История собственно зданий.
Почивший дядюшка в свое время выстроил дом. Параллельно с церковью, то есть где-то в 1800-х годах.
В дому был центральный корпус - деревянный (но вроде бы обложенный кирпичом), и каменные полукруглые галереи. Он там вообще грандиозную стройку поместья устроил, вплоть до выкапывания и перевозки деревьев из старого поместья в новое. Говорят, в парке аллеи геометрически составляют "XIX". Затейник, однако.
Ну значит, дом в 1839 году сгорел. И его строить заново не стали. Осталась только каменная галерея и деревянный флигель, который расширили.
Странный набор фактов получается) :
Вроде бы место старого поместья считалось "плохим", про него рассказывались всякие "страшные" истории.
Старую церковь и склеп (?) разрушили до основания, новую церковь построили на другом месте.
На месте старой церкви построили часовню-усыпальницу для дядюшки, в которой тоже было крайне "неуютно" находиться. (Ну, если вспомнить подозрительно своевременную вишневую косточку, то и может и неудивительно)).
Сгоревший дом восстанавливать не стали.
Такую мистику можно развести...
После смерти Варвары Петровны поместье досталось в наследство Ивану Сергеевичу. Ну он там много трудился во славу русской литературы, когда возвращался из Европы.
(Кстати, русский писатель Тургенев род свой вел "из татарского корня. В 1440 году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, принял русское подданство, а при крещении в христианскую веру и русское имя Иван" (тут). Лев Турген в качестве татарского имени звучит несколько странновато, кмк, но помнится мне когда-то в московском загсе объясняли, что Венера - это исконное татарское имечко, так что кто там их разберет...)
Тургенев в свою очередь, все, что имел, завещал любимой. Но по закону иностранная Полина не могла наследовать родовые земли (ну не знают писатели законов, что поделаешь), поэтому среди всевозможных родственников и знакомых кролика начались разборки. "После длительного судебного разбирательства" преимущество получила О.В.Галахова, племянница Фета и по совместительству жена орловского вице-губернатора (и никакого административного ресурса, видимо)). Зато Полина благополучно унаследовала "движимость", но двигать ее никуда не захотела и продала все той же вице-губернаторше. (Любовь любовью, а копеечка лишней не бывает.) Вещи из имения вывезли в Орел, а имение оставили пустовать, бо оно никому не было нужно. В 1906 году дом опять сгорел.
Запустение продолжалось до 1918 года, когда большевики, нежно полюбившие автора "Дворянского гнезда", объявили Спасское национальным достоянием а в национализированном доме Галаховых в Орле немедленно открыли музей Тургенева с использованием национализированных галаховских вещей. Такие вот культурные люди были. (Вообще к большевикам можно по-разному относиться, но музеев они наоткрывали много.)
Потом, конечно, и колокольню снесли, и силос в склепе хранили, но усадьбу все время собирались восстанавливать. Потом немцы тут пожгли что смогли, и окопами все изрыли и они и мы, но после войны все опять было методично воссоздано, а к 1976 году наконец и домик заново построили. Ура.
**Кстати, "эпоха застоя" характеризуется восстановлением массы исторических памятников. Не знаю, связано это с нашими локальными тенденциями или общемировыми. Японцы, вон, тоже все свои самурайские замки, снесенные под корень в середине XIX века, в 50-х года XX-го заново возвели. Из бетона. История как инструмент пиара? Не можешь меряться силой в прямой схватке - меряйся древностью? История как основа туристического бизнеса? Не знаю.**
Мебель и вещи, принадлежавшие Иван Сергеичу, перевезли из Орла. Говорят, что во время войны эвакуацию этих вещей в Пензу героически осуществили сотрудники музея собственными силами и чуть ли не на собственные деньги. "Это чуть ли не единственный провинциальный музей, который сумел спасти свою коллекцию в годы войны" (http://orel.aif.ru/issues/798/01_06)
Замечательно!
Но найти имена этих героев в инете я не смогла. И это странно, кмк.