mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Про очень известных художников

Про Кранахов.

img115

По мотивам каталога московской выставки.
До которого у меня наконец дошли руки.



Кранахи это, конечно, необъятная тема, но я кратенько).
Сведения почерпнуты из чудесной статьи В. Садкова в каталоге.

Первым биографом Кранаха-1 (1472—1553) считается его двоюродный брат, Матиас Гундерам. В 1556 году он утверждал, что папу Лукаса-старшего звали Ганс Малер (или Мольнер), мамина девичья фамилия была Хюбнер, а сам художник именовался Лукас Зюндер (Зундер, Зондер). Кранахом он стал называть себя неизвестно когда, но в честь родного города Кронаха.

Заняв должность художника при дворе саксонского курфюста, должен был заниматься кучей разных дел, кроме художественно-оформительских, вплоть до обязанностей дипломата, советника и камердинера. Несмотря на это, переехал в большой дом, нашел время для организации собственной мастерской, пивоварни, винного погребка, типографии, книжной лавки, аптеки. И все это без отрыва от основной деятельности.
Поставил изготовление картин на поток с помощью десятка с лишним подмастерий и прорисей популярных сюжетов.
Мастерскую после Лукаса-1 держали его сын Лукас-2, внук Августин и правнук Лукас-3 (1586-1645), чьи достоверные работы неизвестны. Куда делась потом мастерская, не сообщается.

Два столетия имя Кранаха "заслонялось" кем-то другим, но в конце 18 века вновь привлекло внимание "на волне местного патриотизма". Первая подробная монография в трех томах за авторством Иоганна Христиана Шухардта (1799-1870) вышла в 1851-1871 гг. со списком всех известных на тот момент картин. Новым важным этапом изучения наследия стала выставка 1899 года с представлением новых найденных произведений и фактов, и с этого момента значение кранаховского вклада в искусство "обрело прочную научную основу".
Следующий "принципиально новый фундаментальный научный каталог", составленный Максом Фридлендером и Якобом Розенбергом, был издан в 1932 году. В нем было систематизировано более 900 работ Лукаса-1 и Лукаса-2. В 1937 году прошла еще одна большая выставка, понятно, под каким соусом.
Следующие монументальные работы вышли уже в 1972 и 1974 гг. Ну и далее везде.

В статье есть замечательная фраза:
"На протяжении уже более ста лет ученых занимает проблема активного и плодотворного взаимодействия Старшего и Младшего Кранахов с идеями одновременно немецкого гуманизма, лютеранства и ортодоксального католицизма".

То есть они дружили с университетскими профессорами, чуть ли не породнились с Мартином Лютером и писали картины для ярых папистов. Замечательная гармония и никаких религиозных войн.

На надгробной плите Лукаса Старшего было написано "Pictor Celerrimus (самый быстрый художник)". Надгробие перенесли в церковь Петра и Павла (Herdekirche) "для сохранности" в 1859 году, на кладбище установили копию.

В статье упомянуты два сайта, посвященных Кранахам. - Cranach Digital Archive (CDA)  (930 подробно описанных произведений, картинки с приличным разрешением (но я не нашла кнопки для скачивания)) и Corpus Cranach (2500 произведений, включая мастерскую, круг, копии и подделки; описание минимально, картинки очень мелкие, но сгруппированы тематически и можно узнать, что Венер там 75, например, а Мадонн с младенцем - 182).

Мне глянулась одна картина с выставки. На тему Старого и Нового заветов (Церкви и Синагоги, возможно). Тема змей присутствует тоже.
К картине нашлось еще пара вариантов (на самом деле оказалось больше).


Lucas Cranach the Elder (1472–1553). Damnation and Redemption / Law and Grace. 1529. Herzogliches Museum (Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha)
(источник картинки)

Описание утащила из каталога, уж очень оно хорошо. Сорри за качество картинок.
Сначала текст под изображением

P1012280

P1012281

P1012284

P1012287

Все перечисленные подобия на сайте CDA есть, но поскольку взять картинки оттуда не могу, тут будет то, что нашлось в викимедиа (название и пр. - с сайта CDA). Помимо приведенных, на сайте есть еще штук шесть-семь.


(источник картинки)
Lucas Cranach the Elder. Law and Grace. about 1550
Lutherhaus Wittenberg. (Provenance начинается с - John R. Vanderlip Collection, Minneapolis (since 1936))



(источник картинки)
Lucas Cranach the Elder. Law and Grace. 1529
Národní galerie v Praze (National Gallery in Prague)
Provenance:
- at the end of the 18th century the painting may have been in the collection of the Duke of Würben
- from 1814 to 1922 lent by Duke Johann Nostitz-Rieneck, Prague and his heirs to the "Bildergalerie der patriotischen Kunstfreunde in Prag"
- 1922 returned to Duke Johann Nostitz-Rieneck
- acquired in 1950

Там же, в Праге, есть еще копия - The Law and the Gospel. 1500 - 1599. Copy after Lucas Cranach the Elder, несмотря на дракончика и дату (Artist's insignia bottom centre: winged serpent with elevated wings and date '1529'; both most likely not original).
Provenance:
- late 18th century probably the property of the Bruntálský family of Vrbno
- in 1800 lent to the National Gallery Prague by Countess Marie Anna Thun, born Kolowrat-Liebsteinský


(источник картинки)
Картина в Нюрнберге вроде бы разделена на две половины - 1 и 2.
Lucas Cranach the Elder. Allegory of Law and Mercy. after 1529
Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg
Provenance:
Loan from the Wittelsbacher Ausgleichsfonds
- in the collection of Count Rechberg
- 1815 acquired for the collection of the Prince of Oettingen-Wallerstein, register of deeds 1817-18, § CCXIII
- 1828 acquired for the collection of King Ludwig I. of Bavaria, I.W. 382
- from 1829 displayed in Nuremberg, in the Moritz Chapel
- 1882 GNM

В каталоге есть еще одна занятная картинка, если не будет лень, может напишу про нее тоже).

Tags: живопись, искусство, символы, тексты, чтение с интересом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments