В Тулузе, видимо, не слишком жалуют иностранных туристов)). Путеводителя мне не привезли по причине их полного отсутствия, привезли книжку про художественный музей, именуемый Музей Августинцев. На английском языке, 1999 года издания.
Музей оказался весьма любопытным, а еще занятнее история зданий и сооружений бывшего августинского монастыря.
Августинцы пришли в город в начале 14 века, но сначала обосновались вне городских стен. (Где-то я уже слышала нечто подобное)
Довольно скоро они запросили у папы разрешение поселиться в городе. Почему надо было просить разрешения у папы, я не знаю.
Занимательна фраза "Согласно хронике 17 столетия, написанной Father Simplicien Saint Martin," какой-то епископ donated монахам часовню Notre-Dame-di-Pitie.
Самый ранний рисунок монастыря тоже датируется 1652 годом.
Монахи строили и украшали свои здания, но в 1463 году в церкви (во всем городе, но непонятно, что еще, кроме церкви пострадало в монастыре) произошел пожар и все украшения сгорели. К началу 16 века церковь восстановили. Вокруг росло 180 дубов (at the entrance to the choir). В 1550 молния разрушила колокольню. В 1626 закончили клуатр (внутренний двор).
Больше сведений нет, видимо хроника Простого Отца (Father Simplicien) кончилась.
Количество монахов почему-то все время уменьшалось, в 14-15 веках их было порядка 140, в 1681 - 31, ко времени революции стало еще меньше.
В 1789 монастырь национализировали революционеры, в 1790 запретили вообще все монастыри, комплекс августинцев распродали по частям, где-то устроили жилье, где-то конюшню, а где-то Museum Provisoire du Midi de la Republique (1793-1795), второй из самых старых музеев Франции после Museum Central de Paris.
С 1805 года началась перестройка зданий под нужды музея и Школы искусств, сопровождавшаяся многочисленными разрушениям и переделками. Раскопки 1977 года показали, что значительное число фрагментов готических и романских статуй было использовано для фундаментов новых строений. В 1831 проект Temple des Arts поручили архитектору Vitri. В 1832 Count of Montalembert назвал Тулузу "домом вандализма".
Потом идет перерыв в 30 лет и разрушения продолжаются. В 1864 году решили прокладывать две новых улицы рядом с августинцами и вроде бы повредили трапезную-конюшню, хотя улицы прокладывали в некотором отдалении. В 1868 году мэр втихаря снес трапезную (refectory) до основания, хотя ее только что включили в список культурного наследия. Этого требовал проект инженера Magues, не поняла только был это проект улиц или нового музея. Несмотря на снос, проект для музея реализован не был.
Через несколько лет пригласили широко известного Виоле ле Дюка для конструкции нового музея (for the construction of a new museum being challenged).
Ле Дюк известен своим принципом ничего не сохранять, а создавать исторический вид, даже если такого вида никогда не существовало в действительности. (Основные работы Ле Дюка, перечисленные в музейной книжке - Vezelay Abbey, Notre-Dame cathedral in Paris, Saint-Sernin Basilica in Toulouse, the Chateau de Pierrefonds and medieval Che de Carcassonne)
Дюк распланировал четыре крыла, галереи и сады между ними, но конкретный план разработал только для одного здания почему-то. Полный план вроде бы существовал, но обнаружить его не удалось.
К работе Виоле привлек Denis Darsi, который сначала отвечал за какую-то малую часть сооружения, а потом за всё, так что сколько там Ле Дюка и сколько нет, непонятно.
План датируется 1873 годом, начало финансирования 1880-м, окончательное завершение строительства - 1901-м.
В процессе Школа искусств переехала в бывшую табачную фабрику, а здание, занимаемое ею тоже снесли. Здание Ле Дюка располагалось вдоль новой улицы и наискосок к стене монастырского здания, место между двумя стенами тоже сделали музейным помещением, хотя оно получилось весьма странной формы. Где-то при входе соорудили монументальную лестницу, характерную для Дюка, но с особенностями Дарси.
Между двумя мировыми войнами реставрировали Saint-Gabriel chapel, к 1941 вроде бы закончили.
В 1950 году начали реставрацию-реконструкцию Готической церкви (Gothic church), в процессе которой уничтожили все добавления и модификации 19 века, вкдючая нео-готческие. Дальше реконструкция плавно перешла на западную галерею клуатра, из которой открывался вход в новое здание Ле Дюка. И хотя они все (видимо, дюковские построения) считались примером деструктивного вандализма, но были признаны, как часть реставрационной программы. Однако работы 1976-1977 гг. имели целью вернуть монастырским зданиям максимально первоначальный вид 14 века, который, видимо, открылся исследователям в результате раскопок, потому как изображений того века в природе не существует. Ну может быть, вернули 17-ый, не знаю. Но металлические структуры 19 века в церкви оставили.
Такая чудесная история, да. Сначала все рушили, потом строили, потом перестраивали построенное.
Картинки из книжки: