mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

Усадьбы-3

начало
История собственно зданий.
Почивший дядюшка в свое время выстроил дом. Параллельно с церковью, то есть где-то в 1800-х годах.
В дому был центральный корпус - деревянный (но вроде бы обложенный кирпичом), и каменные полукруглые галереи. Он там вообще грандиозную стройку поместья устроил, вплоть до выкапывания и перевозки деревьев из старого поместья в новое. Говорят, в парке аллеи геометрически составляют "XIX". Затейник, однако.
Ну значит, дом в 1839 году сгорел. И его строить заново не стали. Осталась только каменная галерея и деревянный флигель, который расширили.



Странный набор фактов получается) :
Вроде бы место старого поместья считалось "плохим", про него рассказывались всякие "страшные" истории.
Старую церковь и склеп (?) разрушили до основания, новую церковь построили на другом месте.
На месте старой церкви построили часовню-усыпальницу для дядюшки, в которой тоже было крайне "неуютно" находиться. (Ну, если вспомнить подозрительно своевременную вишневую косточку, то и может и неудивительно)).
Сгоревший дом восстанавливать не стали.
Такую мистику можно развести...

После смерти Варвары Петровны поместье досталось в наследство Ивану Сергеевичу. Ну он там много трудился во славу русской литературы, когда возвращался из Европы.

(Кстати, русский писатель Тургенев род свой вел "из татарского корня. В 1440 году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, принял русское подданство, а при крещении в христианскую веру и русское имя Иван" (тут). Лев Турген в качестве татарского имени звучит несколько странновато, кмк, но помнится мне когда-то в московском загсе объясняли, что Венера - это исконное татарское имечко, так что кто там их разберет...)

Тургенев в свою очередь, все, что имел, завещал любимой. Но по закону иностранная Полина не могла наследовать родовые земли (ну не знают писатели законов, что поделаешь), поэтому среди всевозможных родственников и знакомых кролика начались разборки. "После длительного судебного разбирательства" преимущество получила О.В.Галахова, племянница Фета и по совместительству жена орловского вице-губернатора (и никакого административного ресурса, видимо)). Зато Полина благополучно унаследовала "движимость", но двигать ее никуда не захотела и продала все той же вице-губернаторше. (Любовь любовью, а копеечка лишней не бывает.) Вещи из имения вывезли в Орел, а имение оставили пустовать, бо оно никому не было нужно. В 1906 году дом опять сгорел.
Запустение продолжалось до 1918 года, когда большевики, нежно полюбившие автора "Дворянского гнезда", объявили Спасское национальным достоянием а в национализированном доме Галаховых в Орле немедленно открыли музей Тургенева с использованием национализированных галаховских вещей. Такие вот культурные люди были. (Вообще к большевикам можно по-разному относиться, но музеев они наоткрывали много.)
Потом, конечно, и колокольню снесли, и силос в склепе хранили, но усадьбу все время собирались восстанавливать. Потом немцы тут пожгли что смогли, и окопами все изрыли и они и мы, но после войны все опять было методично воссоздано, а к 1976 году наконец и домик заново построили. Ура.

**Кстати, "эпоха застоя" характеризуется восстановлением массы исторических памятников. Не знаю, связано это с нашими локальными тенденциями или общемировыми. Японцы, вон, тоже все свои самурайские замки, снесенные под корень в середине XIX века, в 50-х года XX-го заново возвели. Из бетона. История как инструмент пиара? Не можешь меряться силой в прямой схватке - меряйся древностью? История как основа туристического бизнеса? Не знаю.**

Мебель и вещи, принадлежавшие Иван Сергеичу, перевезли из Орла. Говорят, что во время войны эвакуацию этих вещей в Пензу героически осуществили сотрудники музея собственными силами и чуть ли не на собственные деньги. "Это чуть ли не единственный провинциальный музей, который сумел спасти свою коллекцию в годы войны" (http://orel.aif.ru/issues/798/01_06)
Замечательно!
Но найти имена этих героев в инете я не смогла. И это странно, кмк.
Tags: жизнь, история, музей
Subscribe

  • про художника и портреты

    Johann Zoffany. Charles Townley in his Sculpture Gallery.1782 Towneley Park Дабы закончить с изучением художника Цоффани). Английские дворяне и…

  • про художника и разнообразие

    Дэвид Гаррик с женой у его Храма Шекспира, Хэмптон. около 1762 г. Yale Center for British Art Про разнообразие картин Цоффани. Картинки из…

  • про разные картины

    JOHAN JOSEPH ZOFFANY. George III (1738-1820), Queen Charlotte (1744-1818) and their Six Eldest Children. 1770 Эта картина (в отличие от более…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments