mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про датских художников



Прочла чудесную книжку, каталог выставки, приуроченной к визиту датской королевы в 2011 году.



Первая половина 19 века именуется Золотым веком датского искусства.

Далее пересказ краткой истории, изложенной во введении, своими словами, но со вставками). Текст уж больно хорош)).

В 1754 году тогдашний датский король рещил импортозаместить иностранных художников и повелел открыть Академию художеств.
К 1780 году наконец преподавать в академии стали сами датчане и королевский план был выполнен.
В книжке приводятся имена двух преподавателей, мастера исторической живописи Николая Абильгора и пейзажиста Йенса Юля. Неясно, были ли в академии другие художники или хватило двух.
Но "после обучения художникам порой не удавалось заработывать себе на жизнь искусством" и многие бедствовали, "даже признанные мастера".
"Около 1800 года некоторые из них, не выдержав трудностей, покончили жизнь самоубийством".

Дания придерживалась нейтралитета до 1807 года, но потом ее втянули в войну на стороне Наполеона, после его поражения пришлось отдать Норвегию Швеции и в стране наступил экономический кризис до 1830 года.
Со времен наполеоновских войн большую роль во всех сферах стала играть буржуазия, в том числе и в искусстве.

В 1803 году в академию поступил Кристофер Вильхельм Экерсберг, будущий профессор и основатель датской (копенгагенской) школы живописи или "школы Экерсберга". Видимо, понятие датской школы несколько шире экерсбергской школы, но позже.
Кристоферу посвящена большая часть исторического очерка.

Во время учебы на него повлияли и Абильгор и Юль. Хотя Юль и умер уже к тому времени, но его вдова показала Вильхельму картины мужа и Вильхельм проникся.
Искусство Юля было реалистическим, но в ранних пейзажах Экерсберга, написанных под его (Юля) влиянием, заметны романтические настроения, которые совершенно исчезли после пребывания в Париже.

Абильгор умер в 1809 "и не осталось никого, кто бы мог прийти им на смену. В художественной жизни Дании наступило многолетнее затишье."
В 1810 году Эккерсберг отправился в заграничное турне, сначала в Париж, потом в Рим. Вернулся в 1816, в 1818 стал профессором академии и затишью через пару лет настал конец.

"Во время своего пребывания в Риме в 1813-1816 годах он разработал существенные художественные новации, которые легли в основу художественной эпохи, получившей название Золотой век датской живописи 1815-1850."

Новации были следующие: этюды на пленэре и разработка учения о перспективе.



Наиболее почитаемым жанром в академии в то время была историческая живопись (точнее, библейские сюжеты) и студенты должны были писать конкурсные картины на эту тему. Победители отправлялись в европейское (итальянское) турне, но проигравшие тоже могли туда отправиться. "На практике это [получение награды] не имело большого значения, поскольку почти все желающие могли рассчитывать на получение средств для путешествия."

Помимо Экерсберга большую роль в датском искусстве играл критик Нильс Лауритс Хойен, профессор истории в академии. Он влиял на выбор сюжетов.



Упоминаются два художника, не относящиеся к ученикам Кристофера, закончившие обучение в академии в период "многолетнего затишья", портретист Йенсен и норвежский пейзажист Даль. У кого они обучались, не уточняется.



Остается неясным вопрос о кризисе. Возможно, он коснулся не всех.
Йенсена жалко((

Ученики Экерсберга "не увлекались романтизмом", но "хорошо усвоили учение о перспективе".
Цитата про любовь датчан к путешествиям):



В упоминании одного из художников присутствует занятная фраза о Мюнхене, ставшем "новым международным центром", куда этот художник отправился вместо Италии в 1836-1838 гг.

Дальше настали трагические времена, в которых видятся некие параллели с современностью.
Пересказывать не буду, это стоит прочесть в первоисточнике.
(Сорри за разноразмерность, но по-моему, это жжшная проблема, изначально файлы примерно одинаковые)









Как-то отделение от немцев привело к изоляции внезапно, несмотря на наличие неотделенной Италии.

Картины:


Дитлев Бланк (1798-1854). Батальный живописец Йорген Соне в своей мастерской. 1826.


Альберт Кюхлер (1803-1886). Девушка с Амагера принесла фрукты на продажу в мастерскую художника. 1828.


Йохан Вильхельм Гертнер (1818-1871). Мастерская Торвальдсена в Королевской Академии художеств в Копенгагене. 1848.

Торвальдсен единственный всемирно известный датский художественный мастер. Сорок лет прожил в Риме, правда.


Вильхельм Бенц (1804-1832). Натурщик. 1824 или 1827-1831.


Константин Хансен (1804-1880). Три молодые девушки. Сестры художника Альвильда, Ида, Хенриетта. 1827.


Это церковь?


Йохан Томас Лундбю (1818-1848). Гусиная башня в Вординборге, Зеландия. 1842.


Данкварт Драйер (1816-1852). Пейзаж близ Тёринга в Ютландии. 1843

Дикая датская природа.


Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783-1853). Вид Тибра поблизости от Понте-Ротто. 1813-1816.


Константин Хансен (1804-1880). Храм Весты в Риме. 1837




Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783-1853). Два русских линейных корабля салютуют. 1827.




Йорген Рёд (1808-1888). Рыночная площадь в Пиперно. 1843.


Мартинус Рёрбю (1803-1848). Нижняя церковь в монастыре Сан-Бенедетто в Субиако. 1838.

Tags: живопись, искусство, история, музей, тексты, чтение с интересом
Subscribe

  • про монастыри

    Про два монастыря, итальянский и немецкий. Первый был на озере Комо. Не знаю, как он назывался, оставшаяся церковь называется Sant'Abbondio.…

  • про шёлк

    Про шелководство читать в ЭСБЕ было очень интересно, но ни углубляться (если только самую малость), ни пересказывать прочитанное нет желания). Пара…

  • про былое снова

    Как обычно, сообщили, что я что-то-там-такое писала 6 лет назад. В писанине обнаружилась пропавшая, тоже к сожалению, как обычно, картинка. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments