Page 18 of London Town (1883). "The First of May".
London Town by Felix Leigh, illustrated by Thomas Crane and Ellen Houghton, 1883
В этом чудесном меняющемся мире ничего не меняется только у некоторых в мозгах)).
Сначала я нашла
Почитав его вики-историю, решила изучить
Ни по одной из вышеперечисленных тем простых и ясных ответов не нашла. Докопавшись до датского поэта, немецко-шведского композитора и финской аббатиссы, решила все-таки остановиться, оглянуться.
В вики-а история Джека-инзе-грин изложена примерно так:
Традиция развивалась в 18 веке из традиции 17 века, в которой были доярки с молочными
В начале 20 века традиция вымерла.
И тут же привлекла интерес историков. Ну может не так уж сразу, но вскоре.
Покопавшись в доступных текстах на Школяре и еще кое-где, обнаружила пару интересных фактов и множество противоречий.
Во-первых, никто не знает, почему Джека-инзе-грин приватизировали трубочисты.
Во-вторых, точно неизвестно, когда это началось и когда прекратилось.
В-третьих, про Мэйдэй можно сказать то же самое.
Образовательный ресурс по традициям от 1991 года (British Folk Customs: May) гласит:
"В Великобритании, как и в большинстве стран Западной Европы, Первомай (May Day) знаменовал окончание суровых зимних месяцев и с оптимизмом с нетерпением ждал яркого и продуктивного лета. Для наших предков, в основном в сельской местности, это был главный ежегодный фестиваль (festival), особенно первого мая (first of May) с музыкой, танцами и играми.
... Мы знаем, например, что у римлян были праздники Флории (Floralia celebrations), и считается, что
Хотя эти традиции были хорошо известны, раннехристианская церковь многое сделала для их приручения. Первое мая (first of May) было назначено праздником святого Филиппа и святого Иакова, но, несмотря на эту попытку сместить старые праздники (feasts), Майский День продолжал процветать и оказался самым устойчивым из праздненств. Именно пуританство оказало наибольшее влияние на традиционный календарь. Все обычаи пуритане считали «греховными», особенно майские. Как правило, наш взгляд на обычаи обязан в большей степени викторианской сентиментальности. Реформаторы, священники и школьные учителя реорганизовали и реструктурировали
Например, школьница - королева Мая (school girl May Queen) заменила майских королей (May Kings), и майские столбы (Maypoles) были обновлены (или воссозданы), и дети должны были танцевать вокруг них с лентами. Теперь это наши основные изображения типичного
По всей стране были организованы театрализованные представления, обычно в костюмах средневековья с множеством Робин Гудов и королей Артуров.
Рипон, Личфилд, Натсфорд и Шербурн были главными, и это еще больше усилило иллюзию «Старой Англии (Ye Olde Englande)». Месяц май имеет множество традиций и обычаев. Для удобства широкой публики многие майские мероприятия теперь перенесены на новый майский праздник (new May Day holiday) (или ближайшую субботу). События Ascensiontide и Whit Monday также перенесены на поздние весенние праздничные дни".
- Ага, так и видится раннехристианская церковь с отрывными календарями в каждой средневековой хижине.
- Это когда викторианская сентиментальность реорганизовала
- Вероятно, создание "Старой Англии" с Робин-Гудом-Джеком-в-зелени-и-пр можно с достаточной долей уверенности датировать концом 19 века?
Для примера достоверности научных работ можно привести сведения из другого "школярского" текста:
"Хотя Рой Джадж (Roy Judge) не тратит время на размышления о том, почему началась эта майская традиция, он тщательно определяет ее происхождение в середине 1600-х годов с доярками, которые одолжили тарелки и серебро в качестве «гирлянд» для парадов по городам и городам в первый день мая. Со временем эта традиция была поддержана трубочистами, которые начали использовать майские праздники - шествие по городским танцам, питье и создание музыки с повседневными инструментами их профессии, чтобы попросить немного денег и безделушек, чтобы провести их через медленный сезон. В какой-то момент к параду присоединились мужчины, одетые как фальшивые леди и лорды, клоуны и Джек-ин-Грин. Все стало связано с трубочистами, но Джек-ин-Грин прожил дольше всего в народном воображении.
Первомайская традиция «Джек-ин-Грин» вымерла в середине 1800-х годов из-за общественного протеста об условиях труда мальчиков-лазальщиков (по трубам) и одновременного подъема аркадской ностальгии (Arcadian nostalgia) по странным традиционным обычаям, которые не включали пьянство и низшие слои общества. Джек-ин-Грин и его когорты были заменены преднамеренной реконструкцией во многом воображаемого чисто пастырского празднования Первого мая с майским шестом, королевой мая и танцами, подходящими для детей."
- Roy Judge - это автор основополагающей нынче (после его жутко научной книги 1979 года) теории происхождения Д-И-Г.
- Общественный протест, даже с принятием невыполняющихся законов о запрете детского труда для чистки труб, длился лет сто, вплоть до закона 1875 года, который вроде бы действительно действовал.
- Аркадская ностальгия в середине 19 века - это вообще замечательно))
Вики-а:
"Первый известный текстовый рассказ о традиции Джека в Зеленом был написан в 1770 году французом, который посетил Лондон и наблюдал за Первомайским шествием, Питером Гросли. Самое раннее известное упоминание термина «Джек в зеленом» относится к 1785 году, где оно появилось в отчете газеты «Таймс», в котором рассказывалось о маскараде, который проводился в Пантеоне в Лондоне. Событие было бы в основном делом высшего класса, и на нем присутствовал принц Уэльский."
"Между 1806 и 1883 годами Джек в Зеленом получил центральное место в английских первомайских шествиях (May Day). Традиция «Джек в зеленом» стала особенно ассоциироваться с трубочистами. В середине девятнадцатого века многие лондонские семьи трубочистов мигрировали в другие города на юго-востоке и принесли с собой традицию.
К началу 20-го века обычай начал исчезать в результате неодобрения грубого и анархического поведения. Лорд и Леди мая, с их практическими шутками, были заменены симпатичной Королевой Мая, в то время как шумный, пьяный Джек в Зеленом совсем исчез с парадов. Например, обычай Джек-ин-Грин, практикуемый в Витстабле в Кенте, исчез в 1912 году."
Вот это чудесное "между 1806 и 1883" мне особенно нравится).
В том же "British Folk Customs: May" содержится еще немало любопытного, про Робин-Гуда, например.
"Именно викторианцы с их интересом к средневековому прошлому наконец сформировали образ Робин Гуда как английского народного героя, о котором мы думаем сегодня.
Он стал взаимозаменяемым с лордом королем мая (Lord of King of the May), а также с Джеком в зеленом".
И еще про Джека и вообще:
"В наши дни Джека-ин-Грин обычно называют «Зеленым человеком (Greem Man)», и существует ряд возрожденных майских обычаев с этим персонажем. Тем не менее, Зеленый Человек был термином, впервые использованным в 1939 году для описания покрытой листвой головы, которую мы видим во многих церквях на выступах и резьбе - голова человека переплетена с ветками или листьями. Чтобы еще больше сбить с толку, персонаж Джека О Грина (Jack o’ the Green) упоминается в 19 веке, но его просто описывают как несущего трость и цветочный венок. Другим персонажем, регулярно ассоциирующимся с майскими праздниками, является Робин Гуд. Оба эти персонажа, однако, обычно путают с Джеком в зеленом и часто ошибочно принимают за то же самое.
Это говорит вам кое-что еще о фольклоре; такая запутанная область исследований, что довольно часто фольклористы, исследователи и (особенно) газетные журналисты не замечают специфических местных тонкостей. Обычно они просто группируют все элементы из одного определенного места или события и связывают их с другим. В этом контексте влияние работы Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь» (1922) не может быть упущено из-за его одержимости растительными духами и ритуальным циклом смерти и воскрешения".
Тут наконец надо изложить последовательность источников:
- Сначала Фразер с "Золотой ветвью" в 1922 г. (почему-то вспомнился внезапно средневековый итальянец Иаков Ворагинский с его "Золотой легендой")
- Потом Леди Раглан (Lady Raglan) со статьей 1939 года, в которой она "предположила, что традиция Джека в Зеленом была связана с резьбой из средневековых церквей (medieval church carvings), которую она описала как «Зелёный человек (Green Man)». Далее она интерпретировала и Джека в Зеленом, и Зеленых Людей как дохристианских духов природы и плодородия".
- И через 40 лет легкий облом от Джаджа)
"Предположение Раглан не было основано на каком-либо углубленном изучении исторических событий той или иной традиции. Ее интерпретация была продолжением идей о божествах плодородия, которые были выдвинуты антропологом Джеймсом Фрэзером в его влиятельной книге «Золотая ветвь». Раглановское связывание Джека в Зеленом с «Зеленым человеком» и дохристианскими системами верований получила «прямое вдохновение» - по словам историка Рональда Хаттона - из предположения фольклористки Маргарет Мюррей 1934 года о том, что резные фигурки Шила-на-Гиг (Sheela-na-Gig), найденные в Средневековых церквях представляли дохристианскую богиню плодородия.
Согласно Хаттону, представление Раглан Джека в зеленом как дохристианский пережиток «настолько прекрасно отражало то, во что фольклористы середины двадцатого века хотели верить, что оно стало ортодоксальным». Например, в своем обзоре британских народных обычаев 1976 года фольклористка Кристина Хоул предположила, что Джек в зеленом был «очень древней фигурой», которая представляла «само Лето, очень старое воплощение времени изобилия».
Эта интерпретация будет отвергнута фольклористами после публикации в 1979 году исторического исследования традиции Джека в зеленом, написанного фольклористом Роем Джаджем и опубликованного Фольклорным обществом. Эта монография была основана на докторских исследованиях, проведенных в Институте народных исследований Университета Лидса".
Ну да, у этого Джаджа вместо духов плодородия доярки с ведрами и в пирамидальных шляпах:
- "румяная доярка, проявляющая бодрый стиль (exerting herself in a most sprightly style) под пирамидой из серебряных кружек", "танцует перед моей дверью с тарелкой половины своих клиентов на голове" и пр. (как бы цитаты из источников 18 века)
Начиная с 1970-х, традиция возродилась в современных
"Большое количество Джеков ежегодно проходят на парадах, поддерживая традиции. Некоторые из них являются возрождением, основанным на традиционных обычаях, которые закончились в 19-м веке, в то время как другие являются новыми, основанными на трудах или картинах, изображающих более ранних Джеков"
** Викториа́нская эпо́ха (1837—1901) — период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии.
(чтобы не путаться в датах :) )
Несколько картинок
May Day – or Jack in the green, 1795. © The Trustees of the British Museum
Sweeps’ Day in Upper Lisson Street, London, British School, c.1835-37. Museum of London
Понятие Sweeps’ Day тоже содержит в себе некие противоречия, например, говорится, что "The London boys had one day's holiday a year, the first of May, (Mayday) International Labour Day" (У лондонских мальчиков был один выходной день в году, первое мая, (Mayday) Международный день труда). Не знаю, день труда здесь зачем, но его ввели только в 1890-х.
A Jack-in-the-Green procession in a village, with the Jack in the centre flanked by two figures, and two children dancing in the foreground. c.1840. © The Trustees of the British Museum
Все три картинки и подписи к ним отсюда.
(Почему-то у меня не работает поиск по сайту БМ, то ли они его недоперестроили, то ли еще что)
Otto von Reinsberg-Düringsfeld: Das festliche Jahr in Sitten, Gebräuchen und Festen der germanischen Völker. Mit gegen 130 in den Text gedruckten Illustrationen, vielen Tonbildern u. s. w. Spamer, Leipzig 1863
Journal “Folk-Lore: A Quarterly Review of Myth, Tradition, Institution & Custom" volume 4. 1893. London, Folk-lore Society.
2 картинки из Вики
'jack-in-the-green' Is Performed'Jack-in-the-Green' is performed outside Montagu House, Portman Square, London. The house was originally built in 1782 for Elizabeth Montagu, a noted social figure Date 1 May 1872