mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про щит и краски опять - 2

Уточнения про египетскую синь.



"Египетский синий, также известный как силикат кальция с медью представляет собой пигмент, используемый в древнем Египте на протяжении тысячелетий. Он считается первым синтетическим пигментом. Он был известен римлянам под названием caeruleum - см. также английское слово cerulean. После римской эры использование сократилось, и способ его создания был забыт.

Древнеегипетское слово wꜣḏ означает синий, сине-зеленый и зеленый.
Первое зарегистрированное использование «египетского синего» в качестве названия цвета на английском языке было в 1809 году."

Термин для него в египетском языке ḫsbḏ-ỉrjt, что означает искусственный лазурит (artificial lapis lazuli) (ḫsbḏ).
В древности он использовался в качестве синего пигмента для окраски различных сред, таких как камень, дерево, штукатурка, папирус и холст, а также для изготовления многочисленных предметов, в том числе цилиндрических печатей, бус, скарабеев, вкладок, горшков и статуэток.
Он также иногда упоминается в египтологической литературе как голубая фритта (blue frit). Некоторые утверждают, что это ошибочный термин, который следует зарезервировать для использования для описания начальной фазы производства стекла или глазури, в то время как другие утверждают, что египетский синий является фриттой как в тонкой, так и в грубой форме, поскольку он является продуктом твердофазной реакции.
Его характерный синий цвет, являющийся результатом одного из его основных компонентов - меди - варьируется от светлого до темного оттенка, в зависимости от дифференциальной обработки и состава
."

Лазурит, насколько я помню, добывается только в афганских горах. То есть глобализация тогда уже существовала. Пути поставок я так и не выяснила.

---
ЭСБЕ не приводит никаких исторических сведений для фритты, только описание современных ей технологий.
Фриттой называется богатый кремнеземом стеклянный состав, обожженный на малом огне до спекания (но не до сплавления) массы и образующий главную составную часть теста мягкого французского или фриттового фарфора, а также подобным же образом подготовленные составы, входящие в массу английского мягкого или костяного фарфора и париана.

Вики-а большую часть длинной статьи про фритту посвящает как раз древности, в частности, находкам в Амарне, бегло упоминает турецкую керамику 15 века и фарфоровые заводы 18-19 вв, переходя к современным практикам.

"Фритта также была важным компонентом в некоторых ранних европейских фарфорах. Известные производители 18-го века включали Севр во Франции, а также в Челси, Дерби, Боу, Вустере и Лонгтон-Холле в Англии. По крайней мере, один фриттовый фарфор остается в производстве в Беллике, графство Фермана, Северная Ирландия. Эта фабрика, основанная в 1857 году, производит посуду, которая отличается своей тонкостью, слегка переливающейся поверхностью, а корпус изготовлен со значительной долей фритты."
---

"Помимо Египта, он также был найден на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье и в пределах Римской империи. Неясно, было ли существование пигмента в другом месте результатом параллельного изобретения или свидетельством распространения технологии из Египта в эти области.

Древние египтяне очень высоко ценили синий цвет и стремились представить его на многих носителях и в самых разных формах. Они также хотели имитировать полудрагоценные камни бирюза и лазурит (turquoise and lapis lazuli), которые ценились за их редкость и ярко-синий цвет. Использование природных минералов, таких как азурит (azurite), для приобретения этого синего было нецелесообразно, так как эти минералы были редки и трудны в обработке. Поэтому, чтобы иметь доступ к большим количествам синего цвета для удовлетворения спроса, египтянам необходимо было изготовить пигмент самостоятельно.
Египетские фараоны были покровителями искусств, и, следовательно, были стимулом для развития технологии пигмента
".

Нам тут некоторые долго повествовали, что изначально люди не различали цветов, по крайней мере слов для этого они не знали. Синий вообще довольно поздно стал определяться, японцы во до сих пор с ним не разобрались.
А древние Е. уже так любили синий, что аж за тридевять земель лазуриты возили.
Точно, инопланетяны какие-то))).
Азурит, кстати, распространен в природе значительно шире лазурита, и в европах тоже. Азурит, значит, дорого и трудно, а лазурит - вполне? Мда.

"Самое раннее свидетельство использования египетского синего цвета, идентифицированное египтологом Лорелей Х. Коркоран из Мемфисского университета, находится на алебастровой чаше, относящейся к позднему до-династическому периоду, или Накаде III (около 3250 г. до н.э.), раскопанной в Иераконполисе, и сейчас в Музее изящных искусств, Бостон. В Среднем царстве (2050–1652 гг. до н.э.) оно продолжало использоваться в качестве пигмента при украшении гробниц, настенных росписей, предметов обстановки и статуй, а в Новом царстве (1570–1070 гг. до н.э.) оно стало более широко распространенным. используется в производстве многочисленных предметов. Его использование продолжалось в течение позднего периода и греко-римского периода, исчезая только в четвертом веке нашей эры, когда секрет его изготовления был утерян.

В древнеегипетских текстах нет письменных сведений о изготовлении египетского голубого в древности, и он был впервые упомянут в римской литературе Витрувием в первом веке до нашей эры. Он называет его «coeruleum» и описывает в своей работе «De architectura», как он был получен путем измельчения песка, меди и натрона и нагревания смеси, сформованной в маленькие шарики, в печи. Известь также необходима для производства, но, вероятно, использовался песок, богатый известью.
Феофраст дает ему греческий термин κύανος (kyanos, blue), который, вероятно, первоначально относился к ляпис-лазури. Наконец, только в начале 19-го века интерес к его производству возобновился, когда он был исследован сэром Хамфри Дэви в 1815 году и другими, такими как В. Т. Рассел и Ф. Фуке.

Несколько экспериментов было проведено учеными и археологами, заинтересованными в анализе состава египетского голубого и методов, используемых для его изготовления. В настоящее время его обычно рассматривают как многофазный материал, который получают совместным нагреванием кварцевого песка, соединения меди, карбоната кальция и небольшого количества щелочи (золы от солеустойчивых, галофитных растений или натрона) при температурах в диапазоне от 800 до 1000 ° C (в зависимости от количества используемой щелочи) в течение нескольких часов. В результате получаются купрориваит или египетский синий, диоксид углерода и водяной пар.

Основным компонентом египетского синего цвета был кремнезем, и кварцевый песок, обнаруженный рядом с местами производства египетского синего, мог быть его источником, хотя никакие конкретные доказательства не подтверждают эту гипотезу.

Считается, что оксид кальция не был добавлен преднамеренно сам по себе при производстве египетского голубого, но вводился в качестве примеси в кварцевый песок и щелочь. Относительно того, поняли ли мастера, вовлеченные в производство, важность добавления извести в смесь египетского голубого, это не ясно.

Источником меди могла быть либо медная руда (например, малахит), опилки из медных слитков, либо бронзовый лом и другие сплавы. До Нового Царства мало данных о том, какой источник меди использовался, но считается, что это были медные руды. Во время Нового царства были найдены доказательства использования медных сплавов, таких как бронза, из-за присутствия различного количества олова, мышьяка или свинца, обнаруженного в египетском голубом материале. Присутствие оксида олова могло происходить из медных руд, содержащих оксид олова, а не из-за использования бронзы. Однако медных руд с таким количеством оксида олова обнаружено не было. Почему произошел переход от использования медных руд в более ранние периоды к использованию бронзового лома в позднем бронзовом веке, пока неясно.

Общее содержание щелочи в анализируемых образцах египетского голубого составляет более 1%, что свидетельствует о намеренном введении щелочи в смесь, а не в качестве примеси от других компонентов. Источниками щелочи могли быть либо натрон (natron) из таких областей, как Вади-Натрун и Эль-Каб, либо растительный пепел.
Однако из-за низкой концентрации щелочи в египетском голубом, которая составляет всего 4% или менее, по сравнению, например, со стеклом, которое составляет 10–20%, определить источник не всегда легко. Источником щелочи, вероятно, был натрон, хотя причины этого предположения неясны.
Тем не менее, анализ Jaksch et al. в различных образцах египетского голубого обнаружил различные количества фосфора (до 2 мас.%), что свидетельствует о том, что в качестве источника щелочи использовалась растительная зола, а не натрон. Поскольку стекольная промышленность в позднем бронзовом веке использовала растительную золу в качестве источника щелочи, возможно, была возможна связь с точки зрения щелочи, используемой для египетского голубого до и после введения стекольной промышленности (glass industry).
"

Вообще описание технических деталей я не собиралась приводить, но тут мне нравятся разные предположения и неяности, а также использование термина "стекольная промышленность").

"Во время раскопок в Амарне, Лиште и Малкате в начале 20-го века Петри обнаружил два типа сосудов, которые, как он предлагал, использовались в древности для изготовления египетского синего: кастрюли в форме чаши и цилиндрические сосуды / саггеры. Во время недавних раскопок в Амарне Барри Кемпом (1989) было обнаружено очень небольшое количество этих «фритто-ванных» кастрюль, хотя были найдены различные оставшиеся кусочки египетского голубого «брикета (cake)». В проанализированных образцах не было обнаружено олова, что, как предполагают авторы, свидетельствует о возможности использования лома меди вместо бронзы.

В 1930-х годах Махмуд Хамза раскопал ряд объектов, связанных с производством египетского голубого в Кантире, таких как египетские синие cake и фрагменты на различных этапах производства, предоставляя доказательства того, что египетский синий был фактически произведен на месте. Недавние раскопки на том же месте обнаружили крупную промышленность на основе меди, с несколькими сопутствующими ремеслами, а именно: литьё из бронзы, изготовление красного стекла, производство фаянса и египетский синий.

Эти египетские голубые «лепешки (cake)», возможно, позже были экспортированы в другие районы страны для обработки, так как на месте существовал дефицит готовой египетской голубой продукции. Например, египетские голубые cake были найдены в Завиет Умм эль-Рахам, форт Рамсайд, недалеко от ливийского побережья, что указывает на то, что cake были фактически проданы, а также обрабатывались и переформировались вдали от своего основного производственного участка
".

Думаю, что cake это как раз упомянутая выше фритта.

"Египетский синий тесно связан с другими стекловидными материалами, производимыми древними египтянами, а именно стеклом и египетским фаянсом, и египтяне, возможно, не использовали отдельные термины, чтобы отличать эти три продукта друг от друга.

Поскольку египетский синий, как и фаянс, является гораздо более старой технологией, чем стекло, которое начинается только во времена правления Тутмоса III (1479–1425 гг. До н.э.), изменения в производстве египетского голубого цвета, несомненно, были связаны с появлением стекольной промышленности.

Египетский синий был найден в Западной Азии в середине третьего тысячелетия до н.э. в виде небольших артефактов и вкладок, но не в виде пигмента. Он был найден в районе Средиземного моря в конце Среднего бронзового века, и в его составе были обнаружены следы олова, что предполагает использование бронзового лома вместо медной руды в качестве источника меди.
В римский период использование египетского синего было обширным, как показывает горшок с неиспользованным пигментом, найденным в 1814 году в Помпеях. Он также был обнаружен в качестве неиспользованного пигмента в гробницах ряда художников. Этруски также использовали его в своих настенных росписях.

Предполагается, что родственный китайский синий имеет египетские корни
".

Египетский синий на самом деле оказался совершенно потрясающим веществом.

Чрезвычайно мощное и долгоживущее инфракрасное свечение египетской сини под видимым светом позволило обнаружить его присутствие на объектах, где он не виден человеческому глазу.

Свечение, в сочетании со способностью египетского голубого расслаиваться путем расщепления на нанолисты после погружения в воду, также указывает на то, что оно может иметь несколько высокотехнологичных применений, таких как биомедицина, телекоммуникации, лазерные технологии и защитные чернила.

Исследователи из Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли обнаружили, что египетский синий пигмент поглощает видимый свет и излучает свет в ближнем инфракрасном диапазоне. Это говорит о том, что египетский синий пигмент может использоваться в строительных материалах, предназначенных для охлаждения крыш и стен в солнечном климате, а также для тонирования стекла для улучшения характеристик фотоэлектрических элементов.


То есть он светится, даже если следов краски на предмете вообще не видно.
И расщепляется на нано-слои.
Вот точно, без напланетян наверняка не обошлось)))

Еще нашлась весьма занимательная статья.

Недавние научные исследования раскрыли некоторые исключительные свойства древнего пигмента египетского голубого, которые позволят нам не только реконструировать прошлое, но и, возможно, формировать технологическое будущее.
Впервые разработанный около 4500 лет назад, египетский синий - ярко-синее кристаллическое вещество - считается самым ранним искусственным пигментом в истории человечества.

Пигмент представляет собой синтетическую форму редкого минерала купрориваита и обычно также содержит некоторое количество стекла или кварца. Его получают нагреванием примерно до 850-950 ° С смеси фтористого соединения кальция (обычно карбоната кальция), медьсодержащего соединения (металлические опилки или малахит), кварцевого песка и соды или калия.

Из-за чрезвычайной редкости встречающегося в природе купрориваита египтяне никогда не смогли бы собрать этот пигмент в природе. Точность и относительная сложность процедуры, которую необходимо соблюдать для получения египетского голубого, следовательно, позволяет предположить, что древние египтяне прекрасно понимали химию. Конечно, египтяне посвятили больше усилий и мастерства созданию цветов художника, чем любая другая цивилизация к западу от Нила в течение нескольких тысяч лет.

Египетский синий цвет широко использовался в древние времена в качестве пигмента в живописи, такой как настенные росписи, гробницы и гробы мумий, а также в качестве керамической глазури, известной как египетский фаянс. Тот факт, что он не был доступен, естественно, означал, что его присутствие указывало на работу, которая имела значительный престиж. Его использование распространилось по всему Египту, Месопотамии, Греции и далеким территориям Римской империи. Он часто использовался в качестве замены для лазурита, чрезвычайно дорогого и редкого минерального сырья в Афганистане.

После распада Римской империи использование египетского голубого резко сократилось. Примерно с 800 г. н.э. казалось, что пигмент - за некоторыми интригующими исключениями - практически исчез из искусства. Теперь, после более чем тысячи лет в тени, египетская синева возродилась таким образом, о котором ее древние изобретатели никогда не могли и мечтать.

В последние годы исследователи из Британского музея, возглавляемые Джованни Верри, разработали простой, но эффективный метод, который позволяет им идентифицировать следы египетского синего цвета на древних предметах, которые больше не имеют первоначальной окраски. Ключом к эффективности метода является случайное открытие исследователями того, что египетский синий имеет очень необычное качество излучения инфракрасного света, когда на него падает красный свет. Это излучение является чрезвычайно мощным и долгоживущим, но не может быть замечено невооруженным глазом, потому что человеческое зрение обычно не распространяется в инфракрасном диапазоне светового спектра. Однако излучение может быть записано с помощью цифровой камеры с модифицированными фильтрами, которые позволяют обнаруживать только инфракрасный свет. При таком взгляде излучение принимает форму светящейся белой фотоиндуцированной люминесценции.

Поскольку эмиссия настолько сильна, то можно увидеть крошечные следы пигмента - даже отдельные зерна, и даже когда они стали обесцвеченными.
Кроме того, обнаружение пигмента часто является признаком того, что следы других, менее обнаруживаемых пигментов могут также выжить на художественном объекте.

Техника инфракрасного изображения была недавно использована для разгадки давней загадки, касающейся так называемых «мраморов Элгина» - скульптур, которые были отделены от различных зданий на Акрополе и вывезены в Англию в начале 19-го века. Хотя эти скульптуры хранились в Британском музее около 200 лет и интенсивно изучались в течение этого времени, ранее не было найдено убедительных доказательств, подтверждающих мнение о том, что скульптуры были первоначально расписаны.
Действительно, старший куратор Ян Дженкинс впоследствии отметил, что после многих лет безуспешных поисков следов цвета он начал сомневаться в том, что эти следы когда-либо существовали.
Теперь инфракрасное изображение решило вопрос раз и навсегда - скульптуры действительно были окрашены.

Еще один яркий пример, на этот раз из Римского Египта, представляет статуя Гора, бога солнца и божественного представителя живого царя в египетской традиции. Статуя отражает свое смешанное культурное происхождение странной смесью олимпийского божества (до шеи), превращающегося в неопределенно гуманоидную голову сокола. Несмотря на то, что при тщательном рассмотрении обнаруживаются следы некоторых цветов, для обнаружения ненайденного в других случаях египетского синего цвета, используемого для кольчужных доспехов бога, использовались инфракрасные изображения.



В то время как эти открытия являются интригующими, исключительно сильное свечение египетского голубого имеет последствия, которые выходят далеко за рамки истории искусства или культурного наследия. Вряд ли это может показаться, но те же качества могут сделать это вещество пригодным для нескольких высокотехнологичных применений в области биомедицинского анализа, телекоммуникаций и лазеров.

Например, в биомедицинской области ближний инфракрасный свет, который излучает египетский синий (или купрориваит), обычно может проникать гораздо глубже в образец ткани человека, чем другие методы, такие как ультрафиолетовое излучение. Это дает возможность получить более детальные и высоко разрешенные изображения, одновременно сводя к минимуму поглощение пораженной тканью. Это также означает, что существуют и другие потенциальные приложения - в оптических усилителях на основе диоксида кремния и в волоконно-оптических системах для телекоммуникаций, а также в лазерной технике, где генерация низкоэнергетических световых пучков может служить основой перестраиваемых твердотельных лазеров в широком спектральном диапазоне.

Потенциал египетской сини еще более возрос благодаря еще одному его исключительному качеству, раскрытому только в исследованиях, опубликованных в 2013 году. Выявился удивительный факт, что, несмотря на свою удивительно стабильную природу, египетская сини «расслаивается», разделяясь на «нанолисты» - тысячу раз тоньше человеческого волоса - при перемешивании в теплой воде в течение нескольких дней. Кроме того, это расслаивание не влияет на исключительное свечение пигмента. Следовательно, возможно, что египетский синий может быть использован в виде красителя для некоторых применений, упомянутых выше.

Исследователи также предполагают, что люминесцентное качество пигмента также может быть эффективным для разработки новых типов защитных чернил, обычно используемых для защиты валют и других официальных документов от подделки.

Еще больше применений египетского голубого продолжают появляться. В 2016 году судебно-медицинские эксперты обнаружили, что микронизированный пигмент в ближней инфракрасной области (NIR) может быть использован для выявления скрытых отпечатков пальцев на сильно узорчатых и отражающих поверхностях, последовательно превосходя обычные порошки для отпечатков пальцев, используемые при расследовании преступлений.

Мы уже упоминали, что пигмент, по-видимому, исчез из зарегистрированного использования приблизительно с 800-900 гг. н.э. Возможно, последние известные нам примеры того, что он продолжает использоваться, были предоставлены двумя римскими церквями. В первом, церкви Сан-Клементе, пигмент появляется в византийской фреске Вознесения Христова, датируемой приблизительно 850 годом нашей эры. Низкое качество пигмента, как правило, исключало бы его получение из рекультивированной партии подлинного старого римского сырья, поэтому кажется, что пигмент, скорее всего, был произведен одновременно с фреской.

Смесь египетского голубого и лазурита также появилась на некоторых настенных росписях 8-го века в церкви Сан-Саба. Это также может быть первым появлением лазурита в качестве пигмента в европейской живописи. Картины, по-видимому, представляют собой слияние восточной техники (ляпис из Афганистана) и местной художественной традиции, в которой до того времени почти исключительно использовался египетский синий цвет. Это может свидетельствовать о том, что прекращение производства египетского голубого и его замена на лазурит был постепенным процессом, и что оба пигмента могли сосуществовать в течение определенного периода.

Однако после этих двух появлений кажется, что технология производства египетского голубого была потеряна (или чрезвычайно локализована) и что почти тысяча лет египетский синий выпал из истории искусства.

Вооружившись этими вновь открытыми знаниями, исследователи смогли подтвердить, что на самом деле египетский синий цвет никогда не исчезал полностью и фактически использовался в ряде средневековых и даже ренессансных картин, хотя его использование в то время не было зарегистрировано. Например, в 2009 году исследователи предоставили доказательства использования египетского синего цвета в настенном алтаре 11-го века в церкви Сант-Пере в Террассе в Испании.

Это было неожиданным открытием, поскольку использование египетского синего никогда ранее не было задокументировано ни в этом регионе, ни на каких-либо каменных предроманских алтарах любого вида, а все другие пигменты, использованные на алтаре, были обычными земными пигментами. Поскольку никаких доказательств производства египетского голубого в Каталонии во времена Средневековья обнаружено не было, а церковь была расположена на месте, которое раньше было римским, исследователи предположили, что египетский синий был добавлен во время древней реставрации. - использование римского пигмента, найденного художниками, в виде порошка или шариков.

В 2001 году присутствие египетского голубого было также отмечено в настенных росписях 16-го века в Болонье в Италии. Тем не менее, было высказано предположение, что этот очень поздний пример использования египетского голубого свидетельствует о периодическом возрождении утраченной традиции, а не о продолжении ее использования.

Совсем недавно, в 2011 г., пигмент, смешанный с лазуритом, был идентифицирован в римской живописи святой Маргариты XVI века итальянским художником Ортолано Феррарезе. Идентификация была подтверждена его «очень интенсивным» свечением.
Исследователи предполагают, что причина, по которой оба пигмента были обнаружены вместе, может быть связана с высокой ценой лазурита. Поэтому возможно, что египетский синий цвет использовался в качестве разбавителя либо торговцами пигментами, либо производителями просто для снижения затрат.


Из примечаний к статье:

Исключительная способность египетского синего к чрезвычайному люминесценции характерна еще только для двух других сине-фиолетовых пигментов, хан синего и хан пурпурного. Как это бывает, те цвета, которые также являются синтетическими, химически очень похожи на египетский синий: пурпурный хан (BaCuSi2O6) является одним из цветов, обнаруженных химическим анализом на терракотовых воинах, которые были сенсационно обнаружены в центральном Китае в 1974 году. Он лишь незначительно отличается от голубого хана (BaCuSi4O10), который, в свою очередь, имеет поразительное визуальное сходство и химический состав с египетским синим. Если барий хан синего заменит кальций, у вас есть египетский синий: CaCuSi4O10.
McMillan, Fiona, «Загадочный пурпурный цвет», журнал Cosmos, 6 августа 2009 года.

растущее осознание того, что многие греческие храмы и скульптуры были ярко окрашены, стало шоком для многих. Считается, что скульптор Огюст Роден ответил на это предложение, стуча себя в грудь и громко крича: «Я чувствую, что они никогда не окрашивались!»

Хотя существуют и другие материалы, излучающие в ближней инфракрасной области, египетский синий состоит из обильных и недорогих элементов - кальция, меди, кремния и кислорода - в отличие от других материалов, излучающих в ближней инфракрасной области, которые содержат редкоземельные элементы.

Настоящее имя художника - Джованни Баттиста Бенвенуто, но его часто называют L'Ortolano Ferrarese, из-за работы его отца как садовника (ortolano = greengrocer), и его место рождения в Ферраре.

Mode of citation: Philip McCouat, "Egyptian blue: the colour of technology", Journal of Art in Society, www.artinsociety.com


В целом сведения из статьи на русском находят подтверждения, хотя некоторые утверждения мне уточнить не удалось. В частности, "помпейский синий" нигде не встретился. Видимо, автор использовал еще какие-то источники.
Не знаю, стану ли их искать или ограничусь тем, что есть)).

Tags: искусство, история, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про еще одного художника

    Август, герцог Сассекский (Augustus, Duke of Sussex) (1773-1843) ок. 1805-10. Масло на меди (Oil on copper). 61.0 x 46.0 cm Работы Стрёлинга в…

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments