mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

Про Меркурия и других

Нашла весьма занимательную книжку "Герб Смоленска" (Г. Ражнёв. Смоленск, 1993 г.)
С логикой там не очень, но разнообразных интересных фактов - море.

Такое же море вопросов у меня вызывающих)))

"Так, например, на Смоленщине до нашего времени сохранился узор, известный еще с третьего тысячелетия до н.э. как тотемный знак урожая. Он предствляет собой косо поставленный квадрат, разделенный на четыре клетки, внутри которых находится по однй точке."
4 с лишним тысячи лет сохраняется символ, ну надо же!

"Культ животных - льва, медведя, лося, орла, журавля и т.д...."
Медведь, лось - понятно, но лев-то откуда у нас тут взялся в качестве культа? Вечная для меня загадка.

"Обычай вислой печати на Руси имеет очень древние корни, уходящие в языческие времена... Печатей языческих времен в Смоленске не найдено, зато известны печати смоленских князей домонгольского периода."
Не найдено, ага, понятно.

"Самой древней из них является свинцовая булла смоленского князя Вячеслава Ярославича (1034-1057)... Печать, выполненная греческим мастером, найдена случайно смоленскими школьниками в развалинах крепости Бориса и Глеба на Смядыни в апреле 1953 года и представляет собой отличной сохранности круглую, диаметром 33 мм, княжескую печать со взятой в ободок греческой шестистрочной надписью "Господи, помози рабу своему Меркурию Вентиславу". На обратной стороне печати имеется поясное изображение св. Меркурия Кесарийского с копьем в правой руке и щитом в левой. Можно предположить, что почитание Меркурия, одного из популярнейших святых воителей, связано с несохранившимся в Смоленске патрональным храмом Меркурия. В одном из старых описаний Смоленска упоминается, что такой храм стоял недалеко от Днепра в северной части города."



Ну, во-первых, греческая надпись на печати русского князя - это как-то странно, как ни крути-объясняй. Во-вторых, все эти представления Вентислава Вячеславом и прочие подобные (несть им числа) тоже меня всегда удивляют. В третьих, в самой надписи и Вентислав как-то странно написан. В-четвертых, звали русского князя-то Меркурием, оказывается. В честь известного святого воителя Меркурия Кесарийского. И даже храм был, правда, непонятно, когда. Насчет "популярнейшего" я как-то в сомнении. Но возможно исключительно по причине собственного невежества.

Результат быстрого поиска:

Согласно житию, Меркурий был скиф, состоял на службе в римской армии. Участвовал в походе императора Декия против готов. В одной из битв ему явился ангел, вручивший ему меч со словами: «Не бойся, Меркурий, и не страшись, ибо я послан на помощь тебе, чтобы сделать тебя победителем. Приими сей меч и устремись на варваров; и когда победишь их, не забудь Господа Бога твоего»[1]. Меркурий принял меч и в ходе битвы убил вражеского полководца (в житии — царя), обеспечив победу римской армии. За свою доблесть он получил награду от императора и был назначен военачальником. Однажды во сне ему вновь явился ангел, напомнивший ему прежние слова: «не забывай Господа Бога твоего, ибо тебе надлежит пострадать за Него и получить венец победы в преславном Царствии Его, со всеми святыми»[1]. Меркурий вспомнил, что его отец Гордиан был христианином и рассказывал ему о своей вере. После этих событий Меркурий, хотя и не принял крещение, уверовал в Иисуса Христа...
вики раз

Родился Philopater в городе Eskentos в Каппадокии, в Восточной Малой Азии... Святой Меркурий также известен под именем Абу-Seifein, что по-арабски означает "держатель [буквально, отец] двух мечей", ссылаясь на второй меч, данный ему Архангелом Михаилом...
Philopateer был сыном скифского офицера римской армии. Однажды его отец, Ярес, охотился в лесу со своим дедом, когда на них напали дикие звери. Животные набросились на деда, в результате чего Ярес упал в обморок. Хотя Ярес был без сознания, у него было видение. Он увидел яркий свет и услышал голос, говорящий:
Ярес, я твой Бог, Который любит тебя. Я знаю, что у тебя доброе сердце, и что ты ненавидишь языческих идолов. Я хочу сообщить тебе, что твой сын, Philopatyr, станет, как дерево, приносящее добрые плоды, и из-за него, я благословлю тебя и твою жену. Philopatyr будет мой свидетель и будет игнорировать все предрассудки во имя Мое.
Вскоре после этого, Ярес, его жена и его сын были крещены, и они получили новые имена. Ярес стал Ной, его жена стала Saphina и Philopater стал Меркурий. Известие о его крещении быстро распространилась в городе, и князь велел арестовать их и бросить диким животным. Однако животные не причинили им вред, и князь решил выпустить Ноя и его семью...
wiki 2

Здесь мне кажется очень странным принимать при крещении имя языческого бога, которого вроде бы ненавидишь. Или как звали языческих идолов? Или древнегреческие идолы совсем другое дело? Ничего непонятно.
Расхождения в двух виках интересны, но понимания не добавляют. Разнообразное написание имени Philopater в одном и том же тексте вызывает дополнительное недоумение. Углубляться в поиски нет желания.


А в Смоленске, оказывается, были еще Меркурии:
"... смоляне с особой гордостью вспоминали, как сто лет назад их предки отражали татарские полчища под Смоленском. Тогда смоленскими воинами командовал легендарный Меркурий, героически павший в сражении, в котором татары потерпели поражение."
Тут все запутанно на самом деле. Вплоть до года этого сражения - то ли 1238, то ли 1239 (наиболее часто встречающийся). Происходил герой то ли из Рима, то ли из Моравии, причем приехал именно "по ревности к истинной вере" (из Рима особенно забавно).
Собственно, истоки всех этих сведений, видимо, тут:
"В конце прошлого века в библиотеке Аврамиева монастыря была найдена рукопись "Повести о святом мученике Меркурии, чудотворце Смоленском". Составлена она была в начале XVI века монахом Афанасием на основе какой-то "древней повести", а может быть, и нескольких рукописей." (отсюда)

Найти в 19-м веке рукопись 16-го, повествующую о событиях 13-го - это мы уже проходили. Плавали-знаем.
А историки утверждают, что татары подходили  к Смоленску только в 1242...


"Смоляне воздвигли за Молоховскими воротами обелиск в виде огромного каменного столба, простоявшего до XVII века. "
А что с ним стало в 17-м веке?
"Русский народ оставил о легендарном герое удивительный памятник литературы - "Повесть о Меркурии Смоленском", которая в значительной мере повторяет житие Меркурия Кесарийского. Неспроста церковнослужители приурочили день памяти Меркурия Смоленского ко дню празднования Меркурия Кесарийского, отмечаемого 24 ноября."
Наверное, неспроста. А с чего?
"Меркурий Смоленский был объявлен святым, а золоченое копье, металлический шлем и башмаки Меркурия перенесли на вечное хранение в Успенский собор... наполеоновская солдатня выкрала копье Меркурия, а фашисты унесли шлем героя. В соборе хранятся лишь железные башмаки Меркурия."
Неужели действительно можно ходиь в железной обуви? И тем более сражаться?
Кое-где утверждается, что наполеоновские вояки унесли все. Никому нельзя верить(((.
Между прочим, эти башмаки демонстрировались теперешнему самому главному начальнику. Правда в новостях они назывались сандалиями.

башмаки
 До кучи из новости про сандалии вычитала про сам собор: "Собор Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха, однако впоследствии был разрушен. Храм был восстановлен полностью лишь в 1772 году." (новость). И почему я не удивлена?

"Кроме них о легендарном герое долго напоминала и печать с изображением Меркурия Смоленского. Когда она появилась в Смоленском княжестве, какому князю принадлежала, историкам пока неизвестно. Одни предполагали, что это произошло в "татарскую" эпоху, другие, например, С. Писарев, утверждали, что это случилось только в XIV веке, около 1330 года. Советский историк В.Л. Янин полагает, что почитание Меркурия Смоленского установилось в XVI веке, однако имеет такие глубокие корни, что дает нам право сделать вывод: культ св. Меркурия начался в Смоленске еще до нашествия татар, со времени княжения первого смоленского князя Вячеслава Ярославича, христианское имя которого было Меркурий. Именно поэтому на патрональной печати Вячеслава Ярославича изображался Меркурий Кесарийский."
Изображения этой печати в книжке не приводится.
Какое отношение культ М. Кесарийского имеет к почитанию М. Смоленского я не поняла.
Вообще эта переплетенность двух Меркуриев совершенно загадочна. Можно придумать много разных объяснений, в частности, используя крамольные теории крамольного академика)))


И еще:
"В том же 1239 году от рук Батыя погиб Смоленский епископ Меркурий" (см)

"Меркурий Смоленский, Печерский (+ 1239), епископ, преподобный.
Испытал со своей паствой ужасы Батыева нашествия, во время которого и скончался. Временем кончины его называют 1239 год.
По преданию, мощи святого чудесным образом приплыли по Днепру к Киеву и были положены в Ближних (Антониевых) пещерах. Над надгробною плитой его висит святительская мантия.
В некоторых источниках его путают со св. Меркурием мучеником Смоленским, который епископом не был." (см)
Так в 1239 Батый к Смоленску не подходил же. Откуда ужасы? Ничего не понятно.

Еще источник:
"1247 г.
Татары, разоряя Россию, сделали нападение и на Смоленское княжение. Войска татарские остановились за 25 верст от города, на месте, называемом Долгомостье, кое и теперь известно под тем же именем и означает древнюю кровопролитную войну множеством курганов. Тут напал на них нечаянно находившийся тогда в службе великого князя, коего имя неизвестно, римский князь Меркурий; убил их главного начальника, на которого они, в рассуждении его силы, больше, нежели на все свое многолюдство надеялись: чрез что привел их в великое смятение и множество из них перерубил, а остальных обратил в бегство; но и сам лишился жизни. Он причтен за сей мужественный подвиг к лику святых мучеников, под именем Смоленского чудотворца, и погребен в Соборной церкви, по левую сторону клироса. Граждане поставили в честь ему каменный столб за Молоховскими воротами, коего, однако, ныне не видно. Шлем сего святого и поднесь во Архиерейской ризнице хранится." (ссылка)
Вот они источники - темные  и противоречивые... А как же копье и башмаки?
(Конкретно про этот источник я напишу "в следующем номере".)

еще много вопросов...
Tags: древнерусское, история, тексты, чтение с интересом
Subscribe

  • про монастыри

    Про два монастыря, итальянский и немецкий. Первый был на озере Комо. Не знаю, как он назывался, оставшаяся церковь называется Sant'Abbondio.…

  • про шёлк

    Про шелководство читать в ЭСБЕ было очень интересно, но ни углубляться (если только самую малость), ни пересказывать прочитанное нет желания). Пара…

  • про озеро и город ещё

    Вторая часть. Помимо истории человеческой, есть история природно-техническая, если можно так выразиться). Озеро Комо имеет 37 притоков. Основным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments