
Прочла чудесную книжку, каталог выставки, приуроченной к визиту датской королевы в 2011 году.
Первая половина 19 века именуется Золотым веком датского искусства.
Далее пересказ краткой истории, изложенной во введении, своими словами, но со вставками). Текст уж больно хорош)).
В 1754 году тогдашний датский король рещил импортозаместить иностранных художников и повелел открыть Академию художеств.
К 1780 году наконец преподавать в академии стали сами датчане и королевский план был выполнен.
В книжке приводятся имена двух преподавателей, мастера исторической живописи Николая Абильгора и пейзажиста Йенса Юля. Неясно, были ли в академии другие художники или хватило двух.
Но "после обучения художникам порой не удавалось заработывать себе на жизнь искусством" и многие бедствовали, "даже признанные мастера".
"Около 1800 года некоторые из них, не выдержав трудностей, покончили жизнь самоубийством".
Дания придерживалась нейтралитета до 1807 года, но потом ее втянули в войну на стороне Наполеона, после его поражения пришлось отдать Норвегию Швеции и в стране наступил экономический кризис до 1830 года.
Со времен наполеоновских войн большую роль во всех сферах стала играть буржуазия, в том числе и в искусстве.
В 1803 году в академию поступил Кристофер Вильхельм Экерсберг, будущий профессор и основатель датской (копенгагенской) школы живописи или "школы Экерсберга". Видимо, понятие датской школы несколько шире экерсбергской школы, но позже.
Кристоферу посвящена большая часть исторического очерка.
Во время учебы на него повлияли и Абильгор и Юль. Хотя Юль и умер уже к тому времени, но его вдова показала Вильхельму картины мужа и Вильхельм проникся.
Искусство Юля было реалистическим, но в ранних пейзажах Экерсберга, написанных под его (Юля) влиянием, заметны романтические настроения, которые совершенно исчезли после пребывания в Париже.
Абильгор умер в 1809 "и не осталось никого, кто бы мог прийти им на смену. В художественной жизни Дании наступило многолетнее затишье."
В 1810 году Эккерсберг отправился в заграничное турне, сначала в Париж, потом в Рим. Вернулся в 1816, в 1818 стал профессором академии и затишью через пару лет настал конец.
"Во время своего пребывания в Риме в 1813-1816 годах он разработал существенные художественные новации, которые легли в основу художественной эпохи, получившей название Золотой век датской живописи 1815-1850."
Новации были следующие: этюды на пленэре и разработка учения о перспективе.

Наиболее почитаемым жанром в академии в то время была историческая живопись (точнее, библейские сюжеты) и студенты должны были писать конкурсные картины на эту тему. Победители отправлялись в европейское (итальянское) турне, но проигравшие тоже могли туда отправиться. "На практике это [получение награды] не имело большого значения, поскольку почти все желающие могли рассчитывать на получение средств для путешествия."
Помимо Экерсберга большую роль в датском искусстве играл критик Нильс Лауритс Хойен, профессор истории в академии. Он влиял на выбор сюжетов.

Упоминаются два художника, не относящиеся к ученикам Кристофера, закончившие обучение в академии в период "многолетнего затишья", портретист Йенсен и норвежский пейзажист Даль. У кого они обучались, не уточняется.

Остается неясным вопрос о кризисе. Возможно, он коснулся не всех.
Йенсена жалко((
Ученики Экерсберга "не увлекались романтизмом", но "хорошо усвоили учение о перспективе".
Цитата про любовь датчан к путешествиям):

В упоминании одного из художников присутствует занятная фраза о Мюнхене, ставшем "новым международным центром", куда этот художник отправился вместо Италии в 1836-1838 гг.
Дальше настали трагические времена, в которых видятся некие параллели с современностью.
Пересказывать не буду, это стоит прочесть в первоисточнике.
(Сорри за разноразмерность, но по-моему, это жжшная проблема, изначально файлы примерно одинаковые)




Как-то отделение от немцев привело к изоляции внезапно, несмотря на наличие неотделенной Италии.
Картины:

Дитлев Бланк (1798-1854). Батальный живописец Йорген Соне в своей мастерской. 1826.

Альберт Кюхлер (1803-1886). Девушка с Амагера принесла фрукты на продажу в мастерскую художника. 1828.

Йохан Вильхельм Гертнер (1818-1871). Мастерская Торвальдсена в Королевской Академии художеств в Копенгагене. 1848.
Торвальдсен единственный всемирно известный датский художественный мастер. Сорок лет прожил в Риме, правда.

Вильхельм Бенц (1804-1832). Натурщик. 1824 или 1827-1831.

Константин Хансен (1804-1880). Три молодые девушки. Сестры художника Альвильда, Ида, Хенриетта. 1827.

Это церковь?

Йохан Томас Лундбю (1818-1848). Гусиная башня в Вординборге, Зеландия. 1842.

Данкварт Драйер (1816-1852). Пейзаж близ Тёринга в Ютландии. 1843
Дикая датская природа.

Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783-1853). Вид Тибра поблизости от Понте-Ротто. 1813-1816.

Константин Хансен (1804-1880). Храм Весты в Риме. 1837


Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783-1853). Два русских линейных корабля салютуют. 1827.


Йорген Рёд (1808-1888). Рыночная площадь в Пиперно. 1843.

Мартинус Рёрбю (1803-1848). Нижняя церковь в монастыре Сан-Бенедетто в Субиако. 1838.