Осталась главная пара церквей (и всякое разное, если будет не лень).
Кафедральный собор внутри.
Madonna con il Bambino in gloria e i santi Caterina d'Alessandria e Gerolamo. Giovan Battista Moroni, 1576
"Картина помещена на красный мраморный алтарь Ардезио, выполненный в 1756 году Бартоломео Манни по проекту Филиппо Алессандри"
San Benedetto da Norcia in cattedra fra san Gerolamo e san Lodovico da Tolosa. Andrea Previtali, 1524
"По обе стороны холста две великие скульптуры святых апостолов Симоны и Филиппо были сделаны в 1876 году Луиджи Пагани"
Altare dei santi Fermo, Rustico e Procolo . 1731, Filippo Juvara.
По бокам внизу Вера и Любовь, наверху Надежда и Сила. Как и статуи святых, их создал Antonio Calegari со товарищи в 1733-36. Ангелов наверху изготовили в мастерской Фантони в 1740.
История святых запутана.
Проект купола предлагал еще Карло Фонтана в 1688, но поскольку он хотел сделать круче, чем в Марии-Маджоре, то так тратиться никто не согласился. Почему не были приняты еще с десяток проектов, непонятно. Только в 1831 году было решено реализовать проет 1826-го, но тут внезапно выяснилось, что проект нехорош. После приглашения еще трех архитеторов купол наконец установили в 1853-55 гг.
"Полусферический купол представлен на большей высоте, так же, как и основной дизайн Фонтана, чем у Санта-Мария-Маджоре, хотя, конечно, меньших пропорций, чем у первоначального проекта. Снаружи стабильность обеспечивается тремя шагами, на вершине была установлена медная статуя Сант'Алеандро. Интерьер был украшен фресками Франческо Когетти, который гармонично связывается с остальной частью собора"
"Каноник Сигизмундо Томини в 1701 году пожертвовал деревянную статую Пресвятой Богородицы (Maria Addolorata), его имя выгравировано на внутренней части короны на голове Девы, таким образом называя алтарь Мадонне делла Пиета.
Алтарь был спроектирован каноником Марко Алессандри и одобрен капитулом базилики (Capitolo della basilica) 4 декабря 1706 года, позже реализован Андреа Фантони
Два больших ангела, работы Андреа Фантони, поддерживают золотую металлическую корону, выполненную миланским ювелиром в 1717 году. Две большие статуи Эстер и Юдифи, присутствующие на крайних усечениях тимпана, возможно, работы Андреа Ферретти, которому также приписываютя ангелы, расположенные над нишей Мадонны.
Деревянная ниша, богатая позолоченной резьбой, в которой находится статуя Мадонны, - работа Джовани Баттиста Канианы 1729 года"
Про остальное не стала тут писать, хотя оно есть, но мне лень). Храм вообще довольно подробно описан, даже на алтари и прочее есть отдельные статьи в вики-ит.
А про это помещение я не нашла почему-то, хотя и хотела.
Наверху над картиной написано D. Vincentio и MDCCIII (1703)
Возможно, это помещение посвящено папе Иоанну XXIII (1881-1963), по крайней мере, там выставлены его вещи (тиара) и стоит его статуя. Возможно, это как-то связано с его поведением в годы фашизма, что-то такое я смутно помню.
Про крипту тоже очень неясно сказано, вроде бы 20 век, а может и 21.
Cappella del Crocifisso (или Santissimo Sacramento, или Cappella dell'Eucaristia). На ее месте раньше был алтарь Иоанну Крестителю и баптистерий.
"Первый проект, представленный Джузеппе Берлендисом в 1855 году, был одобрен капитулом Собора и включал строительство восьмиугольной часовни. Однако он не был одобрен епископом Пьетро Луиджи Сперанзой, который вместо этого выбрал проект Раффаэле Далпино, который предусматривал строительство греческого креста с чуть более глубокой апсидой.
Несмотря на то, что проект предусматривал удаление второго алтаря слева от нефа кафедрального собора, изменение его симметрии и наличие некоторых мнений против него, цена Далпино почти наполовину уменьшилась, поэтому не мог возникнуть слишком большой спор. Хотя Берлендис в своей автобиографии сообщит о своем сожалении. Хотя клиент был готов потратить до 22 980 лир против бюджета 4867, окончательная стоимость часовни достигла 200 000 лир.
Часовня имела больше времени строительства, чем ожидалось, на самом деле она была закончена только десять лет спустя; 13 сентября 1866 года была освящена епископом Бергамо Гаэтано Беналья."
Две беломраморных статуи перед входом изготовлены в 1783 году, росписи - в 1862-1866 гг., статуя Карло Боромео поставлена в 1946 (она чуть дальше будет).
Ангелы держат орудия страстей.
Боромео. Помню его из-за чудесной церкви в Вене))