mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про щит и краски опять

Прочла занятную новость

Реставраторы Музея первобытной истории в немецком городе Галле установили, что фрагменту расписного деревянного щита, обнаруженному при раскопках богатого захоронения неподалеку от Магдебурга, около 1700 лет. А это значит, что он является самым древним из известных образцов живописи на доске в Германии.
Древнеримский историк Тацит в труде «Германия» писал, что германские воины в целом не придавали значения внешнему виду вооружения, делая исключение лишь для щитов, которые они, по его словам, «расцвечивают изысканнейшими красками». Именно из традиции украшения щитов в Германии впоследствии развилась живопись на деревянной доске. Эта связь до сих прослеживается на языковом уровне: немецкий глагол schildern — «изображать», «описывать» и даже «рисовать» — происходит от существительного Schild, то есть «щит».
Кристиан-Генрих Вундерлих, возглавляющий реставрационную мастерскую в Музее первобытной истории, объясняет, что, хотя из-за гниения дерева рисунок на щите не сохранился, на некоторых участках все-таки остались следы краски. Их удалось идентифицировать как египетский синий, широко использовавшийся на территории Римской империи, и киноварь, в то время доступная лишь в отдельных районах Средиземноморья. «Такие пигменты стоили недешево и, по всей видимости, были привезены из Рима», — говорит Вундерлих.
Щит, диаметр которого составлял около 1,3 м, был расписан с обеих сторон. Фрагмент обнаружили в Гоммерне под Магдебургом в могиле состоятельного вождя. Известно, что он умер в возрасте около 30 лет, однако его личность не установлена.
Это важнейшая могила периода поздней Римской империи на территории Центральной Германии. Помимо фрагмента щита, археологи обнаружили в ней шейное кольцо и брошь из золота, серебряные пояса, шпоры, монеты, наконечники стрел и кубки, а также бронзовый сосуд и табурет из того же материала.


Мозг зацепился за египетский синий, что хорошо, а то я тему красок совсем забросила).
Хотя он может и не синий вовсе, а голубой, потому что blue? Ну неважно.



Вики-ру ничего не сообщает про египетский синий. Больше всего как обычно написано в вики-а, значительно меньше у немцев и итальянцев, у остальных совсем кратко.
Есть небольшая статья на русском, откуда можно почерпнуть краткую информацию.

[Египетскому синему] "...по праву принадлежит звание самого древнего синтетического пигмента. Его следы были обнаружены на алебастровой миске возрастом более пяти тысяч лет, вероятно принадлежавшей одному из фараонов по имени Скорпион.

По химическому составу египетский синий — это силикат кальция-меди (CaCuSi4O10). Его природный аналог — минерал купрориваит (Cuprorivaite), открытый итальянским минералогом Мингуцци в 1938 году. Купрориваит образует очень маленькие и редкие кристаллы и до своего открытия совершенно точно никого не интересовал.
Для создания пигмента требуется три главных компонента — кальцит (CaCO3), кварцевый песок (SiO2) и источник меди. В этой роли обычно использовались медные минералы азурит и малахит или медная стружка. К смеси компонентов добавлялся флюс (K2CO3, NaCl или Na2SO4), снижающий температуру плавления, после чего смесь нагревалась до 800–900°C и образовывался египетский синий

Этот процесс требовал поддержания постоянной температуры и продувки воздухом, так как при недостатке кислорода может образоваться красный оксид меди куприт (Cu2O). Ясно, что в Древнем Египте технология оттачивалась на протяжении многих поколений и передавалась от одного поколения ремесленников к другому. Изучение пигмента с различных артефактов показывает, что его состав на протяжении трех тысячелетий почти не менялся. Это подтверждает преемственность технологии.

Изначально египетский синий, оправдывая свое название, производился в районе современного Египта, но уже в третьем тысячелетии до нашей эры начал распространяться по всему Средиземноморью, заменяя собой более дорогой лазурит и менее насыщенный и стойкий азурит.

Идентифицировать египетский синий на предмете искусства можно благодаря его сильной люминесценции в ближнем инфракрасном диапазоне. Этот недеструктивный (не повреждающий предмет) метод анализа позволяет быстро и недорого картировать участки применения египетского синего и отличить его от других красящих веществ похожего цвета и поздних некорректных реставраций.
Так, к примеру, египетский синий использовался при написании некоторых из знаменитых Фаюмских портретов, которые клались на мумии поверх лиц умерших. Они были найдены при раскопках города Тебтуниса (Tebtunis) и датируются II веком н. э. (римский период). В те времена египетский синий был достаточно дорогим, но широко применяемым пигментом.

После падения Рима египетский синий стали производить в меньших количествах и более локально. С VII века он начал постепенно исчезать из палитр художников. Отчасти это было связано с тем, что римский архитектор Витрувий, упомянувший рецепт египетского синего в своем трактате De Architectura, указал его неправильно. Из-за природного высокого содержания карбоната кальция (CaCO3) в итальянском речном песке, видимо, из Альпийских регионов (Альпы состоят в основном из карбонатов кальция и магния) дополнительная добавка этого соединения не требовалась, и Витрувий просто опустил третий компонент химической реакции.

Долгое время считалось, что последний раз египетский синий примененялся для изготовления фрески в базилике Святого Климента в Риме, датированной 847–855 годами. Низкое качество пигмента позволяет предположить, что использовались не случайно найденные запасы римского периода, а новый низкокачественный материал, возможно — результат не самой удачной попытки воспроизвести технологию. При написании фресок VIII века в римской церкви Сан Саба (San Saba) использовалась смесь египетского синего и лазурита — в этом случае синтетический пигмент подмешивали к более дорогому натуральному для удешевления краски. Но до начала XIX века всё же преобладало мнение, что египетский синий — это утраченная древняя технология.

В 1814 году в присутствии сэра Хэмфри Дэви в Помпеях был откопан горшок со странным голубым порошком, который изначально был охарактеризован просто как «помпейский синий». После произведенных в 1880-х годах химических анализов стало ясно, что это тот самый египетский синий. Тогда же была полностью восстановлена технология его производства.

А неоднократное определение в последние десятилетия химического состава древних пигментов в рамках программ по их изучению показало, что на самом деле технология никогда не исчезала полностью. В 2001 году египетский синий был обнаружен на фресках XVI века в Болонье. В 2011 году при исследовании фресок римской церкви Святой Маргарет, авторства Ортолано Феррарезе (Ortolano), также XVI века, египетский синий был идентифицирован по очень сильной люминесценции в инфракрасном диапазоне. Египетский синий использовался и в росписи алтаря XI века в церкви Сан Пере в Таррасе, Каталония, Испания. Это было достаточно неожиданной находкой, потому что никакой информации о производстве этого пигмента в Каталонии в Средние века или иных применений в местной церковной живописи не существовало. Ученые даже предположили, что источником пигмента могли быть случайно найденные куски, обнаруженные кем-то на месте древнеримской художественной мастерской.

Эти примеры показывают, что в Средние века и в период Возрождения в некоторых местах всё же продолжалось производство египетского синего, однако установление географии и реальных масштабов применения этого пигмента с 700 по 1700 год требуют дополнительных исследований
."

Что можно сказать?
Как бы в 1814 году в Помпеях откопали горшок с синим порошком и тут же решили, что это краска "помпейская синяя". Ну может и не тут же, тут надо рыться в первоисточниках.
Лет через 70 определили ее химический состав, распознали в ней египетский синий и "восстановили" технологию производства.
Непонятно, считали ли что-нибудь покрашенным этой помпейской синей, непонятно, где хранился этот горшок 70 лет и т.д.
Но хронологию от 30 века до н.э. до 8 века н.э. вроде бы выстроили, хотя восьмой век это единичные случаи. Внезапно позже обнаружились фрески 16 века и и алтарь 11-го. Краску для которых взяли неизвестно где.
Бывает, да.

Древняя краска была дорогая, но широко применялась и широко распространилась по древнему миру. Витрувий в 1 веке до н.э. неправильно записал состав компонентов, поэтому в 7 веке краска стала выходить из употребления.
В 1938 году случайно нашли редкий минерал случайно совпавший по составу с пятитысячелетней краской.
Тоже бывает. Наверно.

Ладно, придется уточнять)).

Tags: археология, искусство, история, новости, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • про выставку про усадьбу

    Выставка " Возвращение в усадьбу" в Новом Иерусалиме довольно интересна, по-моему. Там нет каких-то шедевров, но можно оценить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments