mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про выставку про Александра II


Выставка в ГИМе-2 уж скоро закроется, а я только до нее добралась).
Александр II. Царь-освободитель. К 200-летию со дня рождения.



Экспонаты на сайте.
Странно, список меняется, по-моему, сегодня он не такой как вчера, например. Я могу, конечно, ошибаться, но вчера я один экспонат искала по всему инету и не нашла, а сегодня вижу его в списке внезапно). Ну может еще у меня уже маразм начинается, не знаю.

Сайт вообще не очень дружелюбный в плане хождения по экспонатам. Отдельный предмет в новой вкладке не открывается, из открытого предмета вернуться на место в списке, с которого ушел, нельзя, только в начало, хорошо хоть, в начало страницы, потому что с первой страницы сразу на третью тоже нельзя перейти. Про сохранение картинки приличного размера я уже не говорю, понятно же).

Но в выставочном списке зато есть чудесный набор проектов памятника Александру-2, и хотя ходить по ним (проектам) крайне утомительно, но весьма занятно.
Вот, скажем, "Конкурсный проект памятника императору Александру II в Московском Кремле под девизом "Опфьелтъ пльетъ эфтеръевне"."
Или под девизом "Бидрагъ тиль удвалъ"
Это на каком языке, интересно?
(Кстати, коротких ссылок у предметов тоже нет, в смысле, они не указаны, а те, что я привела, завязаны на страницы пресловутого списка)

Есть проект под девизом "Тебѣ от Твоих "
Тут не только девиз чудесен -  "Слава на небеси Солнцу красному, слава на святой Руси Царю Белому ", но и сам проект.
А тут автор веселый и находчивый прям)): "Под девизом «Motto». (Первый конкурс, третья премия. Проект Ф. Ригера.)"

Некоторые без девизов, даже не интересно).
Но проект А.Каминского мне и без этого нравится)).
И этот - "под девизом "Доброе дело". Лицевая сторона (по рисунку В.О. Шервуда)"
Увлеклась, сорри)).

Выставка.
Тоже вся в стеклах-отражениях((.


Первый зал посвящен предкам.




На этом месте я внезапно задумалась, а с дамского седла не слишком ли легко упасть?


Неизвестный художник. Портрет цесаревича Александра Николаевича во младенчестве. 1830-е
Что-то поздновато для младенчества в тридцатых годах, кмк)


Рама очень хороша)


Картина вверху заинтересовала:


Неизвестный художник. Торжественный обед в доме Нарышкиных в Петербурге в честь совершеннолетия великого князя цесаревича Александра Николаевича. Санкт Петербург. 1834 г.

Все вдруг в кокошниках и сарафанах)). А еще интересно, как они свечи на эти столбы с арками устанавливали и зажигали??




Большая картина.


Кружка с крышкой и изображениями императора Николая I, императрицы Александры Федоровны и наследника цесаревича Александра Николаевича. Москва. 1830-ые гг. Серебро, олово пайка, сургуч, золочение, штамповка, вальцовка, литье, чеканка

По-моему, между портретами на кружке не ангел, а гений, в руке у него вроде бы рог изобилия.


Там, где стекол нет, там зеркала. Но лошадки красивые)).




Торжественный въезд императора Александра II 17 августа 1856 года по Тверской улице на коронационные торжества. Неизвестный художник. 1856

А этой картины я не нашла вообще. Очень интересно было бы на вывески посмотреть. Чем-то они меня смущают.








Историческая стройка, в смысле исторического музея).




Забелин слева, Уваров справа. Исторические деятели).


Совершенно восхитительная икона! Из Егорьевска. Съездить, что ли? :)

Описание с сайта музея:
"Икона «Пастырь Добрый». 1880-е гг. Картон, масло.
В искусстве иконографии существуют каноны изображений библейских сюжетов. Но иногда художник-иконописец выходит за рамки канона, чтобы выразить идею. Икона «Пастырь добрый» из коллекции Егорьевского историко-художественного музея относится к числу уникальных произведений русской культуры. Она является частью живописного собрания Михаила Никифоровича Бардыгина, сложившегося трудами двух поколений семьи Бардыгиных в конце XIX-начале XX века. Возникновение этой иконы непосредственно связано с трагической гибелью императора Александра II в 1881 году, после которой в народном сознании появилось его особое почитание не только как Царя Освободителя, но и как великомученика. В публикуемой иконе мы видим живой процесс народного иконографического творчества: в контекст традиционного иконографического сюжета «Христос – добрый пастырь» ее автор смело вносит ассоциативную глубину и оригинальность художественной формы.
В основе иконы, в ее центре Спаситель нежно несет на руках заблудшую овечку - символ раскаявшейся христианской души. Вокруг него овцы - паства Христова. На одной линии с Христом - изображения четырех евангелистов. Неизвестный художник включил их сюда, так как видение образов Христа и христиан как пастыря и овец основано на притчах Учителя.
Канонически евангелисты изображаются в человеческом обличье или в образах мифических существ: крылатого льва (ап. Марк), ангела (ап. Матфей), крылатого вола (ап. Лука), орла (ап. Иоанн). На нашей иконе художник изобразил слева апостола Матфея в человеческом обличье с зеленой ветвью в руке, а около него – льва (ап. Марк), как символ апостола Марка. Справа от Христа апостол Лука в образе человека, над которым парит белый орел с зеленой ветвью (ап. Иоанн). Вместе с Христом, апостолами, белыми овечками, на фоне живописных трав и деревьев внизу включено изображение убиенного императора, как бы уже находящегося в раю в одном пространстве со Спасителем. Голова императора покоится на красной подушке, как явный намек на кровавую и мученическую его смерть.
Оригинальная деревянная резная рама картины является смысловым продолжением иконы. Вверх на раму вынесено изображение Бога Саваофа и резные символы: латинский крест, чаша и виноградная лоза, как знаки веры и искупления, а две книги - закрытая и открытая – Святые Писания Нового и Ветхого Завета.
В нижних углах композиции иконы «Пастырь добрый» художник поместил сцены Ветхого Завета. Справа - «Помазание Саула пророком Самуилом». Саул - первый царь Израиля, правивший еще в XI веке до нашей эры, стоит на коленях. Пророк Самуил льет священное масло елей из рога на голову Саула в знак небесного покровительства и законной власти. Отсюда исходит традиция таинства миропомазания во время коронации русских царей - Помазанников Божьих. В отношении Александра II можно сказать, что впервые за 180 лет в 1855 году в царской России сын принял правление от отца, можно сказать, естественным образом, без кровопролития и заговоров. Его правление было освящено Русской Православной Церковью.
Второй сюжет из Ветхого Завета на иконе внизу слева - «Моисей перед неопалимой купиной». Моисей - великий вождь, другими словами, пастырь иудейского народа. В сюжете «Неопалимая Купина» или «Горящий куст» рассказывается: пася стада овец, Моисею было видение куста, который горел и не сгорал. Из куста к нему воззвал сам Господь, говоря ему, что он должен освободить народ Израиля от угнетателей-египтян и вывести его в Ханаан, «где течет молоко и мед». Моисей изображен стоящим на коленях перед кустом. Здесь легко провести параллель с миссией Александра II как царя-Освободителя своих подданных.
Эта сцена соотносится с социальными и экономическими реформаторскими усилиями правления Александра II и, прежде всего, конечно, с подписанием Манифеста 1861 года. На гравюре, хранящейся в фондах нашего музея, «Поднесение Государю Императору хлеба-соли в Москве от крестьян, фабричных ремесленников и рабочих», выпущенной в 1861 году Московским издательством Лаврентьевой, изображен император, стоящий на крыльце дворца. Перед ним четыре выборных подносят ему хлеб-соль. Крестьяне и фабричные ремесленники стоят перед государем на коленях. На балконе супруга императора. Гравюра выполнена в типично лубочном стиле - внизу пространная подпись.
Но вернемся к рассмотрению иконы «Пастырь добрый» - в верхней ее части помещены сцены из Нового Завета: «Моление о чаше» и «Несение Креста». В сознании зрителя в контексте осмысления аллюзий из Нового Завета эти сюжеты соотносятся с тяготами царской власти
."
Картинка на сайте, ну чтобы цвета сравнить, хотя у меня на картинке мне больше нравятся))

Еще один занятный портрет видела (у меня кривой вышел, утащила с сайта ГИМа):


Портрет московского митрополита Филарета (В.М. Дроздова) (1782 - 1867). Шпревич Н.Д. (1799-не ранее 1869). Москва. 1850-е гг.

Какое-то не совсем естественное количество украшений, по-моему, нет?

Tags: живопись, искусство, музей, скульптура, цивилизация
Subscribe

  • про монастыри

    Про два монастыря, итальянский и немецкий. Первый был на озере Комо. Не знаю, как он назывался, оставшаяся церковь называется Sant'Abbondio.…

  • про шёлк

    Про шелководство читать в ЭСБЕ было очень интересно, но ни углубляться (если только самую малость), ни пересказывать прочитанное нет желания). Пара…

  • про былое снова

    Как обычно, сообщили, что я что-то-там-такое писала 6 лет назад. В писанине обнаружилась пропавшая, тоже к сожалению, как обычно, картинка. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments