mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про поэтов и математиков

На стене здания в Бергамо висит занятная памятная табличка.





Сразу сорри за всё качество некоторых г-переводов.

"Графиня Паолина Секко Суардо Грисмонди (contessa Paolina Secco Suardo Grismondi) также известна как Лесбия Сидония (Бергамо, 1746 - Бергамо, 1801) была итальянским поэтом.
В Академии Аркадии графиня приняла имя Лесбия Сидония, под которым она была известна в литературном мире
."

"Самые известные писатели того времени очень хвалили ее стихи, но, впадая в дурную славу аркадского мира, Лесбия Сидония была почти забыта и считалась типичным выражением легкомысленного или безвкусного мира. Некоторые критики утверждали, что ее стихи были фактически плагиатом, но более поздние исследования не подтверждают эту гипотезу."

Прославил Лесбию-Сидонию Лоренцо Маскерони, "серьезный ученый, но и аркадиец с именем Dafni Orobiano, пригласивший в элегантных стихах самую благодарную леди в литературном мире посетить коллекции естественной истории Павийского университета. Стихотворение пользовалось огромным успехом, и через год были сделаны три реплики, за которыми последовали многие другие в последующие десятилетия, что еще более прославило имя Лесбии Чидонии."

"Лоренцо Маскерони (Lorenzo Mascheroni, Бергамо, 1750 - Париж, 1800) был итальянским математиком и ученым."

"Маскерони родился в итальянской провинции Ломбардия неподалёку от города Бергамо в семье крупного землевладельца. Сначала он обучался риторике в духовной семинарии и был посвящён в духовный сан в возрасте 17 лет.
В 1778 году Маскерони начал изучать физику и математику в семинарии в Бергамо.
В 1786 году Маскерони стал профессором алгебры и геометрии в Павийском университете, во многом благодаря его работе Nuove ricerche su l’equilibrio delle volte, опубликованной годом ранее.
В 1789 году он на 4 года стал ректором университета.
В своей работе Adnotationes ad calculum integrale Euleri (1790) Маскерони вычислил 32 знака константы Эйлера и предложил её обозначение.
Маскерони был также поэтом и посвятил свою книгу Geometria del compasso (1797) Наполеону в стихах. Это была одна из самых известных работ математика, в которой он доказал, что все операции, которые могут быть выполнены с помощью циркуля и линейки, можно выполнить при помощи одного лишь циркуля. Этот результат позже был назван теоремой Мора — Маскерони, поскольку впервые доказательство было опубликовано датским учёным Георгом Мором в 1672 году.
После образования Наполеоном Цизальпинской республики, Маскерони был послан в Париж для разработки новой метрической системы. Из-за оккупации Милана австрийскими войсками в 1799 году Маскерони не смог вернуться на родину. В 1800 году учёный умер в Париже из-за последствий простуды
."

Вики-ит упоминает алгебру, матанализ, натуральные логарифмы, философию, "логику, метафизику и физику", экспериментальную физику, геометрию, "статику арочных структур".

"Его самой известной поэтической работой было приглашение Лесбии Чидонии, послание в 529 фалекейский стих, опубликованное в 1793 году".
"Работа проистекает из типичного стремления Просвещения распространить научную культуру даже среди простых людей, интересующихся культурой. Работа Mascheroni, оценивалась его современниками, как «самый красивый стих этого века», было сделано более 500 оттисков, между 1793 и 1900. После того, как вкус Просвещения закончился, произведение осталось лишь в сборниках павийских стихов.
Музей естественной истории Павии, строительство которого было начато Spallanzani в 1771 году, когда ему удалось получить первую коллекцию в подарок от императрицы Австрии Марии Терезы, было достижение большого научного и культурного значения, его посещали ученые, принцы, благородные женщины со всей Европы, и императором Австрии в 1784 году установлено ежегодное выделение для роста коллекции от 1200 фунтов стерлингов в год в 1786 году до 6000 в 1794 году, возможно, не случайно на следующий год после распространения по всей Европе «Приглашения». Конечно, хороший успех для ректора Маскерони
."

В вики приводится тескт из издания 1887 года - Invito a Lesbia Cidonia ed altre poesie
Текст поэмы про циркуль и линейку, посвященной Бонапарту, приводится по изданию 1797 года.

"Книга Маскерони была немедленно переведена на французский язык и напечатана издателем Каретт (Париж 1798).
Более того, среди историков математики есть оживленные дискуссии о некоторых теоремах геометрии, приписываемых Наполеону, возможно, из-за Маскерони. В частности, теорема Наполеона является одной из немногих значимых теорем о треугольниках, созданных после греков
."

**
Маскерони - итальянская фамилия, носители в основном из Ломбардии.
Варианты: Maschera, Maschero, Mascheri, Mascherino, Mascherini, Mascheretti, Mascaro, Mascara, Mascari, Mascarino, Mascarini, Mascaretti, Mascaroni.
Корень похож на "маска, маскарад", но "Фамилия берет свое начало от средневекового крестильного имени Mascarus, который, в свою очередь, может быть получен из личного германского имени Маскариус (Mascarius) или, по словам Джандоменико Серра, даже от латинского номенка Маскаруса или Макулуса (Maskarus o dal cognomen Masculus)."

**
"Теорема Мора — Маскерони сводит построения циркулем и линейкой к построениям одним циркулем. Точнее говоря, возможно провести одним только циркулем такие операции, для которых могла бы потребоваться линейка. Результат был опубликован Георгом Мором в 1672 году но доказательство было забыто до 1928. Теорема была независимо открыта Лоренцо Маскерони в 1797".

"Теорема Наполеонаутверждение евклидовой планиметрии о равносторонних треугольниках: Если на каждой стороне произвольного треугольника построить по равностороннему треугольнику, то треугольник с вершинами в центрах равносторонних треугольников — тоже равносторонний.
Получаемый таким образом треугольник называют треугольником Наполеона (внутренним и внешним).
Теорема часто приписывается Наполеону Бонапарту (1769—1821). Возможно, однако, что её предложил У. Резерфорд в публикации 1825 года The Ladies' Diary
."

"Следующая запись появилась на странице 47 в «Дневнике дам» 1825 года. Это раннее появление теоремы Наполеона в печати, и следует отметить, что имя Наполеона не упоминается.
...Поскольку Уильям Резерфорд был очень способным математиком, его мотив для запроса доказательства теоремы, который он, несомненно, мог бы доказать сам, неизвестен. Возможно, он поставил вопрос как вызов своим сверстникам, или, может быть, он надеялся, что ответы дадут более элегантное решение. Тем не менее, ясно из чтения последовательных выпусков «Дневника дам» в 1820-х годах, что редактор стремился включать в себя разнообразный набор вопросов каждый год, причем некоторые из них подходят для занятий новичками.
...Считалось, что первая известная ссылка на этот результат как теорема Наполеона появляется в 17-м издании «Elementi di Geometria» Файфофера, опубликованном в 1911 году, хотя Фаифофер действительно упоминает Наполеона в несколько более ранних изданиях. Но это спорный вопрос, потому что мы находим упоминание Наполеона в этом контексте в энциклопедии 1867 г.
"

Там еще разные годы 18-20 вв. упоминаются и разные фамилии, так что получается, что никто ничего толком не знает - кто, когда и зачем.

**
"Йорген Мор (латинизированный Georg(ius) Mohr, 1640 - 1697) был датским математиком, известным как первый, кто доказал теорему Мора-Маскерони.
Мор (Mohr) родился в Копенгагене, сын торговца по имени Дэвид Морендаль (David Mohrendal). Начиная с 1662 года он путешествовал в Нидерланды, изучал математику с Христианом Гюйгенсом. В 1672 году он опубликовал свою первую книгу Euclides Danicus одновременно в Копенгагене и Амстердаме на датском и голландском языках соответственно. Эта книга, доказывающая теорему Мора-Маскерони на 125 лет раньше Лоренцо Маскерони, будет томиться в неясности до ее повторного открытия в 1928 году. Мор служил во франко-голландской войне в 1672-1673 годах и был взят в плен французами. К 1673 году он опубликовал свою вторую книгу Compendium Euclidis Curiosi. Третья книга была позже упомянута сыном Мора; в течение многих лет это считалось Gegenübung auf Compendium Euclidis Curiosi, но Andersen & Meyer (1985) утверждают, что это должна быть другая книга, и что у Gegenübung есть другой автор.
В время пребывания в Нидерландах Мор стал другом Эренфрида Вальтера фон Чирнхауза (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus, 1651—1708). Они посетили Готфрида Вильгельма Лейбница во Франции и Джона Коллинза в Англии вместе. Мохр вернулся в Данию в 1681 году. Он женился на Элизабет фон дер Линде из Копенгагена 19 июля 1687 года и вскоре после возвращения в Голландию; их сын, Питер Георг Моренталь (Peter Georg Mohrenthal), в конце концов поселился в Дрездене в качестве книготорговца и издателя
."

Папа - Морендаль, сын - Моренталь, а сам Йорген - Мор.

Чирнхаус был знаком с Генри Ольденбургом (Henry Oldenburg, 1618, Бремен — 1677, Лондон), непременным Секретарем Лондонского Королевского общества.

"...немецкий, позже английский богослов, дипломат и учёный. С 1653 года постоянно жил в Лондоне. Секретарь Лондонского Королевского общества, основатель и редактор «Философских трудов Королевского общества». Считается, что именно Ольденбург ввёл в обиход практику предварительного рецензирования присылаемых для публикации научных рукописей независимыми экспертами. Известен также своей перепиской со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе, с Ньютоном и Лейбницем."

**
Возвращаясь к Академии

"Арка́дская акаде́мия или академия Арка́дии, также Академия аркади́йцев (арка́дцев или аркадия́н; итал. Accademia dell’Arcadia) — сообщество учёных, поэтов и любителей искусства, основанное в Риме в 1690 году, с целью противодействия испорченному литературному вкусу XVII столетия.
Основанию академии, получившей название «Аркадия», способствовала отрёкшаяся от шведского престола королева Христина, собравшая вокруг себя учёных-гуманитариев; первое заседание кружка, принявшего позже название академии, состоялось 24 января 1656 года. После смерти королевы Христины в 1689 году прежние члены академии образовали под председательством Джованни Крешимбени новое учёное общество, главным интересом которого была поэзия.
"Аркадия" стремилась духовно объединить Италию, в то время разделённую на ряд не связанных между собою государств, и объединить в борьбе с «испорченным вкусом» эпохи барокко.
Для членов «Аркадии» пастораль была художественным и эстетическим идеалом; в то же время она позволяла аркадийцам совмещать интеллектуальные задачи с игрой, свойственной аристократическому обществу конца XVII века: вступая в академию, её члены брали себе вымышленные имена пастухов и пастушек, которыми пользовались не только во время своих собраний, но и в обычной жизни.
Творчество аркадийцев поначалу ограничивалось литературно-критическими трактатами и лирической поэзией; вместе с тем члены сообщества не могли пройти и мимо растущей популярности оперы, которая в их представлении олицетворяла дурной барочный вкус. В начале XVIII века «Аркадия», уже имевшая филиалы в ряде городов Италии, активно привлекала в свои ряды авторов оперных либретто; в списке членов академии, опубликованном Дж. Крешимбени в 1711 году в книге «Аркадия», уже присутствовало 23 либреттиста. В 1706 году в академию начали принимать и музыкантов.
Она (Академия) находилась под управлением президента (custode), избиравшегося не более как на одну олимпиаду. Первым президентом был Крешимбени. В академию допускались только поэты, как мужчины, так и женщины, и любители поэзии, заседания её проводились на открытом воздухе, 7 собраний в год. Многие римские папы и европейские государи были её членами. Луи-Наполеон, будучи первым президентом французской республики, был избран в её члены в 1850 году. Академия имела свои оригинальные уставы и издавала «Giornale arcadico».
Впоследствии академия преследовала преимущественно научные цели, тогда как поэзия отошла на второй план. Учёные заседания происходили два раза в месяц во дворце Альтемпс.
Наличие женщин в составе Аркадской академии являлось скорее исключением, ввиду господствовавших предрассудков о превосходстве мужского ума. Среди учёных-женщин в этой академии были переводчица Джузеппа Барбапиккола (псевдоним Myristic; 1702 — прим. 1740), филолог и лингвист Клотильда Тамброни (1758—1817). Членом академии также была французская поэтесса Сюзанна Вердье (1745—1813)
".

С "испорченным вкусом эпохи барокко", помнится, рьяно боролся Раскин-Рёскин с середины 19 века, усиленно противопоставляя ему чудесную готику. Стопятьсот лет борьбы никак не повредили барокко, видимо.

"Это упоминается в терминологии и символике традиции пастухов-поэтов (pastori-poeti) мифического региона Аркадии, и это имя было найдено Тайей во время встречи в Прати-ди-Кастелло, в то время пасторального пейзажа. В дополнение к названию Академии, эмблематически с этой точки зрения, название места было выбрано в соответствии с этой тенденцией - вилла на возвышенности Виа Гарибальди на склонах Яникулума: «Боско Паррасио (Bosco Parrasio)». Его члены назывались пасторами (пастухами, Pastori), ребенок Иисус (которому первыми поклонились пастухи) был выбран в качестве защитника; как эмблема  была выбрана флейта (siringa) бога Пана, окруженная лавровыми и сосновыми ветвями."

"Исидоро Карини, в 1891 году, проследил исторический экскурс в Аркадию, разделяя его деятельность в пять периодов: первый из них управлялся общим хранителем Крешимбени, с 1690 по 1728 год, римской экспансии, а затем итальянской; второй период, с 1728 по 1743 год, под руководством Франческо Лаззарини, был самым престижным, учитывая имена членов; третий, с 1734 по 1766 год, с хранителем Мишель Джузеппе Мори, ознаменовал начало упадка для судьбы Аркадии; четвертый, между 1766 и 1824 годами, в котором, по словам Карини, Аркадия была сведена к неприветливой академии выживших; пятая часть между 1824 и концом века, отличающаяся деятельностью, удаленной от современной поэзии".

Акдемики собирались в разных местах и читали свои сочинения в амфитеатрах.
Во многих городах Италии (полуострова, видимо, потому как страны еще не было) они основали колонии, Colonia Rubicona in Rimini, Colonia Cenomana in Brescia, Colonia Augusta in Perugia, и т.д.
Из 14 кустодов-президентов до 1924 года в вики-ит есть статьи только про трех, первого и двух из конца 18 века. Но, может, поленились просто).


Giardini del Frontone di Perugia. Одно из мест сбора академиков.
(источник картинки)

"Многие дворяне, церковники и художники входили в нее, почитая это за честь, и очень скоро она насчитывала 1300 человек. Однако многое из того, что они произвели, было либо посредственным, либо претенциозным, хотя Академия получила одобрение за ее нападение на избыточный стиль рококо, а затем доминировала в искусстве и литературе."
"Вскоре развилась жестокая анти-Аркадийская реакция, и, начиная с начала 19 века, аркадизм стал рассматриваться как позднее и неубедительное выражение прежнего режима. После окончания Французской революции Академия стремилась к обновлению в соответствии с духом времени, не жертвуя своей традиционной системой сильванских ассоциаций и пастырских имен. Академия больше не представляла литературную школу, но общий интерес к классике, и такие фигуры, как Данте, получили большую честь ее членов. Кроме того, область деятельности Академии была расширена, чтобы охватить многие отрасли, включая историю и археологию
."

Не знаю, зачем я всё это узнала))

Tags: искусство, история, люди науки, цивилизация
Subscribe

  • про соцреализм и тему дня

    Выставочное про войну и пограничников, поскольку и того, и другого немного). Климен Редько. Москва героическая. 1942. Алексей…

  • про соцреализм и повседневность

    Тимофей Пустовалов. Реконструкция улиц Москвы. Садово-Смоленская. Этюд. 1938 Иван Петровский. Выходной день на Неве. 1937. (фрагмент) Ирина…

  • про соцреализм и индустрию

    Сначала картинки, потом буквы. Виталий Тихов. Стахановки завода им. ОГПУ. 1936-37. Александр Бугрин. Конвейер Сталинградского завода.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • про соцреализм и тему дня

    Выставочное про войну и пограничников, поскольку и того, и другого немного). Климен Редько. Москва героическая. 1942. Алексей…

  • про соцреализм и повседневность

    Тимофей Пустовалов. Реконструкция улиц Москвы. Садово-Смоленская. Этюд. 1938 Иван Петровский. Выходной день на Неве. 1937. (фрагмент) Ирина…

  • про соцреализм и индустрию

    Сначала картинки, потом буквы. Виталий Тихов. Стахановки завода им. ОГПУ. 1936-37. Александр Бугрин. Конвейер Сталинградского завода.…