mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

еще про Страсбург - 2

Про церковь св. Томаса-Фомы.





Внутреннее убранство оставляет странное впечатление. Особенно мавзолей Морица С. вместо алтаря. Ну и соединение могильных памятников с витринами. Может я просто до этого никогда не была в протестантской церкви?
Для туристов есть информация на разных языках, на русском - в виде листовки, которую нельзя взять с собой, пришлось запечатлевать.



Немцы не знают про шотландских монахов, но знают про женский бенедектинский монастырь 7 века.
Адалох, по их сведениям, построил не только храм, но и школу, оба сооружения дружно горели от молниеносного удара в 1007 и 1144 гг. Снова храм начали строить через 50 лет и строили больше трех веков. То ли в 11-12 веках было больше денег, то ли строить умели быстрее, то ли здания были меньше, неизвестно. Про школу ничего не сообщается, но в дальнейшем она везде упоминается под именем École Saint-Thomas и Séminaire protestant. Это то чудесное здание в "барочном стиле", которое было на последней картинке в прошлой серии.

Запуталась с протестантскими церквями. Получается, что оба раза католики (Карл-5 и Луи-14), вернув в кафедральный собор правильное богослужение, оставляли реформаторам два огромных здания? А может и не только их, про остальные-то я ничего не узнавала. Занятно.

С семинариями тоже запуталась, разумеется. Вроде бы Chapitre de Saint-Thomas управляло Foyer Jean Sturm, которая у Темпль-Нейфа, которую разрушили то ли в 1860, то ли в 1870 и выстроили заново в конце 19 века.
Занятно еще, что как только католики вроде бы достроили трехсотлетний долгострой, тут же пришли реформаторы и все иконопобороли, видимо.

Еще можно узнать, что "Реформатор Мартин Бусер (1491-1551), преемник пастора св. Аурели и Сент-Томас пытался объединить различные протестантские тенденции многочисленными поездками по всей Европе."
и что
"Каноник Марк Отто из главы Сен-Томаса является частью подписавших эти мирные договоры, вызвав конец Тридцатилетней войны, опустошившей регион и утверждавшие, что ни один господин не может принудить кого-либо к обращению. Церковь Св. Фомы, вторая по величине церковь в Страсбурге, стала главной протестантской церковью после восстановления собора Нотр-Дам в католическом богослужении в 1681 году.
В 1770 году юрист Иоганн Рейнхард Куглер стал каноником святого Томаса. В конце восемнадцатого века идеи французской революции достигли Страсбурга и были благосклонно восприняты протестантами. Однако продажа национального имущества сильно их волнует, так что адвокат Кристоф-Гийом Кох, чей погребальный памятник сохранился в северо-восточной части церкви, сумел получить указ от 17 августа 1790 года, освободив Протестантскую собственность от этой продажи. Секуляризованные со времени Реформации, доходы этих товаров используются в общественных целях, особенно в школах."

Тут мне мало что понятно, но похоже, у протестантов было меньше проблем с революционерами, чем у католиков, хотя возможно, что это ошибочное впечатление.

Ну и
"Церковь Сент-Томас сыграла решающую роль в литургическом обновлении в конце XIX века. Именно здесь во время аннексии Фридрих Шпитта (Friedrich Spitta) экспериментировал с 1888 года с новыми формами религиозного служения и был создан Академический Кирченхор (l'Akademischer Kirchenchor). Юлиус Сминд (Julius Smend) начал регулярно проповедовать в 1893 году, и в 1894-1899 годах был разработан Gesangbuch für Elsaß-Lothringen (Songbook for Alsace-Lorraine).
Со времени окончания Второй мировой войны церковь знает различные события. В 1987 году церковь Св. Фомы была восстановлена ​​и преобразована для универсального использования."





"Церковь Св. Фомы имеет особый архитектурный тип, поскольку она представляет собой пятинефный зал-церковь равной высоты - старейший на юго-западе Священной Римской империи - противостоящий таким образом, к обычному базовому дизайну. Церковь увенчана двумя колокольнями: квадрат на главном входе и гексагональный на пересечении трансепта."

Вики-а мимоходом сообщает интересные сведения про имена:
"Его прозвали «Протестантским собором» (la cathédrale du Protestantisme alsacien, Kathedrale der Protestanten) или Старой Леди (Die alte Dame), и это единственный пример церкви-зала в регионе Эльзас".




Не поняла, что это, а оказалось - пульт управления от старого органа).
(Есть еще новый, построенный в 1906 году, но я его не заметила)
.
"Его главный орган, работа Иоганна Андреаса Сильбермана, датируемого 1741 годом, восхваляется Вольфгангом Амадеем Моцартом во время его визита в Страсбург в 1778 году за красоту его звука. Орган восстанавливается или трансформируется Ветцелем в 1836 году, Далштайн-Хэрпфер в 1908 году, Швенкедель в 1927 и 1943 годах и Мухлейзен в 1955 году.
Ассоциация друзей Сильберманнского органа Св. Томаса была создана в 1964 году с целью восстановления инструмента. Инструментальная часть классифицируется как исторический памятник с 24 сентября 1971 года и оболочка с 4 июня 19734 года. После длительных переговоров проект принимается, и работа выполняется орган-строителем Альфредом Керном в 1979 году. Новая компоновка инструмента не сохранила оригинальную консоль на своем месте и была установлена ​​в северо-западной стороне прохода.
Этот орган имеет особенность быть настроенным в соответствии с его первоначальным темпераментом, называемым «ton français» или «ton moyen de Paris», отмеченный par un diapason en Sol (404 Гц), немного более низким, чем текущий камертон (diapason) в La (440 Гц). Например, работа на мажорных играх, играемая на этих великих органах, будет на самом деле воспроизводиться в La # Major, тон ниже, придавая разный цвет части, не менее заметной."




Непонятная конструкция оказалась часами
"Horloge Meybaum (Jean-Philippe Meybaum, père et fils, horlogers à Strasbourg)"


За витринами - "Monument funéraire de Christophe Guillaume Koch, par Landolin Ohmacht (1813)"


Мавзолей Мориса С. вместо алтаря.


И листовка про него.
В ней, правда не сказано, что в католическом соборе его хоронить запретили:
"внушительный мавзолей (1776 г.) в стиле позднего барокко маршала Мориса Саксонского, блестящего солдата на службе у Франции. Когда он умер в 1750 году в замке Шамбор, высокопоставленные лица католической церкви напомнили королю Людовику XV, что маршал не может быть похоронен в базилике Сен-Дени, так как он был немецким ублюдком лютеранского исповедания (bâtard allemand, de confession luthérienne). Поэтому достойное захоронение будет возведено в соборе французского протестантизма, церкви Святого Фомы. Скульптор Жан-Батист Пигаль потратил более двадцати лет, чтобы завершить внушительный погребальный памятник. Его официальная инаугурация и передача останков маршала Сакса являются первым общественным признанием протестантизма с момента отзыва эдикта Нанта." (вики-фр)

А где останки хранились все эти 27 лет??




В полукруге - "Relief roman, ancien tympan - Doute de St Thomas"
Немногие уцелевшие остатки культа. Что странно).

Справа - "dalle funéraire du colonel Frédéric Louis Kanofski von Langendorf (mort en 1645)"
Слева - "dalle funéraire d’Augustus Comes Harteckius (1665)"




"Позднее готическое изображение святого Михаила, вероятно, работа Йоста Халлера, после святого Кристофера в церкви Святого Петра и Святого Павла, Виссембург, крупнейшего в своем роде во Франции" (вики-а, хотя насчет поздней готики все остальные тоже сходятся, обходя молчанием время создания и иконоборчество. На мой взгляд это такая же древность, как и в чудесном замке О-К).

И к слову о витражах и иконоборцах:
"Из средневековых витражей, только роза в передней части церкви остается неповрежденной. В нефе верхние части окон богато украшены архитектурными и ботаническими мотивами. Представления святых, которые изначально были найдены ниже, были уничтожены в XVI веке протестантскими иконоборцами. Окна хора имеют современный стиль". (тоже вики-а)
Хотя немцы вскользь замечают, что "сохранилось только многократно восстановленное розовое окно фасада".
И есть ведь некая разница между неповрежденным и многократно восстановленным)))








Тот самый, старинный орган


Непонятно, что (кто) под колонной.

Дальше многочисленные погребальные памятники разного времени и стиля. Все их можно посмотреть в вики, как и прочее в храме.
Может там картинки и получше будут))
Утащила оттуда все подписи.


Monument funéraire de Jean-Frédéric Bruch, buste par Philippe Grass, et dalle funéraire du chevalier Jean Thaler (mort en 1356)


Dalle funéraire du chevalier Jean Thaler (1356)
Чудесно отреставрированы буковки.


Этого в вики нет, надпись (как разобрала) :
Jeremiae Jacobo Oberlino
Acad argent professori antiqua eruditione antiqua virtute claro civis amici
nat: VIII augusti MDCCXXXV
obiit X octobris MDCCCVI
Такой древний стиль, да)


Эту надпись никто не реставрировал и там очень сложно что-то разобрать


Зато тут легко на загляденье)
"Épitaphe de Fredericus Bohardi (1413)"


"Sarcophage baroque de Frédéric Christian d'Ahlefeld (XVIIe)"


И жемчужина
"Le sarcophage de l'évêque Adeloch (XIIe)"
"романский саркофаг (1130 г.) епископа Аделоха, сохранившийся в юго-восточной части церкви"
Какой именно церкви? Той, которую начали строить в 1196 году и строили триста лет? Или той, что сгорела в 1144?
Непонятно.
Но он прекрасен, конечно.






"Monument à Martin Bucer (1898)" в чудесном готическом стиле.
Мартин Буцер (1491-1551)


Слева - "Cénotaphe de Jean-Henri Boecler (1732)"
Справа (как разобрала) - Johannes Georgius Scherzius ... natus argent IV kalend april MDCLXXVIII ... patricum ips kalend april MDCCLIV и что-то про словари-тезаурусы и язык. Может, лингвист. Но римская 4 в 17 веке вряд ли писалась именно так).


"Cénotaphe de Jean-Jacques Sachs (1762)"


Вот это большое с ремнями с пряжками - "Dalle funéraire de Sébastien Schmidt (1483)"

Tags: архитектура, искусство, история, путешествия, символы, скульптура, храм, цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments