mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про архитектора



Мне в целом нравится серия книжек "архитекторы для чайников" , я там много разного интересного для себя узнаю).
Вот прочла про некого Клода-Николя Леду, что его забыли на двести лет, и удивилась слегка. Про забытых на пятьсот лет художников знаю, а про архитекторов впервые вижу.
Пришлось поинтересоваться.



Ну с одной стороны, не на двести, а на сто-сто тридцать, с другой - там все достаточно туманно вообще.
"Вспомнил" про Клода-Николя некто Эмиль Кауфман, про которого и в вики-ру, и в книжке про Леду говорится, что он издал работу "От Леду до Корбюзье" в 1933 году в Америке, эмигрировав туда после прихода к власти Адольфа Г.

"Эмиль Кауфман, историк искусства провозглашает его, ни много ни мало, отцом современной архитектуры, предшественником Ле Корбюзье. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Своими архитектурными утопиями Леду во многом предвещал работы модернистов и конструктивистов начала XX века. Он даже применял своеобразный «модулор», исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)."

Но верить никому нельзя и на самом деле австрийский еврей Кауфман эмигрировал после аншлюса в 1938, книжку Von Ledoux bis Le Courbusier 1933 года издал в Вене на немецком языке, а в Америке написал труд "Three Revolutionary Architects: Boullée, Ledoux, Lequeu", напечатанный в 1952 году.
Первая книжка, кстати, на английский не переведена, зато ее можно найти на испанском)).
Про «модулор» мне не встретилось, но многолетний труд Леду я не изучала пока)).

С этим трудом все не так-то просто.
Вообще сейчас считается, что Леду строил много и успешно с 1770 по 1789, только от его построек мало что осталось.
Особняки богатых и знатных посносили еще в 19 веке, говорят, что во времена Османа-Хаусмана.
Театр в Безансоне многократно переделывался, а потом вовсе сгорел. Но его архитектура революционна, да.

"В 1768 году Шарль-Андре де Лакоре начал создавать театр, достойный этого названия, в новой столице Франш-Конте. Опера построена между 1778 и 1784 годами архитектором Клодом Жозефом Александром Бертраном по планам Клода-Николя Леду...
Интерьер был отремонтирован и модифицирован Делакруа [не подтверждено ссылкой] или Давилле в 1857 году...
В апреле 1958 года здание было разрушено пожаром, который пощадил только фасад и шесть его ионических колонн, а также зрительный зал. Здание было частично восстановлено в последующие месяцы, а интерьер был переоборудован в 1994 году
".

Это сведения вики-фр слегка расходятся с утверждением вики-а - "В 1784 году Леду был выбран архитектором для проектирования театра в Безансоне, Франш-Конте (Besançon, Franche-Comté)." - так что верить никому ну и т.д.))
Утверждается, что в этом театре впервые использовали оркестровую яму и кресла в партере.

Самый революционный проект был разработан Леду для солеварни - Королевская солеварня в Арк-э-Сенан расположена недалеко от Безансона, существует и сейчас, но тоже в сильно измененном состоянии.


вики

Изначально была реализована только часть проекта. Историю промышленного использования сооружений все вики излагают как-то невнятно, в книжке сказано, что "с 1779 года Монклар начал эксплуатацию", потом солеварню передали кому-то еще, дохода она приносила мало, после рреволюции сдавали частникам, "в 1843 шевалье де Гримальди купил ее на средства из казны королевы Испании" (вики-фр сообщает, что с покупкой Гримальди не все так просто, что-то там кто-то отклонил, хотя может это была покупка и объединение трех солеварен), модернизировать не удалось, морская соль и железные дороги сделали производство нерентабельным, в 1895 ее закрыли. В 1918 случился пожар, в 1926 владелец взорвал портик главного здания и в том же году здание признали исторической ценностью. Весьма своевременно, да).

"Общество восточных солеварен, все еще владелец «Арк и Сенан», не было удовлетворено этим решением. 10 июня 1927 года департамент Доуб приобрел соляные заводы и в 1930 году начал реставрационные работы.
В течение 1938 года на этом месте размещался лагерь испанских республиканских беженцев. Затем, в октябре 1939 года, во время Второй мировой войны, французские военные установили зенитную батарею во дворе. Кроме того, группа инженеров заняла несколько зданий. Тем не менее 20 февраля 1940 г. было опубликовано официальное объявление о классификации солеварни и окружающей его стены как исторических памятников.
"
При немцах тут был лагерь для "цыган и кочевников", после - борьба местной художественной общественности за сохранение, дальнейшие события, включая возможные реставрации, пропускаются, сообщается тольк итог: "В 1982 году солеварня была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО."

Из проекта солеварни Леду создал проект идеального города Солнца Шо.

Утверждается, что все свои работы Клод-Николя методично фиксировал на протяжении жизни. Не в рисунках, но прямо-таки в гравюрах.

В 1780-х Леду строил стену с таможнями (barrières de Paris) вокруг Парижа. Есть несовпадения в сведениях, то ли ее строили, то ли перестраивали. В книжке то говорится, что строили, местные газеты про стройку молчали, как партизаны, а иностранные насмехались над парижанами, то упоминается "реконструкция контор королевский откупщиков".
Вики-фр, считает, что перестраивали стену и сооружения 1674 года. Не знаю, что из этого правда.
С числом таможен мне тоже не все понятно, то ли их должно было быть 55, то ли 60, вики-фр содержит список из 57 плюс четыре речных. Считается, что Леду решил создать для каждой пропилеи свой архитектурный образ, и не какой-нибудь сарай, а прекрасные разнообразные здания.

"Чарльз Александр де Калон, Генеральный контролер финансов (Controller-General of Finances), получил идею от химика и генерального директора Антуана Лавуазье о создании барьера вокруг Парижа для ограничения контрабанды и уклонения от octrois, или внутренних таможенных пошлин: эта пресловутая Стена Генерал-фермер (Wall of the Farmers-General) должна была иметь шесть башен (по одной на каждые 4 километра) и включать шестьдесят сборщиков налогов. Леду было поручено спроектировать эти здания, которые он помпезно окрестил "Les Propylées de Paris" и которым он хотел придать характер торжественности и великолепия, претворяя в жизнь свои идеи о необходимых связях между формой и функцией.
Чтобы пресечь протесты парижского населения, операция была проведена быстро: между 1785 и 1788 годами было построено пятьдесят барьеров для доступа. Большинство из них было разрушено в девятнадцатом веке, и очень немногие остаются сегодня, из которых La Villette и Place Denfert-Rochereau - единственные, которые не были изменены до неузнаваемости.
"

Но оказывается, барьеры строили вплоть до 1854 года:

"Количество барьеров немного изменилось между первоначальным строительством стены (завершено в 1788 году) и ее почти полным сносом (в 1860 году), с разрушением, проемами и промежуточными сооружениями: 54 барьера были построены в 1784 году, 8 закрыты между 1818 и 1855, 1 был открыт в 1790 и 9 между 1820 и 1854. Три барьера имели две последовательные позиции.
В 1819 году к Парижу была добавлена ​​территория между набережной Аустерлиц и площадью Италии, включающая бойню в Вильжюифе, больницу Сальпетриер и деревню, состоящую из баров, расположенных за пределами Барьера де Дё. - Мулен носил название этого барьера, который в 1806 году назывался Аустерлицем. Это изменение хода стены приводит к тому, что на станции последовательно было два барьера, а также два барьера Иври.
47 барьеров были оборудованы зданиями Клода-Николя Леду, построенными между 1784 и 1790 годами. Эти здания различных форм и размеров часто называют павильонами - или пропилеями, названием, используемым самим Леду - но принято приравнивать эти павильоны к барьерам, на которых они были построены, называя их «барьерами». На сегодняшний день осталось четыре барьера
"

В 1789 Леду от таможни отстранили, при рреспубликанцах он отсидел в тюрьме пару лет, ничего больше не строил, писал свой глобальный труд по архитектуре и заказывал к нему дорогие гравюры. Источники средств к существованию не называются.

Название труда все время менялось, наконец первый том вышел под названием "L'Architecture considérée sous le rapport de l'art, des mœurs et de la législation (Архитектура, рассмотренная в отношении к искусствам, нравам и законодательству)" в 1804 году. В 1806, умирая, Леду завещал своему ученику издать остальные тома и вроде бы оставил ему все гравюры. Но что-то пошло не так и второй (он же последний) том вышел только в 1847 году, причем без клодовского текста.
Изначальное количество гравюр тоже разнится в разных источниках.

Из американской книжки Кауфмана:

"Когда почти вся строительная деятельность прекратилась, Леду сосредоточился на завершении своей публикации с истинным фанатизмом. Первоначально он намеревался установить вперед развитие архитектуры на протяжении веков, но его собственное достижение и его собственные принципы значили для него больше, чем достижения его предшественников. Так получилось, что первый том, который был напечатан, посвящен исключительно его собственным проектам и выполненным работам между 1768 и 1789 годами. Книга вышла в 1804 году под напыщенным названием «L' Architecture consideree sous Ie rapport de l' Art, des M ceurs et de la Legislation». Леду должен был нести расходы на его публикацию из остатков своего собственного состояния, поскольку ни один издатель не был готов выпустить странную работу с фантастическими проектами для Идеального города и неясным текстом.
...Издание, которое он считал своим наследием для потомков, является увлекательным произведением, совершенно уникальным во всей литературе архитектуры. Текст из 240 страниц фолио, по-видимому, был написан в девяностые годы, частично в то время, когда Леду находился в тюрьме, а после 1800 года.
Даниэль Рами, сын Джозефа Жака Рами, 30 лет, один из тех архитекторов, которые распространяли современные французские идеи в Новый Свет, опубликовал второе издание в 1847 году. Это была попытка вернуть Леду на его законное место, которое «пристрастность и поверхностность суждения» отрицали. Издание Даниэля Рами не содержит ни текста, ни всех листов издания 1804 года, но наиболее удачно дополняет его иллюстрациями многих выполненных работ и нескольких нереализованных проектов. Обзор жизни Леду служит введением.
Вполне может быть, что эта коллекция Ramee идентична дизайнам, которые Леду перед смертью передал своему доверенному другу и ученику, архитектору Пьеру Виньону
...Леду мало рассказывает о своей жизни в своей многословной композиции.
Более того, его заявления следует воспринимать с большим скептицизмом, потому что он любил причудливые приукрашивания реальных событий. Текст часто почти неразборчив, даже для французов.
...Сходство между многими произведениями Леду и современности не оставляет сомнений в том, что он предвидел будущее.
"

Кстати, в "чайниковой" книжке написано, что свой труд Леду посвятил Павлу-1.

"Немецкому императору Иосифу II в 1777 году, а также позднее царю Павлу I в 1782 году во время их визитов в Париж были показаны рисунки Леду для публикации, которую Леду тогда готовил, и которая должна была держать его занятым почти до конца его жизни. По просьбе Павла I гравер Иоганн Джордж Вилле отправил в Санкт-Петербург 273 рисунка Леду в 1789 г. Они благополучно прибыли в Санкт-Петербург и порадовали принца. К сожалению, неизвестно, что с ними случилось, поскольку они никогда не были обнаружены."

Я не нашла в посвящении имени Павла, зато там есть Александр)).


ФНБ

"Les Scvles attaques par Alexandre de Macédoine, jusques an milieu des déserts et des rochers qu'ils habitaient, dirent a ce conquérant: lu n'es donc pas un dieu , puisque tu fais du mal aux hommes!
Tous les peuples de la terre diront a l'Alexandre du Nord: Vous êtes un homme! puisque vous voulez bien accueillir un système social, qui contribuera au bonheur du crenre humain.
Scvles подвергшись нападению со стороны Александра Македонского, прямо посреди пустынь и скал, где он жил, сказал этому завоевателю: Не ты ли тогда Бог, так как ты делаешь больно мужчинам!
Все народы земли скажут Александру Северному: ты мужчина! так как ты хочешь приветствовать социальную систему, которая будет способствовать счастью человеческого сердца
." (г-перевод, разумеется; homme может быть человек, а не мужчина?)

Основным источником биографии Леду Кауфман указывает текст "Notice rapide sur la vie et les ouvrages de Claude-Nicolas Ledoux" за подписью "J. С.".
"J. C., Notice rapide sur la vie et les ouvrages de C.-N Ledoux, Imprimerie des Annales de l'architecture et des arts, Paris, 1806. Это был основной источник для первой биографии художника, содержащейся в моей книге Von Ledoux bis Le Corbusier, Vienna, 1933"

Во французской стороне нацбиблиотеке это издание не имеет даты на титуле. Год рождения там указан 1736.

Эпиграфом служит фраза "Искусство для человека тао же, что солнечные лучи для природы. Меркурий Трисмегист (Les Arts sont, à l'homme ce que les rayons cln soleil sont à la nature. Mercure trismegiste.)".
Понятно, кем были оба персонажа)).

Собственно биографических сведений крайне мало.
Впоследствии этого монограммиста идентифицировали как Célérier, J, мне неизвестно, на каком основании, и теперь он числится как автор в разных библиотеках.

Некий словарь "Dictionnaire historique ou Histoire abrégée des hommes qui se sont fait un nom par le génie, les talens, les vertus, les erreurs, depuis le commencement du monde jusqu'à nos jours." приводит 1746 год  рождения Леду.
Том 11, год выпуска на титульном листе 1819.
Статья из словаря сообщает помимо сведений об основных работах, что Леду долго жил в Риме.

"Он был учеником Блонделя, архитектора короля; и, получив главный приз, он отправился в Рим, где пробыл много лет, и приобрел отличную репутацию. В возрасте 37 лет он был членом Королевской академии, а в 1771 году по приказу мадам дю Барри построил элегантный павильон Лувесьена, который так часто посещал Людовик XV. Министр Калонн * тогда поручил ему построить парижские барьеры в хорошем стиле. Другими работами этого умного художника являются отели Халлевилля, Юзеса, Принца де Монморенси, мадам де Телуссон, М. де Монтескью, замок Бенонвиль в Нормандии, театр Безансон и так далее. Он задумал эту идею и нарисовал план города, в котором все искусство и все виды промышленности должны быть расположены в подходящем положении, чтобы достичь взаимного совершенства. Эта гениальная идея прославляется Delille в ее стихотворении Irnagination.
Он написал научную работу по архитектуре, украшенную 300 досками, первый том из которых появился незадолго до его смерти, которая случилась 1 ноября 1806 года в возрасте семидесяти лет. Перед смертью он доверил продолжение своей великой работы м-ру Виньону, его ученику и его другу.
"

Можно предположить, что 1746 год это просто опечатка, судя по возрасту в момент смерти, но про Рим опечаткой быть не может вроде бы, между тем J. C. железно утверждает, что Клод-Николя никогда не был в Италии. Возможно, Рим это не Италия?))

Порывшись на сайте ФНБ, выяснила, что упоминается М.Леду или сьер Леду до некрологов не так чтобы часто, не всегда как архитектор и никогда по имени.
В переводе с французского Le doux - сладкий (еще тихий, кроткий и незлобивый). Художники, художницы и граверы с этой фамилией в списках 19 века числятся в количестве нескольких штук.
В вики-фр тоже достаточно "сладких", есть даже семейство бельгийских архитекторов.

Всё, закончили упражнение)))
Картинок не привожу тут, их в сети полно, кому интересно.
А про пирамиды мне просто понравилась больше всех))

Tags: архитектура, искусство, история, люди науки, тексты, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про Мартина и молот

    В вики-а есть чудесное: Молот Мартина Турского, Катаринский монастырь, Утрехт, Нидерланды Музей Catharijneconvent в Утрехте имеет в своей…

  • про Мартина и Францию

    Augustin Palme (1808–1897). Saint Martin as bishop. 1857 Altar painting of Sankt Martin im Mühlkreis parish church (Upper Austria)…

  • про Мартина и разное

    Решила внезапно поинтересоваться городом Туром, известным своими святыми, Мартином и Григорием Турскими. Тем там оказалось несколько - собственно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • про Мартина и молот

    В вики-а есть чудесное: Молот Мартина Турского, Катаринский монастырь, Утрехт, Нидерланды Музей Catharijneconvent в Утрехте имеет в своей…

  • про Мартина и Францию

    Augustin Palme (1808–1897). Saint Martin as bishop. 1857 Altar painting of Sankt Martin im Mühlkreis parish church (Upper Austria)…

  • про Мартина и разное

    Решила внезапно поинтересоваться городом Туром, известным своими святыми, Мартином и Григорием Турскими. Тем там оказалось несколько - собственно…