mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про магнатов, картины и растения

С этим мозгом стало совершенно невозможно что-то читать, цепляется за что ни попадя((.
Вот опять зацепился.

voz1
(книжка Вознесенский девичий монастырь в Московском Кремле. В.А. Меняйло, М. 2011)

За что на этот раз, спрашивается?
За слово "мнишьский" - монашеский. Почему-то раньше не цеплялся, а теперь внезапно да.



Ну то есть, Мария-Марина Мнишек получается Маша Монашкова? :)
Этимология фамилии Мнишек, в смысле, откуда она взялась, в виках не приводится. Собственно, откуда взялся первый Мнишек тоже не очень акцентируется. Пришел откуда-то и всё.

Польское слово mniszek происходит из mnich +‎ -ek и означает молодой монах, монашек. Слово mnich происходит из чешского через староверхненемецкий: "From Old Czech mnich, from Old High German munih, from Medieval Latin monicus, from Late Latin monāchus, from Ancient Greek μοναχός (monakhós, “single, solitary”), from μόνος (mónos, “alone”)"

В польском есть еще мнишек-птица типа воробья (по-русски - монжита, по-латински Xolmis) и мнишек-растение, по-русски - одуванчик.

Одуванчик с 1780 года по-научному называется Taraxacum, одуванчик лекарственный (типовой вид) - Taraxacum officinale.
"Родовое название лат. Taráxacum происходит от латинизации арабского названия этого растения (араб. طرخشقون‎ — «тарухшакурн») либо персидского названия другого сложноцветного."

Либо одно из двух, да.

В распространение вики-ру не углубляется.
"Одуванчики, которых существует свыше двух тысяч апомиктических микровидов видов и около семидесяти так называемых «крупных», или сборных, распространены повсеместно, за исключением высокогорных районов и Арктических широт."

Этимологию мнишека-одуванчика с польского мы с г-переводчиком корректно перевести не можем, увы:

"Polskie nazwy nawiązujące do głowy mnicha lub popa są kalką językową nazwy caput monachi, którą nadał Otto Brunfels w 1530. Bierze się ona z wyglądu dna koszyczka po zdmuchnięciu owoców – białego i nagiego, otoczonego wieńcem zeschłych listków okrywy, co przypomina tonsurę. Rodzajowa nazwa naukowa Taraxacum pojawia się w piśmiennictwie średniowiecznym i pochodzi prawdopodobnie z arabskiego tharakchakon, co oznacza roślinę o gorzkim smaku. Innym możliwym źródłosłowem jest grecka nazwa zapalenia oczu – taraksis, na które miał być stosowany".

Вики-а как обычно информативнее прочих

"Taraxacum (/ təræksəkʊm /) - большой род цветущих растений семейства Asteraceae, который состоит из видов, широко известных как одуванчики. Они являются родными для Евразии и Северной Америки, но два обычных вида по всему миру: T. officinale и T. erythrospermum были введены из Европы и теперь распространяются как полевые цветы. Оба вида являются съедобными в целом. Общее имя dandelion (/dændɪlaɪ.ən/ DAN-di-ly-ən, от французского dent-de-lion, что означает «зуб льва»), дается членам рода.
История
Одуванчики, как полагают, развились около 30 миллионов лет назад в Евразии. Ископаемые семена Taraxacum tanaiticum были зарегистрированы на плиоцене юга России. Одуванчики были использованы людьми для еды и как трава для значительной части записанной истории. Они были хорошо известны древним египтянам, грекам и римлянам и уже более тысячи лет используются в традиционной китайской медицине. Одуванчики, вероятно, прибыли в Северную Америку на Майфлауэр, и не как безбилетники, но целенаправленно за их лечебные преимущества.
Несмотря на свои полезные свойства, одуванчик обычно рассматривается как сорняк в результате роста культуры газона и маркетинга гербицидных компаний.
Названия
Латинское название Taraxacum происходит из средневековых персидских медицинских текстов (medieval Persian writings on pharmacy). Персидский ученый Аль-Рази около 900 г. н.э. писал: «tarashaquq похож на цикорий». Персидский ученый и философ Ибн Сина около 1000 г. н.э. написал книгу (главу, book chapter) о Тараксакуме (Taraxacum). Джерард из Кремоны, в переводе с арабского языка на латынь около 1170 года, написал его tarasacon.
Английское имя, dandelion, является искажением французского dent de lion, что означает «зуб льва», из-за его грубо зубчатых листьев. Растение также известно как blowball, cankerwort, doon-head-clock, witch's gowan, молочная ведьма (milk witch), lion's-tooth, желто-золотистый (yellow-gowan), ирландская маргаритка (Irish daisy), монашеская голова (monks-head), корона священника (priest's-crown) и puff-ball (дождевик?); другие распространенные имена включают faceclock, pee-a-bed, wet-a-bed, свиное рыло (swine's snout), white endive (белый эндивий, цикорий?) и wild endive дикий эндивий.
Английское народное название «piss-a-bed» (и действительно эквивалентное современное французское pissenlit) относится к сильному мочегонное действие корней растения. В разных северо-восточных итальянских диалектах растение известно как pisacan («собачьи писания»), потому что они находятся на обочинах тротуаров.
На шведском языке он называется maskros (червячная роза) из-за небольших насекомых (трипсов), обычно присутствующих в цветках. На финском и эстонском языках названия (voikukka, võilill) переводится как масляный цветок (butter flower) из-за цвета цветка. На литовском языке он известен как «Pienė», что означает «молочный», из-за белого латекса, который образуется при срезании стеблей. Название валлийского (dant-y-llew), немецкого (Löwenzahn), норвежского (løvetann) и испанского (diente de león) означает то же самое, что и французское и английское названия.
"

- Разумеется, одуванчики повсеместно росли в Египте
- В Америку одуванчик завезли из Европы
- Тарасакон уж очень напоминает Тараскон и тамошнего дракона Тараска

Мнишека-монжиту я изучать не стала.

Но раз уж опять всплыла тема Мнишеков-магнатов, добавлю тут "историю одной картины", зацепленную полугодом раньше.
Картина висит в одном из залов ГИМа и очень занятна.
В викимедиа она никак не поименована, книжка про ГИМ сообщает, что это "Въезд Марины Мнишек в Москву" неизвестного художника.

mni1
(Исторический музей. Архитетура. Интерьеры. Датиева Н.С. М. Историчекий музей, 2015
Восхитительная книжка! Жалко, картина там на двух страницах.)

mni2

Некоторые польские источники, если я правильно поняла, считают, что автором мог быть венецианец Tomasz Dolabella или Szymon Boguszowicz from Lwow.
"Полотно было создано (возможно, Шимоном Богушовичем из Львова), для замка семьи Мнишеков в Лазки Муроване в первой половине XVII века, а затем было взято в Wiśniowiec Palace, роскошную магнатскую резиденцию XVIII века семей Вишневецких и Мнишеков"


(источник картинки)

Москва-на-море просто чудесна, кмк.

В истории семей, картин и замков есть занятное.
С одной стороны, картины пришли из Вишневецкого замка. Он, конечно, очень древний. Был, да.
Сначала им владел Дмитрий Корибут, потом Ольгердовичи-Несвижские, потом Михал Збараски, ставший внезапно! Вишневецким, и его потомки до другого Михала, "пробудившего возрождение родового поместья" и воздвигшего на руинах неоднократно разрушенного замка новый дворец, хотя и с гарнизоном, в 1720 году. Дворец всяко украшали и заполняли ценностями.

"Смерть последнего члена семьи Wiśniowiecki привела к тому, что дворец и поместье в городе Вишнивец передали женской линией семье Мнишек под их опекой и надзором, которой замок раскрыл всю свою красоту, добавив еще одну грань в палитры европейского дворца и парк рекреационного искусства.
В течение трех поколений владельцы Mniszechs (Jan Karol (1716-1759), Michał Jerzy (1748-1806) и Karol Filip (1794-1846)) придавали королевское обаяние имению: картины из коллекций Wiśniowieccy, Potoccy, Sanguszkowie, Czartoryscy, а также Ostrogscy, скульптуры, ретро-мебель, голландские плиточные мантии, литература, оружие, столовые приборы и фарфор. Всестороннее обновление в то же время привело к появлению самой красивой дворцовой резиденции Волыни.
Как только последний владелец Мнишек вступил в родовые права, так четыре года спустя ему пришлось уехать во Францию, в результате чего были найдены самые ценные семейные реликвии, которые составляли две тысячи книг, семейные портреты, письма, геральдические исследования. В то же время Вишневецкий дворец на протяжении многих лет стал местом купли-продажи, где было продано много ранее вдумчиво и тщательно собранных предметов, все, ради которых миряне (laymen) были бы счастливы заплатить наличными.
За более чем шестьдесят лет (1852-1913) замок сменил девять владельцев, что привело, несмотря на их титулы и социальный статус, к тому, что один из самых щедрых европейских дворцов стал средством для накопления их постоянно истощающихся банковских счетов. Дворец потерял свой гламур, и бесценная коллекция была потеряна.
За время до Первой мировой войны была предпринята попытка еще одного владельца, волынского аристократа и дворянина Демидова, Павла Олександровича (1869-1935) и киевского архитектора Владислава Городецкого (1863-1930). К сожалению, война и революция внесли свои коррективы: 25-й корпус российской армии использовал объекты, за ними последовало министерство переходного правительства и лейтенанты Петлюры.
В середине 1920-х годов в главном здании Вишнивецкого дворца разместилась музейная коллекция, а оставшееся пространство использовалось как школа мастерства.
Вторая мировая война стала аргументацией для самых последних отправлений останков ценностей в Москву (1940-1941 гг.), А германские вооруженные силы использовали его в качестве полицейского участка и гестапо (1941-1944 гг.), лишив архитектурную структуру и тех немногих экспонатов все еще оставшихся там. Пожар в помещении (1944 г.) завершил начатое разрушение
".

Потом его как-то восстановили.
Почему последнему владельцу пришлось срочно ехать в Париж, не сообщается.

Но пишут, что картины попали в Вишневец из другого замка.

"Мурованое (укр. Муроване, польск. Laszki Murowane — Ляшки Муроване) — село в Старосамборском районе Львовской области Украины на реке Стрвяж.
Первое упоминание о данном населённом пункте датируется 1374 годом, как о владении рыцарей Гербуртовых, приехавших из Моравии, юридически закреплённом за ними князем Владиславом Опольчиком. В 16-м веке Ляшки Мурованы принадлежали известной польской дворянской фамилии Тарло герба «Топор». Тарло построили в Ляшках Мурованых родовой замок; в 1531 году там поселился Анджей Тарло. Ляшки Мурованы, наряду с некоторыми другими владениями, стали так называемым вяно (польск. wiano — подарок на свадьбу) брака Ядвиги Тарло и Юрия Мнишека.
До 1815 года Ляшки Мурованы принадлежали роду Мнишеков
".

"Замок как приданое в 1592 году дан Мнишекам, точнее Ежи Мнишеку, Сандомирскому воеводе, первому владельцу из этого семейства. С 1604 года крепость в залог по кредиту переходит в руки Drugethów. Мнишеки в 1638 году восстановили замок, которым они владели до 1815 года, когда он был продан Эдварду Зербони де Сполетти (Edwardowi Zerboni de Spoletti). В 1835 году весь комплекс был сожжен. Тогда крепость принадлежала Марселю Богдановичу (Marcelego Bogdanowicza), а затем с 1861 года Michał hr. Krasickiego."

Этот замок тоже был набит всякой красотой.

"Замок был построен в пятиугольном плане, имел башню 9 этажей высотой, окруженную с трех сторон крепостными стенами и рвами на четвертой стороне и его защищал обширный пруд. На последней из насыпей были бастионы в 3 углах. Это была великолепная бывшая резиденция Мнищеков, созданная в основном благодаря Ежи Мнишеку. Охраняемый, окруженный огромными садами. Внутри было 45 очень высоких комнат с древним вкусом и две рыцарских длиной 60 шагов и шириной 24. Внутри оборудовано было очень пышно, комнаты облицованы мрамором, карнизы, позолоченная штукатурка. В замковых камерах были бюсты всех польских королей и другие картины. В замке находилась огромная коллекция произведений искусства; семейные портреты, архивы и библиотеки Мнишеков, которые в начале девятнадцатого века были распроданы и разрознены. После захвата Ляшков в другие руки замок был разрушен, и были проданы драгоценные камни со скульптурами, каминами и т. д. Работы разрушения начались в 1832 году.
Архив замка добрался до какого-то чердака, где он надолго потерялся; В 1850 году его случайно обнаружил Wincenty Smagłowski. Несмотря на то, что архив сильно пострадал от кровли, под которой он был заложен, куратор Оссолинского института (kurator Zakładu Ossolińskich) приобрел то, что можно было использовать. Это были многочисленные документы с начала семнадцатого до 18 века (diariusze sejmów i mowy na nich głoszone, instrukcje ziem i powiatów, dawane posłom wyprawianym na sejmiki, uchwały czyli lauda sejmików, relacje poufne, instrukcje dawane posłom zagranicznym w odpisach, raporty wojenne i listy prywatne z pola bitew, tudzież odpisy niektórych traktatów z sąsiednimi mocarstwami i manifestów konfederacji). Основная часть этого архива группируется вокруг семейства Мнишеков. В 19 веке крепость была частично разрушена и в 1914 году окончательно разрушена. До настоящего времени сохранился только фрагмент восточного крыла и земляные укрепления. Четыре картины Szymona Boguszowicza, написанные по заказу Jerzego Mniszcha i Jadwigi Tarło в семнадцатом веке, были переданы во дворец в Wiśniowiec. В настоящее время они находятся в коллекции Государственного исторического музея в Москве
."

И о последнем вишневецком владельце, внезапно художнике и коллекционере:

"Анджей Ежи Филипп Вандалин Мнишек ((Andrzej Jerzy Filip Wandalin Mniszech) из мнишского герба (родился 21 ноября 1823 года в Вишневце - умер 11 мая 1905 года в Париже) - помещик, художник, коллекционер
Его отцом был Кароль Филип Вандалин Мнишек (1794-1844), а его матерью была Элеонора графиня Cetnerów (1798-1871), и дедушка Михал Ежи Мнишех, великий маршал короны (marszałek wielki koronny). Он провел свою юность во дворце в Wiśniowiec и в Париже. В 1846 году, вместе со своим братом Ежи, он унаследовал очень обремененный долгами Wiśniowiec. В 1849 году он женился на Anną Elżbietą Potocką.
С 1854 года Мнишеки с сыном Леоном жили в Париже. Анджей Ежи взял большую часть коллекции из Wiśniowiec, особенно картины, в 1854 году он продал библиотеку в Сржиуве. Из-за долга дворец, приобретенный в 1861 году на улице Дару 16 в Париже, принадлежал его жене, а после ее смерти в 1885 году в соответствии с законом наследства, принадлежал сыну Леону (умер в 1901 году). Вся коллекция насчитывала около 500 картин, гравюр, рисунков, керамики и мебели. Он собрал искусство Дальнего Востока, живопись голландских мастеров XVII века и французских художников периода рококо; он был одним из первых любителей и коллекционеров произведений Франса Галса. Коллекция была разрознена, потому что дважды - в 1902 году после смерти Леона и в 1910 году она отправилась на аукцион. Он начал учиться рисованию со своим братом Ежи в Wiśniowiec, в 1860-х годах продолжал в Париже, учась у Jeana Gigoux oraz Leona Cogniet, он писал в основном портреты и использовал форму триптиха. Анджей Ежи Мнишех получил французское гражданство.
"

То есть в Париж последний владелец от долгов уехал? Или что?

Да, мнишек по-польски еще гриб-дождевик и плащ-дождевик.

Tags: взгляд мельком, живопись, замки, история, музей, тексты
Subscribe

  • (no subject)

    Про слова rogation конец 14 века, «торжественная мольба (solemn supplication)» (особенно в отношении дней жульничества (rogation…

  • про дни, пути и шествия - 4

    Однако, у англичан параллельно Эмбер-дням тоже есть четверти, прям с древней древности. В британской и ирландской традиции четвертные дни…

  • про дни, пути и шествия - 3

    Ember Days - это квартальные периоды (лат. Quatuor tempora) молитвы и поста в литургическом календаре западных христианских церквей. Эти посты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • (no subject)

    Про слова rogation конец 14 века, «торжественная мольба (solemn supplication)» (особенно в отношении дней жульничества (rogation…

  • про дни, пути и шествия - 4

    Однако, у англичан параллельно Эмбер-дням тоже есть четверти, прям с древней древности. В британской и ирландской традиции четвертные дни…

  • про дни, пути и шествия - 3

    Ember Days - это квартальные периоды (лат. Quatuor tempora) молитвы и поста в литургическом календаре западных христианских церквей. Эти посты…