Картина оказалась ооочень старинная, 15 века.
Помимо этого внезапно выяснилось, что она считается частью диптиха.
Вот эта красота.
Очень нетривиальный диптих, по-моему)).
Про автора:
Жан Фуке (фр. Jean Fouquet; Тур, ок. 1420 — 1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, портретист и миниатюрист, глава Турской школы.
Документированных свидетельств о жизни художника сохранилось крайне мало. <...>
Пользовавшийся известностью при жизни, после своей смерти (между 1478 и 1481 годами) Фуке был надолго забыт. Его творчество было вновь оценено по достоинству лишь в XIX веке благодаря интересу представителей романтизма к средневековому искусству.
Про диптих
Вики-ру.
"Картина состоит из двух частей, которые в настоящее время находятся в разных городах: левая створка — в Берлине, правая — в Антверпене. Специалисты давно предполагали, что это две части одного диптиха, но только современные исследования смогли доказать достоверность этой гипотезы. Было установлено, что обе доски, использованные для написания картин, являются частью одного и того же дерева — дуба, срубленного около 1446 года. Диптих получил название Меленского по городу Мелён, в соборе Нотр-Дам которого он находился.
Заказчиком картины являлся Этьен Шевалье (1410—1474), королевский казначей. Он изображён на левой части диптиха коленопреклоненным в молитве. Рядом стоит его покровитель святой Стефан (по-французски Этьен), легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти. Мученик должен передать от имени заказчика прошение деве Марии, изображённой на правом створке диптиха. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Её левая грудь обнажена, на коленях сидит младенец Иисус, указывающий пальцем на казначея — это знак того, что его мольбы были услышаны.
Диптих висел столетия в родном городе Этьена Шевалье Мелене над его гробницей в соборе Нотр-Дам. Диптих должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждое утро в 6.00 утра.
...Когда для реставрации собора Нотр Дам в 1775 году потребовались деньги, диптих, невзирая на завещание заказчика, был разделён на две части, которые были проданы по отдельности. После Французской революции правую створку купил бургомистр Антверпена, и с 1840 года она находится в местном музее.
Левую створку обнаружил в Базеле немецкий поэт Клеменс Брегенс. Он узнал в ней работу Фуке по миниатюрам художника в собрании своего брата. В 1896 году картина оказалась в Берлинском собрании картин".
Вики-а
"Этьен Шевалье поручил Мелунский Диптих повесить над могилой жены. Шевалье тесно сотрудничал с Фуке и был его главным покровителем в свое время в качестве казначея короля. Диптих был подвешен над могилой Катерины Буда (Catharine Bude). Это вызвало споры о том, потеряна ли третья панель. Некоторые ученые полагают, что это, возможно, было частью триптиха, из которых третья панель изображала бы жену Шевалье, поскольку она должна была быть воздвигнута над ее могилой. Это могло бы связать две разные существующие панели с более сплоченной частью. Другие считают, что это не так. Отчет Дениса Годефрой (Denys Godefroy), который видел этот фрагмент в своем первоначальном контексте в 1660 году и, следовательно, является самым авторитетным источником, доступным сегодня, не описывает третью панель.
До 1775 года диптих оставался в церкви Нотр-Дам в Мелуне. При необходимости средств для восстановления глава кафедрального собора решил продать панели. Правая панель была куплена мэром Антверпена и осталась в городе с 1840 года. Левая панель была куплена немецким поэтом Клеменсом Брентано (Clemens Brentano) и присоединилась к его коллекции (and joined his collection) в 1896 году.
Половины были объединены дважды после их разделения, впервые в 1904 году, когда Франция заимствовала панели из Берлина для выставки французских примитивов, а второй раз в 2017 году, для выставки Жана Фуке в Гемальдегалери в Берлине."
Англо-вики ссылается на некую работу Schaefer, "Fouquet, Jean".
Выходные данные - Jean Fouquet. Schaefer, Claud. Published by Verlag der Kunst Dresden (1994).
Про Шефера знает вроде бы только вики-нем:
"Клод Шефер (родился 13 августа 1913 года в Вроцлаве (Breslau), умер 21 февраля 2010 года в Фонтенбло (Сена и Марна)) был немецко-французским искусствоведом.
Уже во время учебы политическая ситуация заставила его уехать в Париж в 1933 году, где его принял Генри Фокильон. Оттуда он бежал через Северную Африку в Монтевидео (Уругвай). После Второй мировой войны Шефер отправился в канадский Монреаль и, наконец, вернулся во Францию, где в 1972 году он получил степень бакалавра по специальности «Жан Фуке» в Университете Лилля III Шарля де Голля. До самой старости Шефер занимался Жаном Фуке и в 1994 году представил посвященную ему полную монографию, для которой он снова использовал немецкий язык."
Вики-а еще про диптих:
"Оригинальная рамка была покрыта синим бархатом с серебряной и золотой вышивкой, античными любовными узлами и жемчугом. В него также входил автопортрет-медальон Жана Фуке. Фуке показан анфас, его золотое изображение выгравировано на черном фоне эмали и обрамлено его именем. Считается, что он изобрел эту технику. Первоначальное положение диптиха над могилой затруднило бы видеть крошечный медальон, и поскольку части с тех пор были отделены, точное положение на раме неясно. Медальон был способом подписания диптиха Фуке. Он традиционно считается самым старым автопортретом и является единственной подписанной работой Фуке"
Вики-фр
"Панели были окружены деревянной рамой, покрытой синим бархатом, с медальонами, вероятно, представляющими эпизоды жизни святого покровителя, а также автопортрет художника, стоящего подписи. В этой масляной живописи на дереве, быстро прославившемся в свое время, а затем вновь открывшемся в девятнадцатом веке, Жан Фуке реализует как самые передовые техники фламандских примитивных художников, так и первых художников итальянского Возрождения, страны, в которой он посетил некоторое время назад."
"Панель с Девой в неизвестную дату входит в коллекцию бургомистра Антверпена, Флоран ван Этборн (Florent van Etborne), великого любителя первобытных художников (peintres primitifs), который приобрел ее в Париже. Его коллекция была подарена Королевскому музею изящных искусств в Антверпене в 1840 году. Картина была реставрирована в 1994-98 годах.
Панель с Этьеном Шевалье была приобретена писателем Клеменсом Брентано (Clemens Brentano) между 1807 и 1820 годами в Мюнхене в соответствии с Огюстом Валле де Виривиллом (Auguste Vallet de Viriville) у арт-дилера в Базеле по словам историка искусства Клода Шефферса. Он отдал ее своему брату, Жоржу Брентано-Ларошу (Georges Brentano-Laroche), который удерживал ее в семейном доме в Франкфурте-на-Майне, на Таунусплаце, на протяжении всего XIX века. Он одновременно является владельцем сорока миниатюр, извлеченных из часослова Этьена Шевалье. В 1891 году герцог Аумале (duc d'Aumale) приобрел сорок миниатюр из часослова, но ему не удалось получить картину. Она была приобретена берлинскими музеями в 1896 году. Она была очищена в 1986 году.
Судьба рамы неизвестна, но рассеивание медальонов началось еще в семнадцатом веке, как указал Годефрой в 1661 году, и они полностью исчезли в 1768 году по Мартину Готье. Медальон с эмалью, изображающий эпизод в жизни Святого Стефана, присутствует в Англии в девятнадцатом веке. В 1891 году, при продаже у арт-дилера Исаака Фальке в Лондоне (Isaac Falcke à Londres), он приобретается в музеи Берлина. Автопортрет Фуке передается виконтом Ипполит де Янзе (vicomte Hippolyte de Janzé), коллекционером декоративных искусств, в Луврский музей в 1860 году."
Такой вот диптих).
А, ну еще вроде бы Мадонну Фуке написал с Агнес Сорель. То ли точно, то ли дискутируется, лень стало разбираться.
В вики есть три портрета на эту тему:
Anonymous. Agnès Sorel, favorite of King Charles VII of France. 16th century
Portrait inspired by the Virgin in the Melun Diptych
Private collection
Unknown artist. Agnès Sorel. 1754
Bibliothèque nationale de France
Jean Fouquet (1420–), Philippe Comairas (1803–1875). Agnès Sorel, dame de Beauté. 1834
copie d'après un original de Fouquet conservé au Musée royal des beaux-arts d'Anvers ; commandé par Louis Philippe pour le musée historique de Versailles en 1833 (копия с оригинала Фуке, хранящегося в Королевском музее изящных искусств в Антверпене; по заказу Луи Филиппа для Исторического музея Версаля в 1833 году)
Museum of the History of France
Не поняла, что тут имеется в виду под оригиналом - Мадонна или есть еще какой-то портрет. Я оригинала не нашла.
Может, это и есть оригинал, почему нет?)))))