории человеческой, есть история природно-техническая, если можно так выразиться). Озеро Комо имеет 37 притоков. Основным…

  • про озеро и город

    Jean-Baptiste Camille Corot (1796–1875). Como and Lake Como. 1834 Попыталась узнать что-нибудь про историю озера Комо в целом, раз истории…

  • про семью и деревню на озере

    Про делла Торре и Реццонико. Еще немного итальянско-торриевого пафоса: " В последующие столетия семья Делла Торре всегда занимала важные позиции…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments