mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про шпалеры


Посетила чудесную выставку
Шпалер-гобеленов там немного, всего шесть, но к каждой имеются весьма интересные описания. Есть видео современного изготовления изделий и довольно подробно изложена шпалерная история в целом.



Почитала историю, глянула вики, там кстати, русский вариант помечен звездочкой как лучший.
Действительно, в историю мало кто углубляется. Хотя франкская вики тоже довольно многословна, но в основном в плане средневековых упоминаний. 18 и 19 век в ней отсутствуют как класс почему-то)).
Зато в очередной раз там встречается термин l'Ancien Régime (античный режим), имеющий в виду королевское правление до ррреволюции конца 18 века.

Разумеется, шпалеры были у древних египтян (найдены в гробнице Тутанхамона), у древних греков (упоминаются Гомером), римлян (Овидий), ассирийцев, китайцев, византийцев и пр. Но также и у древних перуанцев, чуть ли не раньше, чем у египтян.

"Существует мало информации о начале гобеленов в Европе". Вроде бы крестоносцы опять что-то завезли, но у франков как всегда имеются упоминания древнее, и первая немецкая шпалера 11 века перестает быть первой. В Скандинавии уже в 12 веке что-то ткали, потом на карте появляются Фландрия и Франция, но остается не совсем ясным, в каком порядке.
Некоторые утверждают, что "Развитие гобелена в Европе восходит к началу 14-го века, сначала в Германии и Швейцарии, а затем во Франции и в Нидерландах." Но у франков-то упоминания то ли 9 века, то ли раньше).

Занимателен факт производства шпалер в местечке Аррас в 14 веке, вследствие чего, как утверждается, в итальянском и польском языках гобелены-шпалеры именуются нынче Arazzo и arrasy. Но если итальянская вики так и именует изделие, то польская все же употребляет в заголовке статьи термин Tapiseria, а gobelin и arras относит к разговорным.

В шпалерной истории Аррас вообще после 14 века практически нигде, кроме как у франков, не упоминается, а упоминается множество других городов, поэтому сохранение аррасского имени в качестве термина для шпалеры с 14 по 21 век вызывает сильное недоумение.

Остальные языки делятся примерно поровну между тапестрием и гобеленом, если верить сайту про разноязычность, но верить никому нельзя)), и немецко-вики употребляет для заголовка слово Bildwirkerei, хотя вышеуказанный сайт - Tapisserie.
С терминами у немцев как-то сложно, с г-переводом терминов еще хуже:

Для продукта термины гобелен (Bildteppich) или гобелен (Wandteppich) являются общими. Первоначально классические произведения называются с 19-го века гобеленом (Tapisserie), синонимом французского синонима. Гобелены (Gobelins) - это исключительно гобелены (Tapisserien), произведенные на гобеленовой мануфактуре, основанной сегодня в Париже.
(Für das Erzeugnis sind auch die Bezeichnungen Bildteppich oder Wandteppich üblich. Vornehmlich die klassischen Werke nennt man seit dem 19. Jahrhundert Tapisserie, ein aus dem Französischen übernommenes Synonym. Als Gobelins sind ausschließlich in der heute in Paris angesiedelten Gobelinmanufaktur hergestellte Tapisserien zu bezeichnen)

Интересно указание на 19 век, если г-перевод корректен в этом плане, конечно.

По-русски про термины читать попроще)):

В разные времена и в разных странах для определения тканого ковра использовались различные термины. В греческом и латинском языках слова «тапес» (др.-греч. τάπης) и «тапетум» (лат. tapetum) соответственно означали как ковёр, так и покрывало, скатерть. Они впоследствии стали основой в разных языках для обозначения произведений шпалерного ткачества.
По названию города Арраса, где в XIV веке процветало производство ярких шпалер с использованием золотой и серебряной нитей, такие ковры в Европе получили наименование арраци, арецци или аррас (исп. drap de raz, англ. arras), а в Италии любые безворсовые ковры называются «арецци», «аррас» и в настоящее время.
В XVI веке возникло слово вердюра (от фр. verdure — зелень, трава, листва). Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это наименование закрепилось за самими произведениями шпалерного ткачества, происходящими из Ауденарде, центра производства вердюр с XVII века.
Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура Гобеленов. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества. По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие — называть шпалерами. В настоящее время французским термином tapisserie (англ. tapestry, нем. Bildteppich) обозначается весь художественный текстиль. В России в научной литературе принят термин «шпалера», тогда как в широком обиходе чаще используется слово «гобелен». В русский язык слово «шпалера» пришло в XVIII веке из польского (польск. szраlerа, szраler), немецкого (нем. Spallier) или итальянского (итал. Spaliera) языков. Изначально так назывались прямые ряды подстриженных садовых деревьев или кустарников или деревянные решётки для поддержки стволов или ветвей деревьев. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели. Позднее так же стало называться и полотно, выполненное на машине (гобеленовая ткань).

Я только не понимаю, какое отношение решетки для деревьев имеют к тканому ковру.

Этимология собственно тапестрия:
Впервые засвидетельствованное в английском языке в 1467 году, слово «tapestry (гобелен)» происходит от старофранцузского «tapisserie», от «tapisser», означающего «покрывать тяжелой тканью, устилать коврами (to carpet)», в свою очередь, «tapis», «heavy fabric (тяжелая ткань)», через латинское tapes (gen: tapetis), которое является латинизацией греческого τάπης (tapēs; gen: τάπητος, tapētos), «ковер, коврик». Самая ранняя подтвержденная форма этого слова - микенский греческий "та-пе-джа", записанная в линейном письме B.

В истории шпалер-гобеленов меня цепляют слова "картон" и "калька" применительно к 14-15 веку. Картон, если что, делался в размер шпалеры, кои в основном примерно 3х3 метра, а то и больше. Даже не знаю, из каких кусочков изготовлялись сии картоны.
Также меня смущает производительность труда в размере 1 кв. метра в год на одного мастера и многие тыщщи шпалер как бы существовавшие в королевских замках, некоролевских замках, соборах и домах простых зажиточных жителей.

"Книжная миниатюра послужила образцом для грандиозного цикла (общим размером 5,5х144 м) шпалер «Анжерский апокалипсис» (ок. 1380 года) — памятника готического декоративно-прикладного искусства. Картоны для шпалер, заказанных парижским ткачам мастерской Николя Батая Людовиком I Анжуйским, были созданы по иллюстрациям испанской рукописи X века «Комментарий к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны."

Ну да, за 400 лет ничего более подходящего не нашлось, видимо.
Не совсем понятно, как и чем окрашивали нити.
Совершенно потрясает техника вертикального ткачества с изнаночной стороны.

"Самым ранним и простейшим устройством для работы ткача была рама с натянутыми нитями основы. Основу можно крепить, натягивая на гвозди, вбитые в раму, либо используя раму с равномерно размещёнными по верхнему и нижнему краям пропилами, либо простым навиванием нити на раму.
Позднее появились высокие и низкие ткацкие станки. Различие в работе на станках заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном — на низком станке — и вертикальном — на высоком.
В механическом отношении техника производства шпалеры очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных оттенков одного цвета, поэтому ткачу приходится в процессе работы подкрашивать нити.
Ковры, выполненные на вертикальном станке, называются haute-lisse (готлис, от фр. haute «высокая» и lisse «основа»). Готлиссная техника позволяет выполнить более сложный рисунок, но она и более трудоёмка. Рабочее место ткача находится с изнаночной стороны ковра, на которой закрепляются концы нитей. Изображение с картона переносится на кальку, а с неё — на ковёр. За спиной у ткача размещался картон, а с лицевой стороны работы — зеркало. Раздвинув нити основы, мастер может проверить точность работы по картону."

И где же они столько ткачей-живописцев в древности набрали, интересно??

А вот и возрождатели древних технологий, кстати.
Знакомые все лица))

"Развитие машинного производства во второй половине XIX века, а также изменения моды и вкусов заказчиков привели к упадку шпалерных мануфактур. Одним из тех, кто сделал первую попытку возродить искусство классического средневекового ткачества, был Уильям Моррис. Он сам освоил ремесло ткача, работая дома по несколько часов в день на станке. В 1881 году Моррис открыл в Мертонском аббатстве шпалерную мастерскую. В Мертонском аббатстве шпалеры создавались точно так же, как в средние века.
В 1893 году художник Майоль открыл небольшую мастерскую по производству шпалер в Баньюльс-сюр-Мер. Вдохновлённый коллекцией ковров музея Клюни, он стремился противопоставить массовому машинному производству изделия, выполненные вручную. Майоль создавал эскизы и картоны для ковров, искал наиболее подходящее сырьё, экспериментировал с красителями растительного происхождения (он открыл новый способ получения красной краски), расширяя цветовую гамму продукции мастерской".

Из аннотации к выставке:
"В XIX веке в России началось коллекционирование стенных ковров в современном смысле этого слова. Частные собрания русских аристократов – Юсуповых, Половцева, Кочубея, Абамелек-Лазаревых могли соревноваться с царскими коллекциями."


Шпалера. Аллегорическая сцена рыбной ловли. Фландрия, Брюссель. 1550-е - 1560-е. Шерсть, шелк; 7-8 нитей основы на 1 см. 351×394 см. Государственный Эрмитаж

Композиция шпалеры со сценой рыбной ловли несет в себе глубокий символический смысл. На переднем плане, почти в центре, изображен держащий в лапе рыбу крупный зимородок - олицетворение Алкионы, тотем рыбаков, символ покоя, мира, плодородия и процветания.
Птица, несомненно, связана с происходящим на втором плане, где рыбацкая флотилия выгружает на берег богатый улов. Две цапли на первом плане слева также несут в себе символику, связанную с Нептуном, водной стихией. Появление цапли расценивалось как благоприятный знак, сулящий покой и плодородие.
За мирными рыбачьими лодками виден военный корабль, дающий пушечный залп. На его мачтах подняты флаги двух типов: флаг с бургундским крестом - символом Бургундии, который также использовался как флаг Испании, и флаг с черным двуглавым орлом - династической эмблемой Габсбургов. Вдоль борта корабля расположены 14 гербов различных нидерландских городов, среди них Левен (Лувен), Маастрихт и другие. Этот военный корабль, вероятнее всего, является символическим изображением какого-то договора, в результате чего в Нидерландах должны были установиться мир и процветание.
Символически эта идея продолжена в композиции широкого бордюра, где изображены вазы с цветами и плодами, животные и птицы на фоне портиков. В левом нижнем углу изображен страус, в христианской традиции символизирующий веру в Бога. В центр нижнего и верхнего бордюров помещен заяц, означающий беззащитность и упование на Бога и в то же время плодородие. Рядом с ним на нижнем бордюре - леопард, олицетворение верность и доблести, а на верхнем бордюре - белка, символ домовитости и запасливости. В правом нижнем углу - белый конь, олицетворяющий плодородие, мужество и сильную власть.

Программа композиции шпалеры позволяет предположить, что она была заказала для общественного здания или здания, принадлежавшего гильдии, связанной с рыболовством и рыботорговлей. Два персонажа, указывающие на происходящее в море, вероятно, намекают на род занятий заказчиков.
Ткач, использовавший марку в виде креста в окружности, судя по всему, работал по контракту в нескольких брюссельских мастерских, так как его марка порой появляется на коврах вместе с марками других ткачей.
Исходя из программы аллегорических изображений на шпалере, можно с достаточной степенью уверенности предполагать, что она была исполнена до начала Нидерландской революции и, таким образом, может быть датирована периодом между 1550 и 1567 годом. Это предположение подтверждается маркой неизвестного ткача в виде креста в круге. Другие шпалеры, помеченные его маркой, датируются тем же временем - около 1550-1560 года. Вероятнее всего, они исполнялись по картонам разных мастеров, так как их трудно приписать руке одного и того же художника. Эта же марка на шпалере под названием «Рыбачья флотилия» из коллекции французской виконтессы де Сен-Сен упоминается Генрихом Гебелем в исследовании о нидерландских шпалерах. В настоящее время, помимо эрмитажной шпалеры, опубликовано четырнадцать шпалер с аналогичной маркой, включая две шпалеры из серии «История Иакова» в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско.














Шпалера. Встреча Иакова и Иосифа из серии История Иосифа (?). Фландрия, Брюссель. 1590-е - 1610-е. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 246×340 см. Коллекция Инны Баженовой






Шпалера. Игра в гуся из серии Любовь Гомбо и Mace. Фландрия, Ауденарде. 1590-е - 1610-е. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 216×300 см. Коллекция Инны Баженовой

История любви пастуха Гомбо и пастушки Массе стала невероятно популярна в XVI и особенно в XVII веке. Она основана на поэме неизвестного автора XV столетия. Ей посвящались серии гравюр и шпалер.
Всего известно несколько серий шпалер с изображением истории Гомбо и Mace, хранящихся в разных собраниях. Их ткали мастерские как французские, в Туре начала XVI века, так и - позже - фламандские, в Брюгге и Ауденарде.
Разное количество сцен, входящих в эти шпалерные серии, изображают жизнь простых людей: Гомбо и Масе разоряют птичьи гнезда, играют в мяч, танцуют, пируют, ловят бабочек, учатся играть на волынке, идут в брачной процессии с другими селянами. В конце истории Гомбо погибает от волков.
"Игра в гуся", один из сюжетов идиллической сельской жизни из серии «Гомбо и Масе», показывает старинную фламандскую народную игру: связанного гуся, подвешенного вниз головой на дереве, нужно было убить, бросив в него палку. Композиция шпалеры изображает начало этой игры.
В центре изображен сам Гомбо, приготовившийся к броску, за ним стоят крестьяне (возможно, одна из женщин - Масе), принимающие участие в игре. Остальные жители деревни наблюдают за происходящим или водят хоровод под звуки волынки на фоне холмистых зеленых пейзажей с маленькими домиками. Это одно из ранних изображений крестьянской жизни в шпалерном ткачестве: до Тенирса подобная тема считалась слишком низменной для столь дорогостоящего и трудоемкого вида искусства.
В Городском музее Ауденарде в Бельгии хранится второй вариант шпалеры с сюжетом «Игра в гуся» (337х385 см), ранее находившийся в частной коллекции. У этой шпалеры сохранился бордюр. На бордюре элементы, типичные для эпохи перехода от Ренессанса к барокко: вазоны с бандеролями, сирены и фигуры Дианы с луком и стрелами. В горизонтальных бордюрах вытканы фигуры Ромула и Рема рядом с волчицей. В центре каждой из четырех сторон бордюра - картуши с подвигами Геракла. Внизу правого вертикального бордюра выткана марка фламандского города Ауденарде; марка мастерской отсутствует.
В этом же собрании хранится еще одна шпалера, принадлежащая к серии «Гомбо и Масе», -- "Сельский пир". В архиве Фонда Гетти в Лос-Анджелесе имеются документы нью-йоркской компании French & Co, владевшей шпалерами из той же серии - «Танцем» и двумя вариантами «Свадебной процессии». Всего в историю о Гомбо и Массе входили следующие сюжеты: занятия десятилетних пастушков - «Суп» и «Ловля бабочек»; развлечения подростков - «Игра в мяч» и «Крокет»; двадцатилетние пастухи изображены в композиции «Танец», двадцатипятилетние - на шпалере «Простая трапеза»; далее следуют сцена сватовства «Жених и невеста» и «Свадьба» (или «Свадебная процессия»); заканчивают серию сюжет о нападении волков на стадо, от которых погибает Гомбо («Волки»), и последний сюжет - «Смерть»... Кроме того, в шпалерном ткачестве встречаются сцены из истории Гомбо и Масе «Битва цветов», «Игра в гуся» и «Урок игры на волынке». Считается, что картоны для шпалер основаны на гравюрах на дереве Жана Леклерка, изданных в Париже в конце XVI века. Гравюры Леклерка были использованы между 1607 и 1627 годом ткачом из Ауденарде Франсом ван дер Планкеном, который позднее перебрался во Францию и работал в предместье Парижа Сен-Марсель. Во фламандских версиях серии "Гомбо и Массе" имеются бандероли с цитатами из произведения, в то время как во французских версиях эти бандероли исчезли. Помимо фламандских (Ауденарде, Брюгге, Брюссель) и парижских шпалер, до наших дней дошли ковры из серии «Гомбо и Массе", изготовленные в начале XVI века в Турне.
В настоящее время известно много сохранившихся шпалер с сюжетами из истории Гомбо и Масе, что, наравне с многочисленными упоминаниями в архивных документах, говорит о том, насколько эта история была популярна в аристократических кругах XVII века. Она связывалась с идеей сексуальной и эротической свободы, недаром Мольер упоминает шпалеры с этим сюжетом в описании принадлежностей кровати. История была столь широко известна, что шпалеры появились в его пьесе «Скупой, или Школа лжи» (II, 2).




Шпалера. Возвращение с охоты. Фландрия или Франция. Вторая половина XVI в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 233,5×268 см. Коллекция Инны Баженовой

Среди сцен мирных развлечений охота относится к числу наиболее излюбленных тем для стенных ковров XVI-XVII веков. Нередко в книгах заказов шпалерных мануфактур встречаются поручения от торговцев шпалерами или частных заказчиков изготовить "ковры для комнат с бордюрами".
На переднем плане четверо охотников в военных одеждах, вооруженные пиками, возвращаются с удачной охоты. Лошадь с богато украшенной сбруей везет повозку с трофеями: убитыми оленем и кабаном. Вероятнее всего, шпалера является не столько изображением бытового сюжета, сколько аллегорией успешной охоты, ибо у ее участников разнообразные трофеи: олень, кабан, зайцы... Судя по аристократическим костюмам с разрезами, в которых видны нижние слои одежды, и по трактовке пейзажа с высоким горизонтом и стилизованными декоративными растениями на первом плане, датировку следует ограничить второй половиной - концом XVI века.
Изображения на шпалере упрощены и стилизованы, обведены темным контуром, что говорит о провинциальной мастерской, в распоряжении которой оказался хороший картон. В подтверждение этой гипотезы также свидетельствует небольшое количество оттенков использованных нитей и очевидные сложности, которые испытывали ткачи, выполняя растения и деревья на дальнем плане.
Отличительной особенностью этой композиции при всей ее стилизованности является то, что детали здесь даны вполне конкретно. Оружие охотников, их костюмы с мелкими деталями, шляпы - все это изображено близко к оригиналам XVI века. Высокая линия горизонта, характерная для фламандской живописи XVI - начала XVII века, позволяет представить глубокий ландшафт с множеством фигур и подробностей, развернув, таким образом, на поверхности шпалеры действие в его временной протяженности.
Шпалера принадлежит к группе стенных ковров со сценами охоты, ткавшихся во многих центрах Фландрии и Северной Франции во второй половине XVI - начале XVII века. В этих регионах занимались производством так называемых тканых зимних садов - шпалер со сценами в пейзаже, предназначенных для украшения парадных и жилых покоев. Основная задача подобных тканых композиций была в создании как бы еще одного окна в помещении, иллюзорного проема в стене с дальним ландшафтным видом.
Добыча дичи для аристократии нередко была лишь предлогом для охоты, главным же развлечением являлись скачки с препятствиями по неизвестной местности.
Лучшее время для подобных занятий - осень и начало зимы, когда охота могла продолжаться непрерывно в течение шести дней в неделю. Шпалеры со сценами охоты составляли значительную часть ассортимента франко-фламандских мануфактур и пользовались у заказчиков неизменным спросом. Их ткали во всех крупных центрах: Ауденарде, Брюсселе, Лилле, Эдингене.
В коллекции Эрмитажа имеется две шпалеры подобного типа -- со сценами охоты на буйвола (инв. No T-15588) и охоты на оленя (инв. No T-2916).






Шпалера. Охота на буйвола. Фландрия, Антверпен или Брюссель. XVI в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 315×373 см. Государственный Эрмитаж

Подобные шпалеры со сценами охоты на диких зверей на фоне леса производились во второй половине XVI - начале XVII века во многих центрах фламандского шпалерного ткачества.
Известны похожие шпалеры, которые имеют марку Ауденарде. В Национальном музее в Варшаве имеется серия из двух шпалер с изображением охоты на оленя, а также охоты и пикника.
В Музее земли Вюртемберг в Штутгарте хранятся очень близкие по композиции и трактовке пейзажа и фигур шпалеры со сценами охоты, с бордюром такого же типа, с маркой Антверпена, датируемые началом XVII века. Сходные шпалеры со сценами охоты и аналогичным типом бордюра, приписываемые мастерским Брюсселя, находятся в Национальном музее искусств в Бухаресте.
Близкая по типу композиции и характеру бордюра к «Охоте на буйвола» шпалера работы неизвестной фламандской мастерской со сценой охоты на оленя, датируемая концом XVI века, находится в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (инв. No T-2916).










Tags: вещи, искусство, история
Subscribe

  • про поиски

    В поисках непонятно чего и непонятно зачем узнала что-то)). В статье про Таксисов в вики-ру в отличие от честной)) немецкой В. приводится длинный…

  • про женщин

    В истории Таксисов значительную роль играли женщины. Может не все, но три были весьма заметны. Первая была графиня Александрин (Gräfin…

  • про такси и словарь

    Заглянула в англо-этимологию узнать про такси). taxi (такси) 1907 г., сокращение от таксометра (taximeter cab) (введено в Лондоне в марте 1907…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments