mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про инженеров

Заинтересовалась биографиями инженерных гениев Брюнелей, оказалось весьма занимательно.
Вообще фамилия встречается в разных странах, в вики есть даже финский Оле Брюнель, лютеранский пастор или что-то вроде, перешедший из лютеранства в иудаизм и ставший Шломо Брюнелем.
В голландском музее нашелся издатель Pierre Brunel, чью картинку здесь и воспроизведу, хотя она и из другой оперы).


Allegorische voorstelling met Geloof en Mozes, Willem de Broen, 1722, publisher Pierre Brunel
Titelpagina voor: Martin, David. La sainte bible, qui contient le Vieux et le Nouveau Testament. Amsterdam: Brunel, Pierre, 1722.
Rm



Марк Изамбард Брюнель ((1769-1849)) был сыном то ли процветающего фермера, то ли мелкого землевладельца, что в общем-то не противоречит одно другому. Его папу звали без всяких изысков Jean Charles Brunel, а маму в девичестве - Marie Victoire Lefebvre.
** Фамилия эта показалась знакомой и попутно выяснилось, что это очень распространенная французская фамилия, однокоренная со словом фабрика. Варианты написания: Lefèbvre, Lefèvre, Lefeuvre, Lefébure, Fabre, Favre, Faure, Favret, Favrette or Dufaure, Fabri и даже Le Goff (по кельтски). "Название происходит от faber, латинского слова «craftsman, ремесленник, художник, искусный мастер», «worker»; в поздней латыни в Галлии используется, чтобы означать кузнец"

Учился то ли в в "Жизрской коллегии (Gisors), а после в Семинарии в Никезе" , то ли в семинарии в Руане (а может это одно и то же?), латынь не любил, любил рисовать и плотничать, потому пошел в военные моряки, "несколько раз посещал Вест-Индию" и "сделал октант для себя из латуни и слоновой кости".
** Источники вики-а весьма поздние, а в британской энциклопедии 1911 года ничего такого не написано, естественно.
Вернувшись в 1793 году, увиденное не оценил и уехал в Америку, хотя и успел познакомиться с бедной англичанкой-гувернанткой по имени Мудрость Королевства (Sophia Kingdom).

"В январе 1793 года, посетив Париж во время суда над Людовиком XVI, Брюнель невольно публично предсказал кончину Робеспьера, одного из лидеров революции. Ему посчастливилось выбраться из Парижа, сохранив жизнь, и вернуться в Руан. Однако было очевидно, что ему придется покинуть Францию. Во время своего пребывания в Руане Брюнель встретил Королевство Софии, молодую англичанку, которая была сиротой и работала гувернанткой. К сожалению, он был вынужден оставить ее, когда он бежал в Гавр и сел на американский корабль «Либерти», направляясь в Нью-Йорк.
Брюнель прибыл в Нью-Йорк 6 сентября 1793 года, а затем отправился в Филадельфию и Олбани. Он принял участие в схеме, связывающей реку Гудзон с каналом с озером Шамплейн, а также представил проект для нового здания Капитолия, который будет построен в Вашингтоне. Судьи были очень впечатлены дизайном, но он не был выбран.
В 1796 году, после принятия американского гражданства, Брюнель был назначен главным инженером города Нью-Йорка. Он проектировал различные дома, доки, коммерческие здания, арсенал и пушечную фабрику. Официальных отчетов о проектах, которые он проводил в Нью-Йорке, не существует, поскольку представляется вероятным, что документы были уничтожены в Нью-йоркском проекте беспорядков 1863 года.
В 1798 году во время обеденного перерыва Брюнель узнал о трудностях, которые Королевский флот имел в получении 100 000 блоков шкивов, которые ему требовались каждый год, чтобы скомпоновать его корабли. Каждый из блоков делался вручную. Брюнель быстро разработал контурный дизайн машины, которая автоматизировала бы производство блоков шкивов. Он решил отправиться в Англию и предложить свое изобретение Адмиралтейству. Он выехал 7 февраля 1799 года с письмом к министру военно-морского флота, а 7 марта его корабль Галифакс причалил в Фалмуте
В то время как Брюнель находился в Соединенных Штатах, Королевство Софии оставалась в Руане, и во время царствования террора она была арестована как английская шпионка, и каждый день ожидала казни. Она была спасена только падением Робеспьера в июне 1794 года. В апреле 1795 года София смогла покинуть Францию ​​и отправиться в Лондон.
Когда Брюнель прибыл из Соединенных Штатов, он немедленно отправился в Лондон и связался с Софией. Они поженились 1 ноября 1799 года в Сент-Эндрю, Холборн."

В этом месте я всегда плачу Роман, а не биография!)).

Станки для блок-шкивов Марк построил к 1808 году, потом еще лесопильный завод (сгорел) и станки для производства солдатских сапог (не пригодились). Еще сидел в долговой тюрьме, где его сопровождала Мудрость, и грозился оттуда уехать в Россию, но правительство испугалось лишиться такого ценного гражданина и заплатило долги.

Пытался использовать паровые буксиры для военных кораблей, но адмиралтейство сочло это химерой. Пытался использовать сжиженный газ "в качестве источника движущей силы". Запатентовал stocking-frame or tricoteur (не знаю, что это) в 1816 и проходческий шит для туннеля в 1818.
"Среди его других изобретений были машины для намотки хлопчатобумажной нити в клубки (balls), для копирования рисунков, для изготовления небольших деревянных ящиков, использующихся в аптеках, а также для изготовления гвоздей, вместе с процессами подготовки фольги для декоративных целей и улучшения стереотипных пластин для печати.
Впоследствии его внимание было в основном посвящено проектам гражданского строительства, наиболее примечательным из которых является туннель под Темзой. В 1820 году он подготовил планы мостов для возведения в Руане и Санкт-Петербурге и на острове Бурбон. В 1823 году он разработал качели-мосты (swing-bridges), а в 1826 году плавающие причалы для порта Ливерпуль."

Туннель-под-Темзой Марк начал строить в 1825 году, закончил в 1843. С разными трудностями вроде прорывов реки, взрывов газов, болезней рабочих и пр.
Зачем это было надо, никак не объясняется.
Глава про него в книжке Лондон-андер называется "Люди-кроты" и там предварительно описывается еще пара таких же странных людей, слегка двинувшихся на рытье подземных ходов. Ездить по туннелю было нельзя, потому что с поверхностью его соединяли лестницы. Вскорости после окончания строительства, торжественного открытия, посещения Викторией и получения рыцарского звания его заполонили какие-то подозрительные личности, несмотря на нездоровую по-прежнему атмосферу.

Однако через двадцать лет все внезапно переменилось и даже лестницы пригодились.
"В 1865 году Восточно-Лондонская железнодорожная компания купила туннель Темзы за 200 000 фунтов стерлингов, а четыре года спустя первые поезда прошли через него. Впоследствии туннель стал частью лондонской подземной системы и остается в употреблении сегодня, первоначально как часть Восточной лондонской линии (East London Line), которая теперь включена в London Overground."
Туннель подорвал здоровье Марка, но все-таки 80 лет он прожил, чего нельзя сказать о его более знаменитом сыне.

Изамбард Кингдом Брюнель (1806-1859)  "проявил в детстве исключительные способности умственного расчета, большого мастерства и быстроты в качестве рисовальщика и истинного чувства к искусству. В возрасте четырнадцати лет его отправили в Париж, чтобы учиться в Колледже Анри Кватре". **А в Англии ничего подходящего, видимо, еще не было)

С 1823 года он помогал отцу, в частности, в постройке туннеля. Когда эта работа была остановлена в 1828, занялся другими проектами. Первый вариант подвесного моста над Эйвоном в Клифтоне был отклонен, второй принят в 1831, работы начались в 1836, но закончены только в 1864 (такие там неспешные работы, да). При этом "его [Брюнеля] дизайн, однако, был строго соблюден, а используемые цепи исходили от старого подвесного моста Hungerford (Лондон), который он построил в 1841-1845 годах, но который был заменен в 1862 году железнодорожным мостом Чаринг-Кросс."
И такой вот круговорот мостов в природе.

С 1833 Изамбард-2 работал инженером Великой Западной железной дороги, занимаясь "в основном конфликтом с обструктивными землевладельцами и недальновидными критиками; но он показал себя в равной степени не только как профессиональный человек, но и как убедительный переговорщик". "Последним и самым большим из железнодорожных работ Брюнеля был мост Альберт-Роуд через реку Тамар в Салташе. Эта работа, санкционированная парламентом в 1845 году, была построена между 1853 и 1859 годами." **Ну тоже ближе к шестидесятым годам, чем к сороковым, да.

После железных дорог Брюнель занялся кораблестроением, чтобы Западная ж\д плавно переходила в западную м\д "из Бристоля в Нью-Йорк". Соответственно корабль назывался Великий Запад или, скорее, Великий Западный (Great Western [railway]). Утверждается, что он был закончен в 1838 году.
Брит-энциклопедия-1911 немедленно переходит к следующему пароходу, Great Britain, который называет "первым крупным железным пароходом, самым большим кораблем на плаву в то время, и первым большим кораблем, в котором использовался винт-пропеллер". GB совершила первый рейс из Ливерпуля в Нью-Йорк в 1845, но в следующем году нарвалась на скалы в Ирландии и год лежала на побережье. Дальше был уже Great Eastern, первого плавания которого Брюнель уже не увидел.
**Про корабли я еще не доуглубилась пока))

"В дополнение к великим работам, которые уже были описаны, Брюнель работал в строительстве многих доков и причалов, как в Monkwearmouth, Bristol, Plymouth, Briton Ferry, Brentford и Milford Haven. Он был ревностным сторонником Великой выставки 1851 года и был членом комитета по секции машин и строительного комитета. Он уделил большое внимание совершенствованию крупных орудий и разработал плавучую каретку (floating gun-carriage) для атаки на Кронштадт в русской войне (Russian War) (1854 г.); он также проектировал и руководил строительством больничных зданий в Эренкене на Дарданеллах (1855). Он был избран членом Королевского общества в 1830 году, а в 1858 году отказался от председательства в Институте гражданских инженеров в результате плохого здоровья. Он получил степень D.C.L. из Оксфорда в 1857 году. В своей работе он был исключительно свободен от профессиональной ревности и всегда был готов воздать должное и помогать другим, хотя и сам человек замечательной промышленности и энергии, он потребовал высокий уровень верного служения от своих подчиненных".

Единственным источником всех этих сведений энциклопедия-1911 указывает "The Life of I.K. Brunel, C.E. (1870), by his son, Isambard Brunel". Если другие и были, то это осталось неизвестным.
Статья в вики-а естественно гораздо более подробная, но из ранних источников в ней упоминаются все тот же труд Изамбарда-3 и Британика-1911.

Список работ, связанных с Брюнелем на архив.орг, содержит 15 пунктов и позволяет узнать, что Изамбард-2 имел какое-то отношение к книжкам про лошадей, например, "Youatt's history, treatment, and diseases of the horse ... : with a treatise on draught, and a copious index by Youatt, William, 1776-1847; Brunel, Isambard Kingdom, 1806-1859" , хотя не упомянут на титульном листе. Возможно, он является автором рисунков, не знаю.
Изамбард-3 написал какие-то слова про некую Сару Эслунд, имеющую отношение к Вильяму Коттону (**Кто все эти люди???)
Самым занятным оказалась картинка из биографии Изамбарда-1 (Memoir of the life of Sir Marc Isambard Brunel by Beamish, Richard, 1798-1873. Publication date 1862.)




Экий девиз-то знакомый))
И чудесно описание самой большой коллекции предметов всех Изамбардов:

"Коллекция Brunel была описана как самая лучшая коллекция оригинальных материалов Brunel, размещенных в любой точке мира, и вполне уместно, что она размещена в городе, где этот необычный инженер начал свою карьеру. Широко используется, с ней обращаются ученые со всего мира, и тот факт, что практически ничего не сказано, написанное или опубликованное о Брюнеле без ссылки на него, является долгожданной данью щедрости Леди Ноубл и других благотворителей <...>
Первоначальная коллекция была предоставлена ​​университетской библиотеке внучкой Брюнеля, леди Селией Ноубл (Celia Noble), в 1950 году. Она включает в себя письма, книжки, расчеты, документы и чертежные инструменты Кингдома Изамбарда Брюнеля 1830-1866 гг., некоторые работы Изамбарда Брюнеля Младшего и сэра Марка Брунеля, а также буклеты Генри Марка Брунеля.
Дополнения поступают в коллекцию, когда это возможно, как в подарок, так и путем покупки. В 1961 году А. П. Болланд дал пятьдесят шесть оригинальных писем от Брюнеля Даниэлю Гучу и Чарльзу Александру Сондерсу вместе с другими документами, касающимися Великой Западной железной дороги с 1837 по 1857 год <...>
В 1996 году университетская библиотека приобрела на аукционе еще одну часть семейных документов, относящихся к И.K. Брюнелю и его работе. Самое захватывающее приобретение - это рисунки, представленные Брюнелем для конкурса на проектирование моста через ущелье Эйвон. Они давно считались потерянными, и их возвращение - захватывающее событие для города Бристоль <...>".

Но конечно, все это ни о чем не говорит, да.

У Изамбарда-2 было два сына - Изамбард-3 и Генри Марк.
Генри Марк (1842 – 1903)  тоже был инженером и строил мосты и корабли. В вики-а про него есть десяток строчек.
"Генри известен партнерством с 1878 года с сэром Джоном Вулфом Барри, с которым он разработал Железнодорожный мост Блэкфрайарс через реку Темзу в центре Лондона. Их другие работы включали доки в Барри в Южном Уэльсе и Creagan Bridge, железнодорожный мост over the narrows of Loch Creran в Шотландии (совместно приписываемые Вулфу Барри, Брунелю и Э.М.Крутвелл).
Он также разработал SS Chauncy Maples, который был построен в Глазго в 1899 году и транспортирован по суше в озеро Ньяса в Африке, где он служивал более ста лет в качестве миссии и больничной клиники."

Есть чуть более распространенные сведения. Может, если поискать поусерднее, то найдется что-нибудь еще, но я не стала.
"Хотя ему было только семнадцать лет, когда умер его отец, он принял личное участие в некоторых его поздних инженерных работах, в частности, в запуске «Великого Востока» и подробности, которые он впоследствии внес в «Жизнь И. К. Брунеля», опубликованную в 1870 году, составлением которой он занимался в течение нескольких лет вместе со своим старшим братом, доктором Изамбардом Брунелем, канцлером Епархии Ели , были в некоторой степени представлены из личного опыта и воспоминаний".
"... был учеником с 1861 года в течение трех лет в фирме сэра Уильяма Армстронга и компании в Эльсвике. Впоследствии он служил учеником у Джона Хокшоу, помощником которого оставался до 1870 года.
В период своей связи с сэром Джоном Хокшоу занимался строительством Penarth Dock недалеко от Кардиффа и Albert Dock в Халле (Hull), а также подробным исследованиеи состояния Каледонской железнодорожной системы (Caledonian Railway system) и в важной серии зондирования в Ла-Манше, предпринятой с целью выбора лучшего маршрута для туннеля, предложенного сэром Джоном Хокшоу.
В период с 1870 по 1878 год был тесно связан с Уильямом Фрудом, ранее являвшимся членом инженерного персонала его отца, и хорошо известным в связи с научными исследованиями, касающимися флотской архитектуры (naval architecture).
В этих исследованиях и в экспериментах по сопротивлению кораблей, а также о родственном предмете их движения (resistance of ships, and on the cognate subject of their propulsion), проведенном г-ном Фрудом для правительства в адмиралтейском заведении в Торки, Генри Брунель проявил живой интерес, безоговорочно предоставляя свои услуги на распоряжение г-на Фруда.
В течение этого периода он также занимался строительством большого водохранилища для водоснабжения Торки и всестороннего изучения методов предотвращения отходов.
В 1874 году он посетил Бразилию, чтобы изучить и сообщить о крупных общественных гидравлических талях (large public hydraulic hoists) для пассажиров между нижним и верхним городами в Bahia и был также занят в связи с различными парламентскими предложениями (parliamentary proposals).
В 1878 году Генри Брунель вступил в партнерство с Джоном Вулфом Барри, с которым он был соединен самыми дружескими связями, и его последующая профессиональная карьера была связана также с сэром Джоном.
Среди различных работ, с которыми он был тесно связан, можно упомянуть важный Барри-Док (Barry Dock) в Южном Уэльсе, железнодорожный мост Блэкфрайарс (Blackfriars railway bridge) через Темзу и Станцию ​​Святого Павла (St. Paul’s Station), Тауэрский мост (Tower Bridge) и мост, построенный в Connel Ferry, недалеко от Обана, для расширение к Ballachulish Callander и Oban Railway."

Женат Генри не был.
Изображения в вики нет.

Про Изамбарда-3 (Isambard Brunel Junior (1837–1902)) неизвестно вообще ничего, кроме того, что он написал биографию Изамбарда-2 и упоминания должности в биографии брата.
Есть портрет, "very possibly Isambard III, son (1837-1902) and first biographer in 1870 of Isambard Kingdom Brunel; sometime Chancellor of the Diocese of Ely"
Есть репродукция этого портрета в неком альбоме с картинками 1892 года, Royal Academy illustrated by Royal Academy of Arts (Great Britain) , где подпись без всяких "возможно". В викимедиа, кстати, этот портрет приписан Изамбарду-2, ну спутали видимо, бывает, да.



Нашлись две фотографии Генри.

источник

источник

Совсем нет фотографий ничьих семей, даже той леди, которая положила начало коллекции в Бристоле. Фотографий самого знаменитого Изамбарда тоже не сказать, что много и в них нет никакого разнообразия.
Есть конечно вариант, что все это есть в бристольской коллекции, например, или хранится в брюнельском маноре, но в широкую сеть оно не попадает, увы.
Такая вот семейная история.

И еше пара забавных картинок


Rocket men by Karl Beutel 2008
вики


The "Crystal Palace" from the Great Exhibition, installed at Sydenham: sculptures of prehistoric creatures in the foreground. Coloured photomechanical print, later than 1854?.
Iconographic Collections
Keywords: Joseph Paxton; George Baxter; sydenham; Benjamin Waterhouse Hawkins; crystal palace; Isambard Kingdom Brunel
вики
Экие динозавры-то чудесные)))

Tags: искусство, история, люди, люди науки, музей, цивилизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments