mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про век паруса

От первой рукописи уже-не-помню-кого унесло меня аж до истории кораблестроения (в очередной раз, ну что ты будешь делать).
Поэтому тут только пара наблюдений вскользь.
Попалось, например, среди прочих слов выражение "Век паруса" (Age of Sail, Era de la navegación a vela).



Специалистам вряд ли стоит читать).
Просто сравнила  подачу вики-информации.

Век парусаэпоха, когда основным движителем корабля был парус.

Поскольку переход от весла к парусу, а также от паруса к пару был постепенным, границы эпохи условны. Обычно за начало века паруса принимается время Великих географических открытий, а концом создание практически пригодного для океанских плаваний парохода.

Как правило считается, что век паруса длился с конца XV века (около 1480—1500 года) по 1827 год. При этом стоит напомнить, что последнее крупное сражение гребных флотов состоялось в 1790 году, а первое трансатлантическое плавание парохода (1819 год) только малой частью прошло под парами.



Эпоха Паруса (обычно датируется 1571–1862 гг.)
Как и большинство периодических эпох, определение неточно, но вместо этого служит общим описанием. Эпоха паруса начинается примерно с битвы при Лепанто в 1571 году, последнего значительного сражения, в котором главную роль сыграли самоходные галеры, до битвы за Хэмптон-роуд в 1862 году


Период между серединой 18-го века и началом 19-го века, когда парусные суда достигли своего пика размера и сложности, иногда называют «золотым веком паруса». За это время эффективность и использование коммерческих парусных судов были на пике - непосредственно перед тем, как пароходы начали переманивать торговлю от парусников.


Парусные суда оставались экономичным способом транспортировки товаров на большие расстояния до 1920-х гг. Для них не требовалось топлива или сложных двигателей, и, как правило, они были более независимыми от базы материковой поддержки.

В Европе золотой век судоходства (Edad de Oro de la Navegación) в целом соотносится с периодом девятнадцатого века, когда эффективность коммерческого использования парусных судов достигла своего пика (клиперы, большие парусные лодки и т. д.) и непосредственно до того как пароходы начали переманивать торговлю от парусников. Кто-то скажет, что Золотой Век судоходства определенно связан с эпохой клиперов, тогда как другие относят его к периоду от 1850 г. до начала двадцатого века, когда парусные суда достигли максимального размера и сложности.

Золотой век - также термин, используемый для описания Золотого века пиратства, периода времени с 1690 по 1725 год, когда знаменитые пираты, такие как Черная Борода и Варфоломей Робертс (Barbanegra y Bartholomew Roberts), захватывали торговые суда, даже блокируя порты по обе стороны Атлантики.

В США говорят, что в США золотой век мореплавания находится между войной 1812 года и войной за отделение (la Guerra de Secesión, гражданская война 1861—1865 годов), или примерно между 1830 и 1880 годами, когда парусники постепенно адаптировали паровые двигатели, делая более надежный трансокеанский транспорт.



Шведы повторяют текст испанцев или наоборот, или чей-то еще. И хотя в источниках шведов сказано, что "статья полностью или частично основана на материалах англоязычной Википедии, 3 апреля 2011 г.", в соответствующей статье на вики-а таких слов нет. (Ну может, где-то есть другая статья с этими словами, не стала ее искать)
Испанцы источников не указывают вообще.

Немцы в "парусном веке" не участвуют от слова совсем, по крайней мере в данном разделе. Может, где-то в другом, не знаю. Зато голландцы на первый взгляд вне конкуренции, хотя в видимом списке языков их нет.
Но открывающаяся статья посвящена судоходству целиком, а Золотой век паруса голландцы именуют просто Klipperperiode

Как ни парадоксально, появление пароходов совпало с появлением и периодом славы клиперов [которые г-переводчик упрямо именует "машинками для стрижки" :)].
Этот тип корабля возник из шхуны (schoener) в колониальной Америке для перевозки рабов и дорогостоящего, относительно легкого груза. Клипер широко использовался во время американской войны за независимость, когда скоростное плавание было необходимостью, чтобы выжить в плавании. Балтиморский клипер (Baltimore clipper) стал нарицательным. Это были острые, относительно узкие корабли, которые благодаря своей большой осадке могли резко плыть по ветру. Вместо обычных трех парусов один над другим у этих кораблей было пять или даже шесть. Затем, между 1840 и 1850 годами, в Бостоне и Нью-Йорке были построены китайские ножницы для стрижки клиперы (China clippers) или чайные ножницы клиперы (theeklippers), примером чего является Klipper Flying Cloud (летящее облако). Сан-Франциско быстро рос из-за золотой лихорадки в Калифорнии. Из-за этого в Бостоне были построены гораздо большие калифорнийские машинки для стрижки клиперы (California clippers). Многие чайные ножницы клиперы были также построены в Англии, наиболее известной была Катти Сарк. Между 1850 и 1890 годами в Нидерландах было около 150 машин клиперов, которые в основном плавали на Яву, а также на западное побережье Америки и в Австралии.

Конец машинки для стрижки клиперов пришел постепенно с введением пароходов. Хотя машинки для стрижки клиперы обычно были быстрее, чем их новые конкуренты, они оставались зависимыми от ветра. Пароходы имели большое преимущество в том, что их расписание было намного надежнее. Последний удар произошел с открытием Суэцкого канала, что позволило пароходам проходить гораздо более коротким маршрутом. Однако прохождение канала для парусных кораблей было сложным, потому что он очень узкий. Узкие машинки клиперы с ограниченным пространством загрузки исчезли.

В попытке сохранить парусное плавание были построены более крупные корабли, которые могли перевозить больше грузов. В частности, немецкие судовладельцы поддерживали это долгое время. Многие windjammers были уничтожены во время Первой мировой войны. Финляндия тогда купила оставшиеся большие корабли, но Вторая мировая война положила конец и им.


Интересно американское клиперостроение, во-первых, первое (!) упоминание немцев в статье, во-вторых, и в-третьих, сравнение числа голландских кораблей с их числом в 17 веке.

Около 1670 года в республике было около 15 000 кораблей. Это было в пять раз больше, чем английский флот.

Ну и принципы свободной и честной торговли (спасибо, кэп)))

Торговля с Востоком привела к кривому торговому балансу. Поскольку в Азии мало интересовались европейскими товарами, приходилось платить золотом и серебром. Дорогой опиум оказался хорошей альтернативой для этого. С середины 17-го века Батавия стала центром торговли опиумом VOC. Большая часть опия, импортируемого из Бенгалии, продавалась спекулянтам и мелким торговцам, главным образом китайцам, которые продолжали торговать и транспортировать опиум на острова архипелага и Китай. Когда VOC приобрела монополию на торговлю опиумом в 1676 году у султана Матарама (Ява), торговля приняла значительные формы. В 1745 году для этого был основан Sociëteit tot den Handel в Амфиене.

Другое занятное касается ватерлинии.
Голландцы называют ее Plimsollmerk по имени создателя или вдохновителя и приводят полный перечень связанных с этим событий конца 19 века.
В вики-ру история введения ватерлинии отсутствует напрочь. Равно как и в ЭСБЕ.
Ну и правда, зачем лишние знания, только морока одна (табличка) :).

Это не все всякие разности, что я мельком зачем-то узнала).

Tags: взгляд мельком, история, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • про художника и статью

    В вышеназванном сборнике Русского музея прочла статью про некий портрет рубежа 18-19 вв. и художника Тупылева. Художник мне неизвестен (возможно, не…

  • про статью про Аткинсона

    Для прочтения предположительно изначальной статьи про Дж-А(О). Аткинсона (Н. Ю. Бахарева. Произведения Джона Августа Аткинсона для Михайловского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments