mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про хлопок и библиотеку

Никогда такого не было и вот опять (с) :)

Сначала я почитала про историю Библиотеки хлопка Коттона.
История смутная как обычно.
Потом я почитала про самого коллекционера Коттона, Роберта, который стал называть себя Робертом Брюсом.



Потом я изучила коттонское баронетство, которое (баронетство вообще, как класс) он как бы изобрел и сам же и получил. Потом я посмотрела всех его потомков, баронетов Коттонов, потом узнала, что баронетств Коттонов было еще два и изучила их представителей тоже. Некоторые из них заседали в парламенте, поэтому я посмотрела все упоминания коттона-хлопка на сайте истории британского парламента. Потом я почитала про других носителей фамилии, которых оказалось довольно много, и многие даже отметились в Индии.

Потом я все-таки решила прочесть непосредственно про хлопок и непременно случайно в британской энциклопедии 1911 года, там же обрела знания про хлопковую индустрию и ее механизацию.
Потом я прочла историю хлопка на вики, подивилась ее бредовости, обогатилась еще более бредовыми сведениями про "баранца" и с горя вернулась обратно к Британике.
На роллер-джине МакКарти я застряла)).

Поэтому пока про библиотеку.

Библиотека Cotton или Cottonian - это собрание рукописей, принадлежавших когда-то сэру Роберту Брюсу Коттону (1571–1631), антиквару и библиофилу. Позже она стала основой нынешней Британской библиотеки, которая до сих пор хранит коллекцию.

После роспуска монастырей многие бесценные и древние рукописи, принадлежавшие монашеским библиотекам, достались разным владельцам, многие из которых не знали о культурной ценности рукописей.
Они плохо хранились и часто пренебрегались или уничтожались государственными служащими.

Талант Коттона заключался в том, чтобы найти, купить и сохранить эти древние документы. Сэр Роберт собрал и переплел более ста томов официальных документов.

Библиотека имеет особое значение из-за того, что иногда содержит единственную копию произведения, как, например, произошло с Беовульфом, сэром Гавейном и Зеленым рыцарем (Beowulf and Sir Gawain and the Green Knight).

Ведущие ученые эпохи, в том числе Фрэнсис Бэкон, Уолтер Роли и Джеймс Ашер, посещали библиотеку сэра Роберта.

К 1622 году его дом и библиотека стояли вплотную к зданию парламента и были ценным ресурсом и местом встречи не только антикваров и ученых, но и политиков и юристов различных убеждений, включая сэра Эдварда Кока, Джона Пима, Джона Селдена, сэр Джона Элиота и Томаса Вентворта (Sir Edward Coke, John Pym, John Selden, Sir John Eliot, and Thomas Wentworth).

Хотя Коттон открыл библиотеку для свободного доступа желающим консультаций, она сделала его объектом враждебности со стороны правительства. 3 ноября 1629 года он был арестован за распространение памфлета, считавшегося крамольным (на самом деле он был написан сэром Робертом Дадли за пятнадцать лет до того), и библиотека была закрыта под этим предлогом. Коттон был освобожден 15 ноября, и обвинение было прекращено в мае следующего года, но библиотека оставалась закрытой до смерти сэра Роберта, последовавшей через год; она была возвращена его сыну и наследнику сэру Томасу Коттону в 1633 году. Сэр Томас продолжал пополнять библиотеку и коллекции монет и медалей.

Сын сэра Томаса, внук сэра Роберта, сэр Джон Коттон, пожертвовал (завещал?) Хлопковую библиотеку Великобритании после его смерти в 1702 году. В то время в Великобритании не было национальной библиотеки и Cotton library фактически стала ею.

Ранняя история коллекции изложена во вступлении (introductory recitals) к Акту 1700 года о Британском музее.

Непонятно, есть ли еще другие источники сведений.

В этом вступлении говорится, что библиотека находится в доме сэра Джона (не в том, что при Роберте) и он "желает, чтобы упомянутый особняк и библиотека продолжали использовать его фамилию и имя, и не должны быть проданы или иным образом уничтожены или испорчены, и что указанная Библиотека должна храниться" именно в этом доме.

Однако, дом Коттонов был осмотрен небезызвестным Кристофером Реном и сочтен разрушающимся и непригодным к дальнейшему хранению, и по Акту о Британском музее 1706 года коллекции оттуда забрали, дом разрушили (или купили и разрушили, там неясно) и на его месте возвели Houses of Parliament.

"Сначала коллекции отправили в Эссекс-Хаус, Стрэнд, который, однако, считался пожароопасным, а затем в Ашбернем-Хаус, немного западнее Вестминстерского дворца."

(Какое знакомое имя - Ашбернем. Совпадение, однако)).)

В 1707 году ко всему этому богатству присоединили "Старую королевскую библиотеку (ныне «Королевские» рукописи в Британской библиотеке). Дом Ашбернем также стал резиденцией хранителя королевских библиотек Ричарда Бентли (1662-1742)".

Однако, в 1731 Ашбернем Хаус загорелся (сгорел?) "и многие рукописи были утрачены, в то время как другие сильно обгорели или были повреждены водой: до четверти коллекции было уничтожено или повреждено"

В 1753 году Cotton library со всеми повреждениями была наконец передана в новый Британский музей в соответствии с очередным (или тем же самым?) Актом парламента, который учредил ее.

В музей еще "Коллекция Слоана и Коллекция Харли были приобретены и добавлены", а Королевские рукописи, как бы уже переданные в 1707, Георг-3 подарил в 1757.

Библиотека отделилась от музея в 1973 году.

Занятно, что нигде не упоминается Большой Лондонский пожар, и местонахождение библиотеки в то время.

Описание на сайте ББ
Там же ссылки на три каталога коллекции - 1696 года на латыни, 1777 года и 1802 г.

В первом каталоге предусмотрительно изложена биография Роберта Коттона. На латыни. Ее я не читала).
А в остальном-прочитанном нигде не заметила указания на источники средств к существованию первого баронета. В отличие от его потомков, сэр Роберт Брюс проблем с финансами, видимо, не испытывал.

Интересно, хлопковая ли у этого каталога бумага? На вид не похоже.

Второе издание читается вполне ясно, правда я не помню, когда там были реформы языка и великий сдвиг гласных. Шрифт и печать в целом у третьей книжки не отличаются от современных, ну исключая букву S.

Но это я придираюсь просто. Наверно)).

Там же на сайте есть ссылка на некую работу, посвященную реставрации коттонской коллекции. Я ее конечно прочитаю, потом, если захочу не забуду)).
Но первый попавшийся случайно абзац оттуда выглядит так:

"Подобно тому, как история коллекции Коттона до 1731 года развивалась и развивалась, так и ее история с тех пор была одной из последовательных попыток вернуть коллекцию в ее состояние до пожара. Исторические и литературные ученые в течение всего этого времени придают свидетельствам рукописи все более высокий статус. Для многих оригинальная рукопись послужила пробным камнем, твердым фиксированным пунктом, к которому ученые могут вернуться, когда они сталкиваются с противоборством интеллектуальных дебатов. Однако в случае коллекции Коттона сами рукописи претерпели процесс эволюции и изменения, поскольку последовательные кураторы пытались вернуть их в первоначальное состояние. В ряде случаев конкретная рукопись представляет собой нечто большее, чем интеллектуальную реконструкцию оригинала, сопоставимую и столь же открытую для сомнений и испытаний, как, скажем, археологическая реконструкция."
(г-перевод)
Без комментариев)).

Реставрация драгоценных источников, кстати, началась только в 1845 году. Вроде бы)))

Tags: история, тексты, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про былое снова

    Как обычно, сообщили, что я что-то-там-такое писала 6 лет назад. В писанине обнаружилась пропавшая, тоже к сожалению, как обычно, картинка. В…

  • про озеро и город ещё

    Вторая часть. Помимо истории человеческой, есть история природно-техническая, если можно так выразиться). Озеро Комо имеет 37 притоков. Основным…

  • про озеро и город

    Jean-Baptiste Camille Corot (1796–1875). Como and Lake Como. 1834 Попыталась узнать что-нибудь про историю озера Комо в целом, раз истории…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments