mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про голландцев опять

Морская история Нидерландов 19 века в кратком изложении выглядит так:

"После французского периода от голландского судоходства почти ничего не осталось. Восстановление было изначально сложным".



"Соединенное Королевство вернуло Голландскую Ост-Индию обратно в Нидерланды, но они сохранили свою долю в доставке на Яву. Только с основанием NHM (Nederlandsche Handel-Maatschappij) в 1824 году это положение изменилось. После войны на Яве система культуры (Cultuurstelsel) была введена в 1830 году. Система консигнации передала доходы культурной системы (Cultuurstelsel) NHM на ответственное хранение, которое переводило прибыль в голландскую казну. NHM использовал для этого голландские корабли, заплатив очень хорошую цену за это. Новое строительство также было субсидировано. В результате скорость на Java значительно возросла, и новые корабли строились быстрыми темпами. Около 1850 года, после Великобритании, США и Франции, Нидерланды снова оказались на четвертом месте с 1800 морскими судами, включая дюжину пароходов.

Кроме того, была торфяная колониальная перевозка (veenkoloniale zeevaart). Происходя из торфяного плавания (turfvaart voeren), шкиперы Groninger плавали все дальше и дальше по всему миру на своих кофах (kofschepen) и шхунах (schoenerbrikken).

С 1848 года начался период великого расцвета. Отчасти это было связано с высоким спросом на зерно и рис после того, как болезнь картофеля стала причиной голода в Ирландии с 1845 года. Кроме того, английские законы о судоходстве были отменены в 1849 году. Спрос на корабли (scheepsruimte) был еще больше увеличен в результате Крымской войны.

Из-за экономического кризиса 1857 года рынок грузоперевозок рухнул, что привело к снижению грузоперевозок в Нидерландах. В результате парламентское расследование голландского торгового судоходства было проведено в 1874 году.

Nederlandsche Stoomboot Maatschappij в 1823 году, а затем Полом ван Флиссингеном Amsterdamsche Stoomboot Maatschappij ASM были основаны в 1825 году. Реальное начало паровой навигации произошло в 1854 году, когда была основана Koninklijke Nederlandse Stoomboot-Maatschappij. За этим последовали Stoomvaart-Maatschappij Nederland в 1870 году и Stoomboot Rederij Rotterdamsche Lloyd в 1875 году. После 1890 года судоходство снова испытало сильный рост
."

Не смогла понять, что такое торфо-колониальные перевозки и культурная программа на Яве.
Уточнила кое-как.
Сначала я нашла музей (случайно, но показательно)))

Veenkoloniaal Museum (англ.: торфо-колониальный музей) - это краеведческий музей в деревне Веендам в Нидерландах. Музей показывает историю торфяного района в Гронингене.

Потом местность, в районе которой находится музей. Почему-то везде обязательно делается акцент на языке. Что с ним не так, непонятно.

Это была область, которая больше всего напоминала текущее Ваддензе. Во время отлива она высыхала, во время прилива была в основном под водой. В этом солончаковом ландшафте постоянное поселение было возможно только в более отдаленных местах.
Самое старое известное упоминание о городе Гронинген датируется 1040 годом. Город был, по крайней мере, в то время собственностью епископа Утрехта. Город также был населен фризами.
Со временем вся провинция переняла язык города, но сохранила ряд фризских слов и выражений.
Правление города на большей части провинции закончилось в административном отношении после французского периода. Затем была создана нынешняя провинция, в рамках которой особое положение города было официально упразднено.
Провинция Гронинген отпраздновала свое 400-летие в 1994 году. В 1594 году, после сокращения Гронингена, город впервые объединился с Оммеланденом. До этого город принадлежал графству Дренте
.

В вики-а особенно забавен переход в изложении истории, трудно удержаться от цитирования)):

В 1594 году Гронинген был отвоеван у испанцев Республикой семи объединенных провинций, государством-предшественником Нидерландов, которому он отныне принадлежал.
Во время Второй мировой войны Нидерланды были оккупированы нацистской Германией
. ... [Дальше три строчки про войну и канадские дивизии]
Восточный Гронинген был ареной особенно жестокой классовой борьбы в 19 и 20 веках. Возможно, не случайно, Гронинген может похвастаться единственным муниципалитетом (Беерта), где Коммунистическая партия Нидерландов когда-либо имела мэра (Ханнеке Ягерсма).

Хотя нидерландская статья про гронингенскую историю весьма и весьма длинная

Немного подробностей про городскую жизнь и время происхождения народных обычаев (из этой длинной статьи):

В новом Королевстве Нидерландов было мало места для автономии старых регионов. Во главе новой администрации провинции был королевский комиссар Гронингена, которого в то время еще называли губернатором. Правительство провинции (с 1825 г. из 5 членов) управляло вместе с парламентом. Парламент (провинциальные штаты) включал 36 членов и состоял из знати, крупных землевладельцев и жителей города Гронинген.

С 1850 провинциальные власти получили немного больше полномочий. Как и в других провинциях, Гронингену было разрешено составлять собственный бюджет, взимать собственные налоги в ограниченных масштабах и устанавливать собственные правила. Штаты провинции теперь избирались прямым голосованием. Однако только мужчины, которые заплатили достаточно налогов, имели право голоса. Из 188 000 граждан только 7 671 имели такое право.

В период 1800-1850 годов в провинции возникло чувство провинциальной гордости, также называемой провинциальностью (Provincialisme). Жители Гронингена стали лучше осознавать свою собственную идентичность, а также подчеркивали и лелеяли это. Таким образом, идентичность Гронингена была сильно развита в этот период. Многие старые обычаи и традиции, которые сейчас считаются типичными для Гронингена, датируются этим временем.

Также язык, который долгое время находился под голландским влиянием, теперь снова развивался по-своему. Нынешний диалект Гронингена возник в этот период.


Разъяснение про язык. Возможно)):

Культура провинции близка к культуре соседней германской земли Нижняя Саксония, многие жители по прежнему используют в быту нижненемецкое в основе гронингенское наречие.

Потом я все-таки нашла торфонавигацию.

Торфяная навигация - это вырытый водоток, который строился для транспортировки торфа с места добычи (обычно торфяная зона) на рынок (обычно город).
Торф перевозился на торфянике (turfschip) или торфянике (turfschuit). Поэтому слово «торфяная навигация (turfvaart)» также относится к движению, осуществляемому торфяными кораблями (turfschepen).

Кроме того, Turfvaart также является подходящим названием для одного конкретного маршрута торфоперевозки. Turfvaart - это водоток длиной около 24 км, который проходит через природные районы Pannenhoef и Vloeiweide вдоль Эффена в Бреду, где он впадает в Аа или Веерийс.

Turfvaart был вырыт в 17 веке. Первая часть Turfvaart была завершена в 1619 году. Канал вызвал обезвоживание торфяника, и торф доставлялся в Бреду, Эттен-Лейр, Ауденбош и Розендал. На обратном пути корабли-торфяники привозили навоз, чтобы сделать землю плодородной. Однако этого было недостаточно, чтобы сделать посевные площади плодородными. Многие из них снова стали пустошами, пока они не были разработаны после 1900 года или засажены хвойными породами.
Последний торфяной груз был перевезен в Бреду в 1733 году. С 1763 года водоток все еще использовался для снабжения Рейсбергенского металлургического комбината.

Знаменитый Turfschip Бреды не вошел в Бреду через вышеупомянутый Turfvaart. Этот эпизод фактически произошел в 1590 году, и этого Турфваарта еще не было.


Торф уже сто лет как не возили, а капитаны торфоперевозок все еще были большие специалисты, годящиеся для яванских экспедиций? Или они возили его где-то в другом месте?

Осада Бреды (в вики-г именуется Turfschip van Breda (торфяник Бреды) — небольшое сражение в рамках Восьмидесятилетней войны и Англо-испанской войны, в результате которого англо-голландские войска во главе с Морицем Оранским захватили у испанцев укреплённый город Бреда.

Голландцы прибегли к хитрости — использовали «Троянского коня» — спрятали небольшой десант в торфяной барже, которая вошла в город, после чего город был взят с минимальным количеством жертв.

Город Бреда расположен в месте слияния рек Аа и Марк в Брабанте и является крупнейшим городом провинции. Бреда была хорошо укреплена и окружена оборонительным рвом, питаемым водами реки Марк. С 1581 года город был под контролем Испании и имел гарнизон из 500 солдат-пехотинцев и 100 кавалеристов — итальянцев и сицилийцев, находившихся на испанской службе.


Губернатором Бреды и Гертруйденберга был Эдуардо Ланцавеккья.
Тайную разведку Бреды на торфяной барке совершил дворянин из Камбре (Франция) Шарль де Эрожье.
В троянской операции, скрытые под грудами торфа, участвовали в том числе капитаны Ложье и Ферве и лейтенант Мэтью Хелд. Всего 68 или 75 человек.
Отплыли они 26 февраля, два дня плыли, а напали утром 4 марта.

У голландцев написана загадочная фраза - "Pas op 3 maart 's avonds laat werd de grachten van Breda binnengevaren (г-перевод: Каналы Бреды не были введены до позднего вечера 3 марта)".
То есть они еще три дня болтались где-то рядом? Непонятно.

Неожиданные действия голландцев застали итальянский гарнизон врасплох.
Алессандро Фарнезе, генерал-губернатор Нидерландов, был в ярости от трусости итальянского гарнизона.


Такие все испанцы итальянские и голландские французы))
И торфяного канала еще не было, да.

Зато осад Бреды было еще пять, последняя в 1813 году, тогда в осаде сидели русские казаки, оборонявшиеся с помощью пруссаков и голландцев от французов.

10 декабря Бреда была заброшена (слабой) оккупационной силой после того, как (неверный) слух распространился о том, что большая русская армия приближается. Всего через несколько часов после того, как французы покинули город, Б.А. де Йонг, который распространял слух от имени русских, и J.J. Сассен открыли ворота и ввели русских под Шталь. В 9:30 прибыли первые казаки, в 11:00 остальная часть небольшой русской армии вошла в город. На следующий день город объявил себя верным принцу Оранскому.
Временное правительство вскоре отреагировало, отправив в Бреду две части артиллерии и одну часть пехоты, недавно созданный полк Фафф. Орудия, тяжелые пушки 12 и 24 фунтов, однако, должны были перевозиться на лодке
.

Картину Веласкеса "Сдача Бреды" я помню, только я не знаю теперь, которая из сдач имеется в виду((

Но я опять увлеклась, хотя куда уж больше))

Последнее, надеюсь отвлечение на голландскую историю.
Поскольку конкретика колониальной экспансии меня до сих пор не слишком занимала, а про Индонезию я ни разу ничего не изучала, то пусть будет практически полная цитата.
Про "культурную политику систему").

Система культивирования (на голландском языке: cultuurstelsel) была политикой правительства Нидерландов в середине 19-го века для ее колонии в Ост-Индии (ныне Индонезия). Она требовала, чтобы часть сельскохозяйственной продукции была направлена ​​на экспортные культуры, индонезийские историки называют ее «Танам Пакса» («Принудительное насаждение»).

...голландские финансы серьезно пострадали от затрат на войну на Яве и войны на Падри. Бельгийская революция 1830 года и связанные с этим расходы на содержание голландской армии в военном положении до 1839 года поставили Нидерланды на грань банкротства. В 1830 году новый генерал-губернатор, Йоханнес ван ден Бош, был назначен для увеличения эксплуатации ресурсов Голландской Ост-Индии.

Система культивирования была в основном реализована на Яве, в центре колониального государства. Вместо земельных налогов 20% сельских земель должны были быть выделены для правительственных культур на экспорт или, в качестве альтернативы, крестьянам приходилось работать на государственных плантациях в течение 60 дней в году. Чтобы обеспечить соблюдение этой политики, жители Явана были более жестко связаны со своими деревнями, и иногда им было запрещено свободно передвигаться по острову без разрешения. В результате этой политики большая часть Явы стала голландской плантацией. Хотя в теории только 20% земель использовались в качестве экспортных насаждений, на практике использовалось больше частей земли (одни источники утверждают, что достигало почти 100%), в то время как коренное население не имело земли для выращивания пищевых зерновых культур, что привело к голоду во многих районах, а иногда крестьянам приходится работать более 66 дней.

Чтобы обрабатывать и обрабатывать товарные культуры, голландцы создали сеть местных посредников, которые получили большую прибыль и, таким образом, имели личный интерес к этой системе: compradores несколько походили на систему Cottier в Ирландии.

«Генерал Ван-дер-Бош разработал гениальное устройство для увеличения прибыли правительства в то же время, когда он создал систему культуры. Огромное количество медной монеты было произведено в Голландии, при этом внутренняя стоимость была чуть меньше половины номинальной стоимости. Эти монеты были сделаны законным платежным средством, и культиватору платили ею за его продукцию. Таким образом, как мистер Мани в своей работе "Java или Как управлять колонией", наивно отмечает: - «Ссуды, полученные в Голландии для запуска системы, дали эффект на Java, равный удвоенной их сумме».

Политика принесла голландцам и их индонезийским союзникам огромное богатство за счет роста экспорта, в среднем около 14%. Это вернуло Нидерланды с грани банкротства и сделало голландскую Ост-Индию самодостаточной и чрезвычайно прибыльной. Еще в 1831 году политика позволила сбалансировать бюджет Голландской Ост-Индии, а излишки поступлений использовались для погашения долгов, оставшихся после исчезнувшей VOC. Однако система выращивания связана с голодом и эпидемиями в 1840-х годах, сначала в Чиребоне, а затем в Центральной Яве, поскольку вместо риса нужно было выращивать товарные культуры, такие как индиго и сахар.

Политическое давление в Нидерландах, вызванное отчасти проблемами и отчасти поиском ренты независимых торговцев ... в конечном итоге привело к упразднению системы (ок. 1870 г.) и замене ее свободным Рыночным либеральным периодом, в котором поощрялось частное предпринимательство.

Влияние системы культивирования на уровень жизни яванцев в последние годы является предметом разногласий. Роберт Элсон утверждал, что система напрямую способствовала обнищанию яванских крестьян, но косвенно улучшала их уровень жизни
.

Tags: взгляд мельком, история, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • про выставку про усадьбу

    Выставка " Возвращение в усадьбу" в Новом Иерусалиме довольно интересна, по-моему. Там нет каких-то шедевров, но можно оценить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments