mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про концепцию

Век учись, дураком помрешь, а новые северные полюса ждут буквально на каждом шагу)).

Помимо изумивших меня в свое время имен святых Репараты с Реститутой, существует еще догмат с названием Непорочня Концепция (Immaculate Conception (англ), Inmaculada Concepción (исп), Imaculada Conceição (порт), Unbefleckte Empfängnis (нем), Onbevlekte Ontvangenis van Maria (нидерл), Obefläckade avlelsen (швед)).


La Inmaculada con España, óleo sobre lienzo, 1778, Santa Cruz de Tenerife, iglesia de la Concepción
вики

Утомившись от цитрусов, решила от них отдохнуть и наконец написать про Conceição.



"Непорочное зачатие Девы Марии (лат. Immaculata conceptio, у, например, греко- и сирокатоликов — «Зачатие святой Анной», официально — др.-греч. Ἡ σύλληψις τῆς ἁγίας καὶ θεοπρομήτορος Ἄννης) — догмат в католицизме, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей — Анны и Иоакима, но не унаследовала первородный грех".

Считается, что вопрос обсуждался и дебатировался с очень раннехристианских времен, но папская булла, закрепляющая его догматически, была издана в 1854 году, уже после явления в Лурде.

"Папская булла, определяющая догму, Ineffabilis Deus (1854), в частности упоминала патристическую интерпретацию Бытия 3:15 как относящуюся к женщине, Марии, которая была бы вечно враждебна злобному змею и полностью побеждала его. Говорится, что Отцы увидели предвестников «чудесного изобилия божественных даров и оригинальной невинности» Марии «в том ковчеге Ноя (ark of Noah), который был построен божественным командованием и полностью спасся от общего кораблекрушения всего мира; в лестнице, которую Иаков увидел поднимающейся с земли на небеса, по ступенькам которой ангелы Божьи восходили и спускались, и на вершине которой Сам Господь наклонился; в том кусте, которые Моисей видел на святом месте, сожженном со всех сторон, он был поглощен или ранен каким-либо образом, но стал зелёным и красиво расцвел; в той неприступной башне перед врагом, из которой висело тысяча щитов и всяких доспехов сильных (from which hung a thousand bucklers and all the armor of the strong); в том саду, огороженном со всех сторон, который не может быть нарушен или испорчен никакими обманчивыми сюжетами; в том великолепном городе Бога, который имеет свои основы на святых горах; в том самом величественном храме Бога, который, сияющий божественным великолепием, полон Славы Божьей; и в многих других библейских типах такого рода».
Булла рассказывает, что Отцы интерпретировали обращение ангела к Марии, «высоко ценимая (highly favoured one)» или «полная благодати (full of grace)», указывая, что «она никогда не подвергалась проклятию и вместе со своим Сыном была единственной соучастницей Вечного благословения "; Они «часто сравнивают ее с Евой, пока еще девственницей, пока еще невинной, пока еще нетленной, пока еще не обманутой смертоносными ловушками самого предательского змея»
."

Длинную историю теологических изысканий пропускаю, хотя она весьма занятна.
Современное православие догмат не поддерживает, но он был принят староверами и они возражали против его отмены в никоновской реформе, в частности.

"В ранней старообрядческой литературе содержатся идеи о том, что Богородица не имела на себе скверны первородного греха, и утверждения, что это учение изменено реформой патриарха Никона.
Это учение долго сохранялось среди части старообрядцев. В 1841 году инок Павел Белокриницкий написал Устав для монастыря в Белой Кринице, который был принят в обители. В Уставе записано:
… сию преблагословенную владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, от семени чистаго и еще прежде зачатия ея предочищеннаго и освященнаго. Тем убо сия (Богородица) едина от родов предъизбранная и от пророк пронареченная, содетеля всего мира мати, не только отнюдь первородныя скверны бысть непричастна, но даже вся яко небо чиста и добра зело пребысть.
В 1846 году греческий митрополит Амвросий (Паппа-Георгополи) подписал Устав Белокриницкого монастыря и был принят в старообрядчество. Впоследствии под влиянием критики со стороны как деятелей Российской Православной Церкви, так и самих старообрядцев вопрос о непорочном зачатии поднимался среди белокриницких старообрядцев...
В настоящее время в старообрядчестве нет четкого учения о Непорочном зачатии
."

"Хотя догмат о безошибочности папы был установлен позже, чем догмат о непорочном зачатии, считается, что догматическое определение Непорочного зачатия Девы Марии соответствует всем условиям Ex cathedra, а потому на него распространяется догматическая безошибочность.
Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества
."

Там же, в статье про концепцию, нашла новое для себя слово:

"Старокатолицизм не отрицает возможность веры в Непорочное зачатие Девы Марии, однако не принимает эту доктрину в качестве общеобязательного догмата, поскольку отвергает как таковой принцип папской безошибочности, в силу которого этот догмат был провозглашён".

"Старокатолицизм (нем. Altkatholizismus) — группа западных национальных церквей, возникших в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства и мирян Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Старокатолики отвергают также филиокве — догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына.
Термин был впервые использован в 1853 году применительно к сторонникам кафедры Утрехтского архиепископа, избиравшегося без санкции папского престола с 1723 года.
24 сентября 1889 года была создана Утрехтская уния путём подписания Утрехтской конвенции епископами Голландии, Швейцарии и Германии. С 1931 года Утрехтская уния находится в полном общении с Англиканским сообществом
."

Ну то есть у них там тоже были (и есть) такие староверы-старокатолики, которые хотели сблизиться с православием и с англиканами. С англиканами сблизились, с православием - нет.
Дальше в это их старокатоликоверие углубляться пока нет желания.
Но навскидку можно предположить тут много разных истоков и параллелей)).

Возвращаясь к Непорочной концепции, интересно прочесть описание иконографии данного образа .

"Расширение 1476 года праздника Непорочного Зачатия для всей Латинской Церкви уменьшило вероятность споров для художника или покровителя при изображении образа, так что появились эмблемы, изображающие Непорочное зачатие.
Многие художники в 15 веке столкнулись с проблемой того, как изобразить абстрактную идею, такую ​​как Непорочное зачатие, и эта проблема не была полностью решена в течение 150 лет. Итальянский художник ренессанса Пьеро ди Козимо был среди тех художников, которые пробовали новые решения, но ни одно из них не стало общепринятым, так что предмет был бы сразу узнаваем для верующих.
Окончательная иконография Непорочного Зачатия, опираясь на традицию эмблемы, наконец-то была установлена ​​мастером, а затем тестем (master and then father-in-law) Диего Веласкеса, живописцем и теоретиком Франсиско Пачеко. Иконография Пачеко повлияла на других испанских художников, таких как Бартоломе Мурильо, Диего Веласкес и Франциско Зурбаран, каждый из которых произвел ряд художественных шедевров, основанных на использовании этих же символов.
Популярность этого конкретного представления «Непорочное зачатие» распространилась по всей остальной Европе и с тех пор оставалась самым известным художественным изображением понятия: в небесном царстве, в моменты после ее создания, дух Марии (в форме молодой женщины) смотрит в страхе (или склоняет голову) Богу. Луна находится под ее ногами, и вокруг ее головы окружает гало из двенадцати звезд, возможно, ссылка на «женщину, одетую в солнце» из Откровения 12: 1-2. Дополнительные изображения могут включать облака, золотой свет и путти. В некоторых картинах путти держат лилии и розы, цветы часто ассоциируются с Мэри
."


Piero di Cosimo, Immacolata concezione con santi
вики
Вот картинка упомянутого ди Козимо, 1510 года. А вот аспидно-грифельные доски на ней нарисованы, на которых писали мелом, приблизительно в 19 веке, плавали-знаем, да)).

В вики-картинках к этой статье увидала еще "Swiss emblem, 16th century" в очень маленьком разрешении. Пытаясь найти более крупную картинку, нашла чудесную церковь 17 века в Швейцарии (Hergiswald church in the Luzern, Switzerland; Kriens im Kanton Luzern) , чей деревянный потолок расписан эблемами Марии. Точное число разнится в немногочисленных найденных источниках, то ли 361, то ли 324, то 321. С переводом я тоже затруднилась, так что звиняйте, если где-то ошиблась.


Мария тут не на облаке и не на полумесяце, а на горе (не знаю уж, карамельной или другой какой-нибудь)


А тут попирает дракона символически с небес. Руки из облаков видела, а ногу нет)).
(источник)


Luzern Kriens Wallfahrtskirche Unsere Liebe Frau
(источник)
А это общий вид части потолка 17 века с эмблемами Марии в швейцарской церкви.

Остальной набор классических картинок будет позже, видимо.

Tags: живопись, искусство, история, символы, храм, цивилизация
Subscribe

  • про Мартина и Францию

    Augustin Palme (1808–1897). Saint Martin as bishop. 1857 Altar painting of Sankt Martin im Mühlkreis parish church (Upper Austria)…

  • про Мартина и разное

    Решила внезапно поинтересоваться городом Туром, известным своими святыми, Мартином и Григорием Турскими. Тем там оказалось несколько - собственно…

  • про чтение

    Перечитываю Ван Зайчика, а нет, Ван Гулика, впрочем какая разница, и то, и другое - детективное фэнтези, хотя про Гулика так почему-то говорить не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments