Джон Майатт (John Myatt) утверждает, что нет. Действительно, он говорит, что финансовые проблемы и сделки в мире искусства исказили то, что имеет значение.
«Вы знаете, дело в том, что когда вы смотрите, скажем, на настоящего Ван Гога, на самом деле вы смотрите на деньги. Вы рассматриваете его ценность, эти миллионы фунтов. Искусство теряется».
Обосновавшийся в Лондоне Myatt говорит с необычной точки зрения. Он - бывший фальсификатор искусства, ставший законопослушным художником (в настоящее время он пишет заказные работы и явные копии), чья знаменитость теперь означает, что его собственные «подлинные подделки» продаются по цене до 39 150 долларов США за штуку.
В 1980-х годах тогдашний учитель рисования начал рисовать и продавать above-board copies известных картин. Один клиент, Джон Дрю (John Drewe), ставший постоянным, однажды сообщил, что ему удалось продать одну из работ Майатта через аукционный дом Christie's за 25 000 фунтов стерлингов (32 340 долларов США). Игра началась. В последующие годы Майатт и Дрю - настоящие таланты мошенничества, если не искусства - выдали за подлинники около 200 картин. Майатт был арестован в 1995 году; в 1999 году он был приговорен к одному году тюремного заключения за сговор с целью мошенничества (он был освобожден после отбывания наказания в течение четырех месяцев).
Мир искусства не любит говорить об этом - это вредит как его авторитету, так и конкурентоспособности его продукта - но он наводнен фальшивками. За последние пару лет произошел целый ряд инцидентов, в которых даже в крупных музеях были выставлены подделки.
Палаццо Дукале в Генуе обнаружил, что 21 картина Модильяни, которую он демонстрировал, была подделкой. Подделок Модильяни на самом деле так много, что надлежащая каталогизация его произведений практически невозможна. Музей изобразительных искусств Гента должен был убрать 26 работ Кандинского и Малевича после того, как они были выявлены как подделки. Музей Террус в Эльне, Франция, без сомнения, обнаружил, что более половины из 140 картин Этьена Терруса, которые он готовил к выставке, были подделками.
В отчете Института изобразительного искусства (Fine Art Expert Institute) за 2014 год сообщается, что более половины произведений искусства в обращении являются поддельными. То, что все больше произведений искусства среднего уровня все чаще продается через Интернет, только открыло еще один огромный канал, через который процветают подделки. Не удивительно, учитывая мастерство фальсификаторов сегодня.
«Все дело в тщательном изучении, благодаря которому вы развиваете чувство художника - вплоть до толщины краски, которую они используют, их характерного мазка и типа кисти, которую они, вероятно, использовали», - говорит Майатт. «Это исследование дает вам необходимые инструменты. Тогда это своего рода обратный инжиниринг. Конечно, ни одна из тех разработок, которые вы понимаете, не имеет ничего общего с чувством, которое вдохновляло оригинальную работу, именно в этом заключается настоящее мастерство».
Такие навыки востребованы, учитывая растущую популярность искусства как в культурном плане, так и в качестве инструмента для инвестиций. Финансовые стимулы могут означать, что учреждения, продающие искусство - как те, кто его покупает - не всегда проявляют должную осмотрительность, как отмечает Тьяго Пивоварчик (Thiago Piwowarczyk) из независимой службы аутентификации искусства New York Art Forensics.
«[Художественные галереи] обычно хорошо оснащены научными ресурсами, но с этими людьми не всегда обращаются должным образом. Поэтому мы часто несем плохие новости», - говорит он. «Но факты говорят сами за себя». Или, по крайней мере, так оно и есть, если вы сможете их раскрыть: судебные споры о подлинности картины Марка Ротко за 5,5 миллионов долларов США, проданной ныне несуществующей галереей Кноедлера (Knoedler) в Нью-Йорке, были закончены прошлым летом только после восьми долгих лет.
Тем не менее, контр-методы постоянно совершенствуются. Рецензируемый анализ стиля художника, оценка возраста картины с помощью рентгеновского флуоресцентного исследования самой краски, микроскопическая оценка холста и исследование провенанса объединяются, формируя сложные средства определения оригинальности. Новый метод, запущенный в прошлом году, может выявить фиктивные исторические работы как современные, измерив следы изотопов углерода-14, выброшенных в атмосферу в результате испытаний ядерной бомбы в середине 20-го века. Обратная сторона? Такое испытание требует физического удаления краски, которую покупатель может не захотеть делать из добросовестного шедевра. Или, во всяком случае, добросовестного по их мнению.
Тем не менее, в некоторых случаях фальсификаторы часто все еще на шаг впереди - например, перерабатывая старинные полотна и краски. Джон Дрю даже сделал большое пожертвование Тэйт, чтобы ему дали доступ к архивным записям; затем он подделал их, чтобы придать своей подделке подлинность.
Да, должная осмотрительность обязательно отнимает много времени и стоит дорого, хотя со Старыми Мастерами и Современными Мастерами - наиболее часто подделываемыми работами из-за их высокой стоимости на аукционе - это может оказаться разумным вложением.
Честно говоря, утверждает Майатт, люди в мире искусства, как покупатели, так и продавцы, не склонны хотеть знать правду. При условии, что глаза закрыты, и существует невысказанное соглашение о том, что картина является «оригинальной» - даже если некоторые раскопки сделают это утверждение подозрительным - тогда механизм, с помощью которого можно заработать деньги, может продолжать функционировать.
«В продажах произведений искусства участвуют огромные суммы денег, и чем больше люди думают об инвестициях, а не получают удовольствие, тем больше они не хотят ставить под сомнение подлинность этого актива», - утверждает Майатт. «Мир искусства по-прежнему остается системой, действующей на основе доверия».