mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про историю одной картинки

Обнаружила весьма необычную картинку.


Allegorische voorstelling: Neptunus gezegend door het geloof, Jacob Folkema, after Marcello Bacciarelli, after François Francia, after Garofalo, 1702 - 1762
Нептун с трезубцем в руке и ногой на дельфине и олицетворение веры. Она имеет крест, как палочка в руке и ореол вокруг ее головы и указывает на голову Нептуна. Её нога на шлеме (Минерва?), а за ней доспехи с головой Медузы. На заднем плане горный пейзаж с городом на реке.
Rm

Пришлось углубиться в северные полюса).



Сначала мне попался "Гарофало, Рафаэле (итал. Raffaele Garofalo; 1851—1934) — итальянский учёный-криминалист, ученик и продолжатель Чезаре Ломброзо, автор теории «естественного преступления»."
Потом выяснилось, что нужный мне персонаж всенародно известен как Бенвенуто Тизи.

"Бенвенуто Тизи, прозвище Гарофало (итал. Benvenuto Tisi Garofalo, настоящее имя Benvenuto da Tisi) (1481-1559) — итальянский художник. Своё прозвище художник получил по гвоздике на своём гербе. Некоторые картины Гарафало, помечены вместо подписи изображением гвоздики (по-итальянски «гвоздика» — garofalо)".
Бенвенуто родился в Ферраре, потом ездил по другим городам и учился у разных художников, в том числе и у Рафаэля (не Гарофало, разумеется, а у Санти), чье влияние заметно в творчестве Тизи настолько, что в Россию его картины попали под авторством именно Рафаэля (Санти). И вот не знаю, откуда уж у художника взялся герб.

"В 1531 году Тизи ослеп на один глаз. Опасаясь полностью ослепнуть он дал обет, безвозмездно трудиться, включая выходные, над фресками и картинами для Феррарского монастыря бернардинок. После чего проработал еще около двадцати лет, пока окончательно не потерял зрение в 1550 году. Фрески не сохранились.
В России Гарофало высоко ценили с 1720 года когда Петр Беклемишев (он был дипломатическим представителем, Петра I в Италии) преподнес его «Положение во гроб» Петру I как работу «славного и древняго аутро именованного Рафаэль Д`Урбино».
Восемь картин «Феррарского Рафаэля» (рафаэлевских по композиции) обедневший монастырь в 1792 году продал Папе римскому Пию VI. Спустя полвека половину из них купил Николай I. Для Эрмитажа были приобретены четыре картины Гарофало: «Брак в Кане Галилейской»; «Аллегория Ветхого и Нового Заветов», «Несение креста» и «Чудо с хлебами и рыбами». Последняя в 1931 году, была передана во вновь организованный Дальневосточный художественный музей Хабаровска
".

Поведал про Тизи-Гарофало миру, как водится, Вазари, поэтому известны подробности его (Тизи) жизни, в частности, что он приятельствовал со всеми великими, типа Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Романо и Ариосто.

Считается, что сохранились росписи потолков работы Гарофало во дворце Костабили в Ферраре.
Палаццо Костабили (Palazzo Costabili) якобы хотел построить для себя "Лодовико Сфорца, по прозванию Моро", но в итоге почему-то построил его для своего посла при дворе д’Эсте, Антонио Костабили (к 1503 или 1504 году). "...дворец был построен на древней Виа Делла Гиара, так называемой из-за песчаного мусора, оставленного одной из ветвей По, что когда-то текла в этой области". Постройка была не завершена (не знаю, что имеется в виду), но расписана.
В том же 16 веке, после смерти владельца, сооружение перещло в другие руки и про эти руки я ничего навскидку не нашла.
Сообщается, что "Не вызывает сомнения то, что в 1870 г. используется как склад или сарай, а восемь лет спустя, правительственная комиссия по охране памятников и изобразительных искусств нашла, что используется в качестве сарая."
И "только в 1920 году, по инициативе Генерального директора по древностям и ИЗО Corrado Ricci, государство купило здание у последних владельцев, когда оно находилось в состоянии коллапса. В 1929 году Министерство народного образования приняло решение о выделении имущества для размещения археологических останков, найденных в некрополе Спина. Реставрация началась в 1932 году, они действовали, чтобы укрепить структуру и адаптировать в качестве музея, в том числе последовали изменения в стиле и ликвидация многих украшений в стиле барокко, следуя практике того времени. Последняя дата восстановления обратно в девяностые годы для Министерства наследия и культуры и туризма муниципалитета Феррары, который приступил к модернизации технологических работ объектов и исторического ремонта." (г-перевод, да)

Несмотря на все эти коллапсы-ликвидации-реставрации, росписи Тизи счастливо сохранились в трех залах на первом этаже и были недавно еще раз восстановлены.

"Это «Зал истории Иосифа», со сценами из жизни святого, окружёнными растительными стилизованными орнаментами, «Зал сивилл и пророков», сохранивший монохромные изображения ветхозаветных героев. Особенно выделяется «Зал сокровищ», располагающийся между парадным двором и итальянским садом, окружающим дворец с юга и востока. По периметру прямоугольного зала располагается 18 люнет, в которых представлены иллюстрации мифа о «Любви земной» и «Любви небесной». Плафон занимают сцены придворной жизни, включённые в сложную пространственную иллюзорную композицию, изображающую открытый балкон с балюстрадой, по периметру которого сгруппированы изящные фигуры.
В настоящее время внутренние помещения дворца Костабили заняты экспозицией Национального археологического музея Феррары
".

Две любови на ненашем языке именуются Eros и Anteros.

Еще один зал в палацце называется Зал карт.
"Салон расположен в главном этаже здания, посвященном этрусскому некрополю Спина и был оформлен в 1935 году, как завершение реставрационных работ, которые привели к открытию Национального археологического музея. Решение посвятить заключение музея маршрутного для воспроизводства старых карт было сделано первым директором музея, Сальваторе Оригемма, который хотел поставить внимание зрителя на участке дельты реки По и обе долине Комаччио, то есть области, где находки были обнаружены в городе Spina после рекультивации Trebba долины произошла в двадцатых годах. Это желание украсить комнату также заземлен в духе времени, в частности, возобновление прошлой истории и особенно древнего императорского Рима, что во время фашистской эпохи служило для обоснования мер и действий государства."

Но это так, к слову.

На феррарском сайте лежит список из более двухсот произведений Гарофало с указанием местонахождения.
Нужная мне картина находится в Дрездене и называется "Битва Афины с Посейдоном за контроль над Афинами".


Benvenuto Tisi (1481–1559). Poseidon and Athena battle for control of Athens. 1512. Оil on canvas. 211 × 140 cm (83.1 × 55.1 in)
Gemäldegalerie Alte Meister
вики

Афина ли превратилась в Веру, Вера ли в Афину, сие неведомо. Судя по афининому странному ершику, я бы скорее предположила последнее)).
Вопрос, кто, когда и зачем, остается открытым.

Проверила промежуточных after-ов.
На голландской картинке, кстати, крупно упомянуто только одно имя, еще два мелким почерком. И никакого Гарофало.

"Франсуа Луи Томас Франсия (1772-1839) был французским художником-акварелистом, рожденным в Кале и известным своими береговыми пейзажами. Он провел большую часть своей жизни в Англии... Хотя он рисовал пейзажи разных видов, его любимыми предметами были береговые сцены, которые он исполнял с большой правдивостью и красотой воздушного эффекта. Он был отличным рисовальщиком лодок и кораблей, а некоторые его рисунки были выгравированы, чтобы иллюстрировать книгу Эдварда Уильяма Кука (illustrate a book of sketches of shipping by Edward William Cooke)."

Ну, судя по тексту, он мог перерисовать берега с бенвенутовой картины, хотя про то, что он рисовал людей на уровне Рафаэля ничего в биографии не говорится.

"Марчелло Баччарелли (Бачиарелли, Баччиарелли, ит. Marcello Bacciarelli; род. 16 февраля 1731 г. Рим — ум. 5 января 1818 г. Варшава) — итальянский художник-портретист эпохи барокко.
М. Баччарелли учился живописи в Риме, затем жил в Германии. Первые заказы были им выполнены для двора короля Саксонии Фридриха I Августа, в Дрездене. В 1756 году художник посетил Варшаву, где познакомился со Станиславом Августом Понятовским, будущим королём Польши. В 1764 году он совершает поездку в Вену, где был представлен императрице Марии Терезии и где он также занимался портретной живописью. Начиная с 1766 года художник постоянно живёт в Польше. В 1768 году был принят в польское дворянство и пожалован гербом...
М. Баччарелли был также почётным членом Академий изящных искусств Дрездена, Вены и Берлина... В 1766 М. Баччарелли по приказу короля Станислава Августа разработал проект создания в Варшаве Академии изящных искусств, его структуру и программу обучения
".

А этот мог перерисовать как раз лица.
Ага, и итальянец из Польши вместе с Франсией из Англии собрались для этого в Германии, или что там в это время было, все время забываю.

Ну и немного о гравере.
"Яков Фолкема (18 августа 1692 года - 3 февраля 1767 года), голландский дизайнер и гравер, родился и умер в Доккуме, в Фрисландии. Его сначала учил его отец Иоганн Якоб Фолкема, ювелир, и затем он учился у Б. Пикара в Амстердаме. За это время он работал над Библией Ройомонта 1712 года и анатомией Руйша 1737 года. Фолкема был также отличным гравером в меццотине. У него была сестра Анна Фолкема, которая рисовала миниатюры, помогала брату и выгравировала несколько пластинок."
Больше про него ничего неизвестно.

А вот как мог Фолкема гравировать в 1762 картинку Франсии, родившегося на 10 лет позже, я затрудняюсь ответить.
Тут что-то пошло не так.

Ладно, можно поискать не по голландскому написанию, а по картиночному: Francesco Francia.

И о, чудо, нашелся "Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини, прозванный Франча (родился в 1450 году в Болонье в семье ремесленников, умер там же в 5 января 1517 году) — болонский ювелир, медальер, гравёр, скульптор и живописец. Сын резчика по дереву. Всю жизнь выполнял заказы на золотые и серебряные вещи для церквей и дворцов Болоньи, Феррары и других городов Италии. Был придворным художником при дворе Мантуи."

Еще был директором монетного двора, дружил с Рафаэлем (Санти из Урбино), который на него тоже сильно повлиял. И да, про него тоже написал Вазари.
(Тут вики-картинки Франчи. Мадонны со святыми в количестве вариантов и пара занятных моментов.)

А при чем тут тогда Гарофало?
На сайте музея больше не найдено (или ими не отмечено) работ Франчи. Бачарелли тоже еще только одна картина (без картинки). Гарофало есть несколько штук.

Даже если предположить, что в 18 (или каком-нибудь другом) веке картина про Нептуна-Минерву-Веру считалась принадлежащей кисти Франчи, а позже переатрибутирована, и бедным сотрудникам голландского музея осталось только упомянуть обоих, это не дает ответа на вопрос, кто, когда и зачем заменил женскую персонификацию.

В самой Дрезденской галерее есть точно такая же такая гравюра, вроде бы из альбома-каталога 1757 года (Carl Heinrich von Heineken (Hg.): Recueil d'Estampes d'après les plus célèbres Tableaux de la Galerie Royale de Dresde, II. VOLUME. Contenant cinquante pieces avec une description de chaque tableau en francois et en italien. Dresden, 1757) .
Текст в альбоме, изданном в Дрездене, дается на двух языках - французском и итальянском.
Я стесняюсь спросить - а какой язык в 18 веке назывался итальянским?

Вики-страница, ссылающаяся на альбом, именует произведение как "Poseidon und Athene", авторами указывает Jacob Folkema nach Benvenuto Tisi, в примечании сообщая "gestochen als: Francesco Francia".
А Фолкена тогда что делал, если Франча гравировал???

Будет смешно, если про эту загадку уже кто-нибудь написал диссертацию, например.
Но северный полюс-то Пух все равно открыл)))

(Кстати, в этом чудесном альбоме Пармиджанино назван Пармезаном, а всем знакомый портрет Charles de Solier, comte de Morette приписан Леонардо да Винчи, а вовсе не Гольбейну-мл. Картинка с картежниками приписывается Караваджо, а не Valentin de Boulogne, как сейчас, многих авторов и картин я просто не знаю, а тех, что знаю, там нет. Рафаэля и Боттичелли нет, например.)


Сначала тут предполагались только картинки Гарофало, утащенные из вики. Но обнаружив Франчу и посмотрев его картинки тоже, решила добавить несколько.


Benvenuto Tisi (1481–1559). The Annunciation. 1528 (Capitoline Museums)
вики
Ну очень красивые ангелы, и этот, и следующий. Прям иконы стиля.
Кошка, гвоздики и мариина конторка тоже примечательны.


Benvenuto Tisi. The Annunciation. 1550 (Pinacoteca di Brera)
вики


Garofalo. The Virgin and Child with Saints Dominic and Catherine of Siena. 16 century (National Gallery London)
вики
В основном из-за обезьянки картиинка тут Ну и Екатерина С. чудесна в монашеском одеянии и античных сандалиях.


Garofalo, Sacra Famiglia (Pinacoteca Vaticana)
вики
Пр Екатерину недавно один уважаемый жж-друг выкладывал подборку, я тоже решила что-нибудь пособирать на этут тему, вдохновившись внезапно))


Garofalo and workshop. Coronation of Saint Catherine .First Half of the XVI Century (Capitoline Museums)
вики


Garofalo. Madonna in Glory and Holy Hones. 1525 - 1550 (Capitoline Museums)
вики
Весьма похожая иконография встречается иногда в теме Девы Марии Концепции, про которую я тоже насобирала много картинок, плавно перейдя к ней от Звезды морей.


Garofalo. God Blessing the Earth. Nežinoma data (Nationalmuseum (Stockholm))
вики
По-моему, такая тема не совсем характерна для начала 16 века.


Оказывается, одну работу Франчи я видела своими глазами в Болонье. Она занятна, я ее когда-то выкладывала, а теперь добавлю еще таблички крупным планом. Мне почему-то думается, что на одной из них написано что-то про 19 век).










Workshop of Francesco Francia. The Annunciation with St. Jerome and St. John the Baptist, between 1508 and 1510 (Walters Art Museum)
вики
Благовещение со святыми


Francesco Francia, Vaticano. Rom, Italien.Fotografierna LXVI:K.G.01.-193. är inköpta av Johanna Kempe, f. Wallis, i Rom, Neapel, Taormina, Syracusa och Palermo vid hennes vistelse i nämnda städer tillsammans med sin dotter och svärson, Wilhelmina och Walther von Hallwyl, dotterdottern Irma samt fröknarna Caroline Pflaum och Ida Uhse unde rderas resa till Rom och Neapel, genom södra Italien och Sicilien samt åter över Schweiz, 28 januari - 24 maj 1888. Förestående uppgifter lämnade med ledning av fröken Ida Uhses Reseanteckningar.
Fotografi på målning. 1888 (Hallwyl Museum)
вики
И Концепция, опять же.

Tags: живопись, загадки, искусство, история, красота, музей, параллели, символы, цивилизация
Subscribe

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • про выставку про усадьбу

    Выставка " Возвращение в усадьбу" в Новом Иерусалиме довольно интересна, по-моему. Там нет каких-то шедевров, но можно оценить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • про выставку про усадьбу

    Выставка " Возвращение в усадьбу" в Новом Иерусалиме довольно интересна, по-моему. Там нет каких-то шедевров, но можно оценить…