mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про музеи и экспонаты

У нас пока не сильно интересуются истерикой историей с возвратом колониально-награбленных музейных экспонатов в места разграбления, в Африку, например. А у них это вполне себе новость-новость и бурно обсуждается. Конечно это не так зрелищно значимо, как протесты в жилетах, но как по мне, гораздо более занятно).
Некоторое время назад Эммануэль М. заказал доклад о наличии африканских экспонатов во французских музеях. Не знаю точно, с какой целью, но составляли доклад сенегальский экономист и французская историк, при чем историк уже лет двадцать занимается пропагандой возвращения "награбленного". Так что посыл М. достаточно прозрачен).
Доклад на 250 страницах составили, предоставили и параллельно опубликовали на французском и английском языках. СНН, что ли, если не ошибаюсь, докладик подхватила и теперь продает его за полтинник, непонятно на каком основании, но в сети он еще вполне доступен бесплатно).
Хотя М. еще ничего не подписал, ряд африканских стран уже предъявили свои списки-требования в достаточно безаппеляционной форме))
Музейные сотрудники меж тем заявляют, что если отдать все, что требуют африканцы, то во французских музеях ничего не останется от слова совсем.
Помимо Франции требования о возврате предъявляются Германии, Англии, Голландии и кому-то там еще.
Так что тема довольно животрепещущая)



(Г-перевод, слегка отредактированный)

By Rafia Zakaria
28 Nov 2018

Looted Art and the ‘Universal Museum’: Can 21st-Century Collections Ever Escape Colonialism’s Violent Legacy?
Разграбленное искусство и «Универсальный музей»: могут ли коллекции 21-го века победить насильственное наследие колониализма?

Поскольку жители острова Пасхи требуют, чтобы Британский музей возвратил их статую, пришло время пересмотреть значение «глобальных произведений искусства (global artworks)»,
Это один из самых важных каменных гигантов острова Пасхи, но в течение 150 лет он стоит в Британском музее. Если нынешний губернатор чилийского острова, чьи коренные жители известны как Рапа Нуи, имеет свой путь, это изменится очень скоро. На прошлой неделе делегация острова прибыла в Великобританию и отправилась в Британский музей. «Мы всего лишь тело. У вас, британских людей, есть наша душа », - заявила губернатор Тарита Аларкон Рапу. Сама она сама увидела статую в первый раз. Ее бабушка, со слезами добавила она, всегда хотела увидеть статую, но умерла, прежде чем она успела.
Спор вокруг Хоа Хакананаи, как называется статуя, сосредотачивается на культурной собственности. Объекты, взятые из бывших колоний и других частей мира, принадлежат музеям бывших имперских держав? Ответ, данный Рапа Нуи, конечно же, нет. Сохраняя статую, Британский музей держится за культурное, историческое и духовное наследие, которое им не принадлежит.

Истцы из Пасхи - не единственные, кто чувствует это. Через неделю после их заявления двое ученых - сенегальский экономист и писатель Фелвин Сарр и французский историк Бенедикт Савойя, которому французский президент Эммануэль Макрон поручил изучить вопрос о репатриации культурного наследия, опубликовали свой доклад. По их оценкам, 90 процентов африканского искусства и древностей в настоящее время находятся за пределами континента. В исследовании приводится список Британского музея, в котором содержится 69 000 этих работ и предметов. Многие африканские произведения искусства были взяты в колониальный период между 1885 и 1960 годами, который сам по себе близок ко времени (1868), когда статуя Хоа Хакананаи была унесена капитаном британского военно-морского флота и представлена ​​королеве Виктории, которая позже передала ее в Британский музей.
«Доклад Макрона порождает дискуссию с размышлениями», - сказал один из официальных представителей Британского музея France 24, столкнувшись с исследованием Савой и Сарра, которое выступает за постоянную репатриацию произведений искусства, взятых из Африки. Французы, в частности президент Макрон, который в прошлогодней речи обещал, что 'постоянное или временное' возвращение африканских объектов, будет для него 'приоритетом', похоже, поддаются. Со времени публикации доклада Савой и Сарра Макрон пообещал вернуть 'без промедления' 26 работ, взятых из западноафриканского государства Бенин.

Противоречие не совсем новое, равно как и непримиримость музеев и других учреждений в вопросе возвращения объектов. В 2002 году 18 ведущих музеев опубликовали документ под названием «Декларация о важности и ценности универсальных музеев». В случае одного из его подписантов, Британского музея, документ можно прочитать как частичный ответ на требование греческого правительства о парфенонских мраморах, которые хранятся в музее, и который по-прежнему определяет позицию Британского музея сегодня. Осуждая мародерство и незаконную торговлю древностями, которая должна быть «решительно остановлена», документ возрождает концепцию «универсального музея», описывая его как институт, который «служит всему человечеству».
Репатриация будет, утверждает этот документ, «сужать фокус музеев, чьи коллекции разнообразны и многогранны». Большие музеи, в которых в настоящее время хранятся предметы искусства и предметы старины, взятые из других культур (в центре внимания заявлений о репатриации), представляют собой, на взгляд документа, ценности Просвещения, такие как гуманизм и интернационализм, в отличие от narrow ‘retentionist’ premises [что-то типа узкоспециализированных местечек хранения], на которые Рапа Нуи или африканцы, или греки хотят вернуть свои объекты. Учитывая зрелище вокруг прибытия делегации острова Пасхи, официальные лица из Британского музея теперь приняли приглашение посетить остров Пасхи и провести дальнейшие переговоры.

Концепция «универсального музея» имеет сходство с идеей «глобального объекта», термином, который специально не использовался Британским музеем, но который, возможно, лежит в основе аргументов в «Декларации 2002 года». Например, будучи глобальными объектами, такие предметы, как Hoa Hakananai'a, не могут считаться принадлежащими одной стране или людям. «Универсальный музей» по этому определению защищает эти «глобальные объекты», сохраняя и заботясь о них и предоставляя их широкой общественности, которая может получить к ним доступ при посещении преимущественно западных городов, таких как Лондон и Париж.
Никто не должен этому верить. Во-первых, как утверждал ученый Бернард Кон в своей книге «Колониализм и его формы знания; Британцы в Индии (Colonialism and its Forms of Knowledge; The British in India)» (1996), сама трансформация традиционных или духовных или даже повседневных колониальных предметов в «предметы искусства» для демонстрации была важной частью колониальной архитектуры господства и контроля. Как пишет Кон, трансформация «установила прочные структурные отношения между Индией и Западом. Европа была прогрессивной, Индия была статичной». Последняя - навсегда примитивное прошлое; первая - развивающееся будущее. Это второе значение, придаваемое объектам, доступным для того, чтобы его разглядывали англичане и французы, в свою очередь, установило нравственность колониального господства. Явная странность гигантской головы, явная щедрость Павлиньего трона создавали моральный проект колониализма - избавление от варварства, наложение бюрократии на замену монархического почитания - решающим и необходимым.
Во-вторых, даже если посылы, лежащие в основе «Декларации», разрешены, идея Музея принята и несобственнический характер глобального объекта понимается, это не является адекватным решением проблемы того, кто имеет доступ к так называемым универсальным музеям. Например, Министерство внутренних дел Великобритании недавно обвинялось в отказе во въездных визах по заявлениям из африканских стран, индийского субконтинента, Кубы, Вьетнама, Фиджи и Таиланда по явно неточным (inaccurate) причинам, причем один специалист-юрист назвал это «общей культурой отказа», которая «мотивирована чисто расизмом, в сочетании с желанием поддерживать низкие цифры (numbers low)».

В целом, в то время как объекты из Южной Азии или Африки почитаются, люди из этих мест подвергаются дискриминации в связи с отсутствием доступа к странам, которые хранят их культурную историю. В этом смысле, тогда просветительский проект по содействию «общему человечеству (common humanity)» через музеи (упоминается в Декларации 2002 года) терпит неудачу по обоим пунктам: к этим музеям не могут обращаться те, кто разделяет контекст объектов и генеалогическую историю, потому что им часто даже не разрешен въезд в страны, где хранятся объекты, и эти музеи не могут образовывать западных людей, рассматривая объекты, как присущие человечеству, без художников и ремесленников, которые их создали.
Если обе эти задачи не выполняются, музей, особенно тот, который претендует на универсальность без рассмотрения обманов, лежащих в основе претензии, сталкивается с риском быть просто признаком господства и власти. Для граждан бывших колоний такие проявления служат напоминанием о добытом нечестным путем величии посредством разграбления и грабежа (laying out of loot and plunder). Хотя Британская империя, возможно, давно ослабела, идея о том, что только Запад может надлежащим образом защитить и сохранить наследие мира, остается свидетельством неотъемлемого принципа его моральной архитектуры: зрители «глобального объекта» превосходят своих создателей.

Rafia Zakaria is the author of The Upstairs Wife: An Intimate History of Pakistan (Beacon, 2015) and Veil (Bloomsbury, 2017). She is a columnist for Dawn in Pakistan. She writes regularly for the Guardian, The Baffler, The New Republic, The New York Times, and many other publications.


Кстати (или нет), Франция уже вернула двадцать или около того экспонатов государства Эдо в Бенин, но современный, а Бритмузей вернул примерно столько же того же самого, но в Нигерию, на территории которой существовал старый Бенин-Эдо.
Экспонаты африканского Эдо (есть еще японское) из Бритмузея мне попадались, тут вот будет самоцитирование, поскольку новые искать лень((.
Не знаю, остались ли они еще или их уже отдали, не стала проверять).


Carved ivory double gong or bell, decorated with carved figures.
Made by Edo
Found/Acquired: Benin City(Nigeria,Edo State)
Curator's comments
Register 1963:
Ivory double-gong, of triangular shape with eliptical [sic] oval section. Main gong shows an abraxas figure on one side and an Oba with two supporting figures on the other, two nearly free standing figures are carved at each side of the mouth of the gong...

Bm


Cast brass pendant ornament.
Литой латунный подвесной орнамент. Представляет женщину, одетую в регалии, с высоким остроконечным головным убором, изогнутым вперед, подобно Иоба (Мать Короля) (Iyoba's (Mother of the King). Фигура держит над левым плечом круглый объект. На каждой стороне фигуры изображена лягушка.
Made by Edo
Found/Acquired: Benin City
Curator's comments
A plaque probably representing an Iyoba (Mother of the Oba).
Acquisition date 1934

Bm


Title (series) Benin Plaques
Relief plaque made of brass cast using the 'cire perdue' (lost wax) technique. Rectangular in form with side flanges (largely missing). Holes for attachment at top and bottom right. Background surface is decorated with stylised quatrefoil (river leaf) patterns and stippling. (Рельефная доска, изготовленная из латуни, с использованием техники «cire perdue» (потерянный воск). Прямоугольные в форме с боковыми фланцами (в основном отсутствуют). Отверстия для крепления сверху и снизу справа. Поверхность фона украшена стилизованными узорами quarerefoil (речной лист) и штриховкой.)
Группа из четырех стоячих фигур, перед верандой с тремя ступенями, говорят, представляет фетиш-дом короля. <...> Крыша веранды, как представляется, покрыта черепицей, а посередине находится пирамида, вниз по передней части которой изображена фигура змеи с головой вниз. <...> На верхней ступеньке изображены две фигуры леопардов и два предмета, которые, вероятно, предназначены для полированных каменных топоров. <...> Рельефные латунные бляшки, которые использовались для украшения дворца Оба, являются одними из самых известных всем королевским искусством Бенина. Хотя часто называемые «Бенинские Бронзы», большинство бляшек изготавливаются из свинцовой латуни в композитных материалах. Широко признано, что они относятся к XVI-XVII векам.
Made by Edo, 16thC-17thC
Made in: Benin City (Africa, Nigeria, Edo State)

Found/Acquired: Benin City
Donated by: Secretary of State for Foreign Affairs, 1898
После британской оккупации Бенин-Сити (Эдо) в 1897 году предметы из латуни, слоновой кости и дерева были захвачены британской армией из королевских кварталов и различных складов. Британский музей успешно подал прошение правительству о защите некоторых из этих предметов, и более 300 медных бляшек были отправлены в Великобританию Генеральным консулом [сэром] Ральфом Мур и помещены в министерство иностранных дел. Множество других предметов, привезенных из города, продавались или обменивались на побережье; Многие штуки были привезены в Великобританию, где они были проданы на частных аукционах или были задержаны солдатами экспедиции. Летом 1897 года агенты короны для колоний от имени министерства иностранных дел договорились с Британским музеем о временном кредите в 304 мемориальных досках, приобретенных во время Бенинской экспедиции. В сентябре они были выставлены на всеобщее обозрение и привлекли значительное внимание. Первоначально Музей получил 203 таких бляшек в качестве подарка от Государственного секретаря по иностранным делам. Летом 1898 года еще одиннадцать мемориальных досок были отправлены в Британский музей из министерства иностранных дел, и три из них были отобраны музеем и впоследствии представлены в качестве подарка. Из оставшихся бляшек министерство иностранных дел сохранило восемь, а остальные были выставлены на продажу крупным музеям, коллекционерам и частным торговцам в Европе и Великобритании. Известно, что сегодня в музеях и частных коллекциях по всему миру насчитывается более девяти сотен табличек.

Bm

И пара бессвязных мыслей:
Как-то эти чудесно организованные действия мне что-то с кем-то смутно напоминают, особенно впечатлило про плачущую бабушку.
Несчастные головы, оставшиеся на острове, между прочим, заливает дождями, потому они покрыты коррозией или как это у камней называется. "Потерянный брат" в Бритмузее на их фоне красавчик. Но это, возможно, вопрос времени))
Пока всю красоту не отправили неизвестно куда, надо бы быстренько натаскать картинок побооольше.
Поскольку никто не слышал про африканские музеи в сети и не видел их интернет-коллекций, то все эти несчетные тыщщи предметов окажутся скорее всего недоступно-потерянными для общества. И для любителей находить параллельки и несостыковки в истории особенно, ага).
Возможно, потомки поставщиков колониальных "древностей", изготовленных на малой арнаутской, немало повеселятся нынче))

Tags: вещи, искусство, музей, тексты, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • (no subject)

    Франки отделили свою вики от всех иных прочих вик. Если обычно в вики-статьях список аналогичных статей на других языках находится слева, то во…

  • про чтение

    Перечитываю Ван Зайчика, а нет, Ван Гулика, впрочем какая разница, и то, и другое - детективное фэнтези, хотя про Гулика так почему-то говорить не…

  • про картинки про самураев еще

    Еще немного флаговых самураев. Нравятся)). Малайзия Любят огурцы и дурианы! AXAMU Личность, которая идет своим путем, делая только то, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments