mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про другую прогулку


Посетила музей Рублева, а то тоже давно не была.
Обрела ценных изданий в количестве).
Прошлась заодно по Б. Алексеевской-Коммунистической-Солженицына.
Решила не лениться и что-нибудь узнать про посещенные места. Ну углубилась в какие-то дебри как водится.
Новые северные полюсики наличествуют)).




На Таганке внезапно! (для меня) обнаружился Российский футбольный союз, очень в тему)).




Граффити тоже футбольные))
Нужная улица - по центру как раз.

"Историческое название Большая Алексеевская было дано по церкви Алексия Митрополита «что за Яузой» и Алексеевской слободе XVII века. Позже, в XIX веке, на Алексеевских улицах обосновалась купеческая династия Алексеевых (см. Алексеев, Николай Александрович, Станиславский, Константин Сергеевич).
Вопрос о переименовании Большой и Малой Коммунистических улиц поднимался неоднократно; в результате, Малой Коммунистической, вместо исторического Малая Алексеевская, в 2005 году было присвоено имя улица Станиславского (это имя в советские годы носил Леонтьевский переулок). Название «Большая Коммунистическая» сохранилось на карте, но не намного дольше. В августе 2008 года вышло постановление о переименовании улицы в честь Александра Солженицына
".

А вот почему пишется Ельцин, например, но Солженицын? :) Непонятно.




Еще когда увидела название церкви, слегка удивилась. Привет Эльзасу с его обилием Мартинов)).
Но это оказался другой Мартин - исповедник и папа римский. Хотя все равно удивительно.

Спасибо чудесной доброй девушке, проходящей мимо фотографирующей храм меня и посоветовавшей зайти внутрь. Реально там весьма интересно. Но картинка у меня пока только такая, а других в сети я не нашла.



"Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римскогоправославная церковь конца XVIII века в Москве. Церковь имеет главный престол, освящённый во имя Вознесения Господня и два придела, по одному из которых и называется весь храм.
Точное время строительства каменного храма на данном месте неизвестно — предположительно 1502 год, в память о дате благословения Василия III на великокняжеское правление, что случилось 14 апреля 1502 года — в день памяти Святого Мартина Исповедника, Папы Римского († 655 год). Иван Снегирёв считает, что церковь была построена в 1492 году. Первое архивное упоминание о здании относится к 1625 году.
В 1780 году Москву посетил австрийский император Иосиф II, принимать которого пришлось европейски образованному митрополиту Московскому Платону. Вскоре после отъезда императора рядом со старой церковью было заложено новое здание. Однако строительство храма было начато только в 1791 года, когда деньги на его строительство дал богатый московский чаеторговец (в будущем городской голова) Василий Яковлевич Жигарев. Проект был заказан архитектору Родиону Казакову. В 1792 году Платон благословил начало строительства, а в 1806 году освятил престол нового храма.
В Храме Святого Мартина Исповедника было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году. Император Александр I, судя по размещённых слева и справа от Царских врат императорских корон и горностаевых мантий, вырезанных из дерева, даровал эти образа на алтарной преграде Храму. Единственная в мире алтарная преграда Храма в форме триумфальных ворот, посвящённая победе над Наполеоном, в советское время хранилась в Донском монастыре. Маршал Мюрат, живший в доме И. Р. Баташева-Д. Д. Шепелева (ныне — Яузская больница № 23 «Медсантруд») в течение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, которые сдались в плен входящим в город русским войскам, предав его в более-менее терпимом состоянии.
Во время московского пожара 1812 года церковь сильно пострадала, и её реставрация продолжалась до 1821 года. Весь XIX век храм был летним, и лишь в 1904 году на средства московского купца Сергея Андреевича Александрова, бывшего старостой церкви, здесь было установлено паровое отопление.
После прихода к власти большевиков храм сперва лишился большей части своей утвари, а в 1931 году закрыт. Сперва здесь был архив студии документальных фильмов «Востоккино», а затем хранилище фондов Книжной палаты СССР. В 1980-х годах в здании церкви располагался вычислительный центр одного из московских НИИ.
С 1990 года начался процесс передачи церкви верующим, который окончательно завершился в 1996 году.
Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Знаток московской архитектуры Марина Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве».
Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над ним находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 м. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 м.
Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо, работы которого сохранились до нашего времени.
Под храмом бьёт родник, из которого берут воду для освящения.
Крестильня храма находится в фундаменте первоначальных церквей намного ниже нынешнего уровня земли
."

Собственный сайт храма не упоминает про австрийского императора, но сообщает подробности про улицу

"Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVII века за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы, составляли "черные люди" - ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века в слободе проживали булочники, торговцы хлебом - церковь святителя Мартина именовалась "в Хлебниках"."

Так Новая Алексеевская слобода или Хлебники? Непонятно.

"В 1798 году храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью - частного народного училища. Оно также было построено на средства В. Я. Жигарева.
В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.
В 1806 году состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника
."

Все очень загадочно, по-моему))
**
Узнала при этом еще про неизвестного Казакова, который Родион. Тоже архитектор, да. Но не только мне оказался неизвестен.

"Родион Родионович Казаков (1758—1803) московский архитектор эпохи классицизма, который при жизни и посмертно находился несколько в тени своего однофамильца и учителя Матвея Казакова. Его основные работы были утрачены в XX веке.
В ранние годы работал под начальством В. И. Баженова над проектированием Большого Кремлёвского дворца и под начальством М. Ф. Казакова — над Пречистенским дворцом. В 1801 г. возглавил Экспедицию кремлёвского строения. В 1801—1803 годах возглавлял действующее при Экспедиции Архитекторское училище. Работал по заказам московских богачей: много проектировал в Кузьминках, в том числе сгоревший в 1916 году усадебный дом Голицыных; также ему приписывается дом Баташева на Яузской.
Казаков проектировал крупные храмы, которые благодаря выгодному расположению становились важными градостроительными акцентами. Излюбленная форма — ротонда с ордерным декором в навершии, которое зачастую трактовано в виде фонаря-беседки с миниатюрной главой:
Церковь Варвары Великомученицы (на Варварке рядом с Кремлём)
Церковь Мартина Исповедника
Собор Зачатьевского монастыря (снесён в советское время)
Церковь Симеона Столпника на Николоямской (искажена в советское время)
Церковь Влахернской Богоматери в Кузьминках (с другими зодчими; в 1932 перестроена)
Колокольня Андроникова монастыря высотой 73 метра (снесена в 1929-32).
Церковь Сошествия Святого Духа в селе Шкинь Коломенского уезда Московской губернии. Выстроена в 1794. Двухколоколенная церковь. Реставрация закончена в 2017 г."


В большинстве случаев авторство документально ничем не подтверждено, например в деревне Шкинь.
Но "весьма вероятно" и все такое)).








Не стала узнавать про этот чудесный дом. Заинтересовалась только лепниной).
Сначала показалось, что тут пахарь и впряженный бык. Но бык оказаля львом и при чем тут пахарь совершенно непонятно.
Ну и все остальные фигуры тоже))


Еще узнала про эту усадьбу за забором.

"Усадьба Морозова —  городская усадьба в Москве по адресу улица Александра Солженицына дом 27.
Дом в Алексеевской слободе на улице Большая Алексеевская построили купцы Василий и Павел Челышевы. Здание было возведено в 1820—1830-х годах на основе более старого здания конца XVIII века. В 1835 году новыми владельцами усадьбы стали владельцы соседнего с ней особняка купцы и промышленники Алексеевы.
В 1860 году Абрам Абрамович Морозов приобрёл дом у Алексеевых и переехал в него со своей женой Варварой Алексеевной (урождённой Хлудовой)...
Фасад главного дома был переоформлен в необарочном стиле, у владения появилась сохранившаяся до настоящего времени ограда с воротами
".


Забавно, что купцы Алексеевы жили на Б. Алексеевской. Люблю такие совпадаения))
Дом потом был училищем, потом домом бесплатных квартир Купеческого общества, потом еще чем-то. Ну и перестраивался, конечно.
Меня заинтересовала фигура в картуше, но разглядеть ее на этой беглой фотографии нельзя. Я пыталась найти хорошее изображение в сети, но не нашла, увы. Придется еще раз идти((.

Заодно узнала, что один из Морозовых, рожденных в этой усадьбе, построил тот самый чудесный дом с драконом и ракушками на Воздвиженке, что был в прошлой прогулке. И его (сына Морозова) считали то ли дураком, то ли сумашедшим. А может, он таким и был, не знаю)). Пишут, что вдохновлялся любитель ракушек дворцом Пена в Синтре или еще каким-то зданием там же. Португалия рулит в центре Москвы))).
Дальше решила вообще ничего не узнавать, а то это затянется надолго)).


В европах тут сделали бы самую узкую улицу, ну или дом поставили))




Грифончики в капителях))




Не знаю, зачем тут эти две забавные головы.




Скверик перед музеем и памятник Рублеву


Памятник бедный(((


Музейная кошка прекрасна).


Как бы вход в монастырь. Ну это самя некривая картинка из всех)). Раньше здесь как выяснилось, стояла колокольня.


Здание основной экспозиции музея


С другой стороны выглядит не так чтобы очень((


Колокольня вместо снесенной. Это даже не паллиатив)). Ну хотя может быть.


Самая старая церковь Москвы вроде бы.




Загадочное сооружение. В вики пишут про какой-то скандал с рестораном на территории, может это он и был.
Вообще со скандалами музею не везет уже много лет, по-моему((.

И пара старых видов.
Вот колокольня Андроникова монастыря, приписываемая Р. Казакову, кстати, какая была. Выше ее был только Иван Великий.
Внушает! (с)

Андрониевский монастырь. 1900 – 1915

Ну и Спасский собор до реставрации.


Спасский собор Андроникова монастыря. 1909
Источник: Иллюстрированное прибавление к газете "Московский Листок"


Спасский собор Андроникова монастыря. 1956

Tags: Москва, архитектура, город, история, красота, символы, скульптура
Subscribe

  • про прогулку наконец-то

    Немного весны, немного природы, немного достопримечательности))

  • (no subject)

  • про новую весну

    Ура! Весна! Поскольку всем шлют письма счастья про прошлое, тоже решила в нем порыться в поисках прекрасного. Ну от лени, в основном, да). Поскольку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments