Родился в Кольмаре, Эльзас, 2 августа 1834 г. После смерти отца семья переехала в Париж, но стабильное финансовое положение матери позволило сохранить дом в Кольмаре, в котором с 1922 г. располагается музей Бартольди. В Париже Бартольди изучал архитектуру (в Национальной школе изящных искусств), а также брал уроки живописи.
Совершив долгое путешествие по Египту, Бартольди начинает карьеру архитектора в Кольмаре. Его первое произведение — памятник генералу Раппу, воздвигнутый в 1856 г.
Во время Франко-прусской войны Бартольди служит адъютантом у Гарибальди. В 1871 г., по просьбе Эдуара де Лабуле, он впервые посещает США, чтобы лично выбрать место установки памятника, подаренного этой стране Франко-американским союзом (фр. Union Franco-Americaine). Статуя на проекте напоминает ту, которую Бартольди в 1860-е гг. предлагал установить на входе в Суэцкий канал, но встретил отказ Исмаил-Паши. В эти годы Бартольди становится самым известным скульптором в Европе и Америке.
В 1875 г. он вступает в масонство в «Эльзасско-Лотарингскую» ложу.
В эти же годы ведутся работы над изготовлением статуи Свободы в парижских мастерских на улице Вавен. По слухам, лицо статуи принадлежит матери Бартольди, а тело любовнице. По другой версии, у Бартольди даже была французская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, создателя и предпринимателя в области швейных машин. «Она освободилась от неловкого присутствия её мужа, который оставил её лишь с самыми предпочтительными в обществе атрибутами: состоянием… и детьми. С самого начала своей карьеры в Париже она была общеизвестной личностью. Будучи красивой французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для статуи Свободы Бартольди». 28 октября 1886 г. происходит торжественное открытие памятника в Нью-Йорке.
В 1882 г. он получает Орден Почетного легиона. 4 октября 1904 г. Бартольди умер от туберкулеза.
Вики-ру, кмк, больше внимания уделяет жене Зингера, чем самому объекту статьи))
Французы именуют Бартольди просто Огюстом-Августом. Причины итальянизированной фамилии неясны. Немцы считают, что семейство некогда переехало из северной Италии, даже указывают маршрут.
Папа Агуста, Jean Charles Bartholdi, был prefect councilor (conseiller de préfecture, советник префектуры), мама, Augusta Charlotte, née Beysser, - дочь мэра Рибовилле (Ribeauvillé). При этом мама была младше папы на 10 лет, но первенца родила в 29. Впоследствии дожила до девяноста. (Вспоминается тут же мама еще одного широко известного персонажа из мира искусства - Раскина-Рёскина. Тоже до 90 дожила, а единственного сына произвела на свет аж в 38.)
У пары родилось четверо детей, выжили старший, тоже Jean Charles, и младший Август. Папа Бартольди внезапно умер в возрасте 45 лет (когда Августу было два года), после чего мама быстро собралась и уехала с детьми в Париж, благо финансы позволяли. Может, конечно и не быстро, но даты не уточняются, а у меня сложилось именно такая картинка. В Кольмаре никто из семьи больше не жил, но его периодически посещали.
В Париже Август учился у скульптора Antoine Étex и художника Ary Scheffer (про Ари я поинтересовалась, оказалось занятно), после окончания учебы мама купила ему мастерскую, в которой он и творил следующие сорок лет.
С мамой же и братом путешествовал по Европе, начав со всемирной выставки в Лондоне в 1851 году (впечатлился Хрустальным дворцом), после чего поездил по Франции и Испании.
"С 1855 по 1856 год он путешествовал со своими друзьями Édouard-Auguste Imer и Jean-Léon Gérôme по Египту, где обнаружил монументальную скульптуру, затем в счастливой Аравии (Arabie heureuse)".
Перед этим путешествием, на Всемирной выставке (World's Fair) в Париже, он с друзьями (или приятелями) образовал группу "Пять", про что занятно написано в музейном тексте (распространяется посетителям бесплатно в виде распечатанных листов в формате А4): "formed a group of "Five", even before the famous Russian one, not because the shared the same artistic ideals, but rather a shared admiration for the splendors of Egypt, which they promised each other would visit, paint and photograph."
Через 10 лет Август посетил Италию, обошел весь Рим и счел, что там "too many clergy, too many religios oddaties". Но побывал на аудиенции папы, которую тот давал французам, несмотря на то, что сам (Август) был протестантом. (В этом месте текста внезапно! впервые обнаружилось упоминание конфессиональной принадлежности Бартольди.)
В связи со статуей Свободы несколько раз посетил Америку. Во время второго, по-моему, путешествия (1876) тоже внезапно женился на Jeanne-Emile Baheux.
"Во время пребывания со своим другом Джоном Лафаргом последний убедил его жениться на ней, чтобы соответствовать моральным ценностям американских бизнесменов, финансирующих Статую Свободы. La Farge приводит пастора Чарльза Т. Брукс к себе домой, чтобы поспешно отпраздновать импровизированный брак. Однако их брак будет счастливым и бездетным."
В 1875 году Август вступил в масонскую ложу Эльзаса-Лотарингии, видимо, образовавшуюся незадолго до этого. Про масонскую тему напишу позже.
После его смерти вдова завещала дом в Кольмаре и его обстановку городу, а также обстановку дома в Париже и все произведения, модели и всё-всё-всё, с условием, что в кольмарском доме будет музей и что директором его всегда будет протестант из Эльзаса.
Скульптурная группа во дворе дома-иузеяя называется Statue des grands soutiens du monde (Статуя великих сторонников мира)
У женской фигуры в руках весы, что у других, не знаю.
Жители Кольмара большие молодцы, они описали и выложили все-все-все достопримечательности, каждый дом и каждую скульптуру)).
В музее проходила выставка, посвященная жизни Бартольди.
Несколько картинок оттуда.
Этикетка не прочлась((
На первом этаже работы, связанные с Кольмаром. Некоторые можно увидеть на улицах.
То, что в витринах, получилось в чудесном желтом цвете)))
Обратила внимание на некие бантики на головах. Памятуя о странных бантиках-крылышках на головах Горгон)).
Вот это не средневековая древность, а вполне бартольдиевская работа 1852 года)
Еще один Шонгауэр как символ живописи.
Два Шонгауэра, один в музее Под липами стоит.
Статуя маленького винодела (La statue du petit vigneron). 1869
Эта работа находится на углу улицы де Вигнерон и улицы Эколес в Кольмаре, в нише крытого рынка.
Эта статуя является просьбой города Кольмара, в 1867 году, который хотел смягчить серьезность вновь построенного крытого рынка, осветлив его декоративной скульптурой
С 1986 года статуя является копией, оригинал которой хранится в музее Бартольди. Второй экземпляр был предложен городу Принстон в Соединенных Штатах, по случаю его побратимства с Colmar.
Возможно, это Рапп, которому был первый памятник, изготовленный Августом.
Весь в орлах))
Модели памятника Раппу.
Фонтан Roesselmann на площади Шести черных гор (Six-Montagnes-Noires). 1888.
Она представляет собой prévôt (военный начальник) Жана Россельмана, который потерял свою жизнь, защищая Кольмар в Porte de Bâle (базельские ворота?) против жадности епископа Страсбурга в 1262 году после вторжения епископа Вальтера де Герольдсека.
Следует отметить, что чертами лица этой статуи являются черты другого «стойкого», мэра Кольмара, Геркулес Жан-Батист де Пейримхофф (Hercule Jean-Baptiste de Peyerimhoff), который бросил вызов аннексии Эльзаса после французского поражения 1871 года и был вынужден уйти в отставку. Статуя была депонирована в 1943 году и перенесена в 1945 году.
Базель (или Швейцария) спасает Страсбург (le Monument à la Suisse secourant Strasbourg) после 1870 года. Вроде бы они оказали гуманитарную помощь, если не ошибаюсь