mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про джеков-2


Page 18 of London Town (1883). "The First of May".
London Town by Felix Leigh, illustrated by Thomas Crane and Ellen Houghton, 1883

В этом чудесном меняющемся мире ничего не меняется только у некоторых в мозгах)).

Сначала я нашла Джека из тени Джека-в-зеленом (Jack-in-the-Green), персонажа первомайской демонстрации праздничного шествия в честь May Day. Оснастка персонажа состояла в пирамидальном или коническом плетеном или деревянном каркасе, украшенном листвой.
Почитав его вики-историю, решила изучить Первомай May Day в разных странах. Осталась в неком недоумении, вернее в разных недоумениях, в частности, по поводу происхождения названия Вальпургиевой ночи.
Ни по одной из вышеперечисленных тем простых и ясных ответов не нашла. Докопавшись до датского поэта, немецко-шведского композитора и финской аббатиссы, решила все-таки остановиться, оглянуться.



В вики-а история Джека-инзе-грин изложена примерно так:

Традиция развивалась в 18 веке из традиции 17 века, в которой были доярки с молочными бидонами ведрами, увитыми цветами и "другими предметами". Украшенные ведра почему-то стали заменяться "украшенными пирамидами предметов, надетых на голову" и в середине 18 века это вдохновило трубочистов и бунтеров (bunters, не знаю, кто это такие). Ну как к середине, первое упоминание относится к 1770 году. К 19 веку бунтеры куда-то исчезли и Джеками-в-зеленом остались одни трубочисты.
В начале 20 века традиция вымерла.
И тут же привлекла интерес историков. Ну может не так уж сразу, но вскоре.

Покопавшись в доступных текстах на Школяре и еще кое-где, обнаружила пару интересных фактов и множество противоречий.
Во-первых, никто не знает, почему Джека-инзе-грин приватизировали трубочисты.
Во-вторых, точно неизвестно, когда это началось и когда прекратилось.
В-третьих, про Мэйдэй можно сказать то же самое.

Образовательный ресурс по традициям от 1991 года (British Folk Customs: May) гласит:

"В Великобритании, как и в большинстве стран Западной Европы, Первомай (May Day) знаменовал окончание суровых зимних месяцев и с оптимизмом с нетерпением ждал яркого и продуктивного лета. Для наших предков, в основном в сельской местности, это был главный ежегодный фестиваль (festival), особенно первого мая (first of May) с музыкой, танцами и играми.

... Мы знаем, например, что у римлян были праздники Флории (Floralia celebrations), и считается, что Первомай May Day мог произойти от древнего праздника, посвященного Флоре, богине фруктов и цветов. В кельтской Британии фестиваль Beltane (в канун Первого мая) отмечал наступающую весну и ее связи (associations) с новым ростом и плодородием. Ключевой момент сельскохозяйственного года, Бельтайн означал «Яркий огонь», и ночью зажигали костры, а животных приносили в жертву богу солнца. Зажигание таких костров сохранялось в Шотландии примерно 150 лет назад, а в Уэльсе - до начала этого столетия.

Хотя эти традиции были хорошо известны, раннехристианская церковь многое сделала для их приручения. Первое мая (first of May) было назначено праздником святого Филиппа и святого Иакова, но, несмотря на эту попытку сместить старые праздники (feasts), Майский День продолжал процветать и оказался самым устойчивым из праздненств. Именно пуританство оказало наибольшее влияние на традиционный календарь. Все обычаи пуритане считали «греховными», особенно майские. Как правило, наш взгляд на обычаи обязан в большей степени викторианской сентиментальности. Реформаторы, священники и школьные учителя реорганизовали и реструктурировали Первомай May Day, чтобы создать исчезнувшую (? vanished) и уютную «Merrie England». Первомай May Day был лишен своей грубости и заменен более санированным, очаровательным событием - «прекрасным делом для детей».

Например, школьница - королева Мая (school girl May Queen) заменила майских королей (May Kings), и майские столбы (Maypoles) были обновлены (или воссозданы), и дети должны были танцевать вокруг них с лентами. Теперь это наши основные изображения типичного Первомая May Day. На самом деле, танцы с плетеными лентами датируются только 19 веком. Их широкое знакомство связано с введением в школьную программу Джоном Раскином в 1892 году.

По всей стране были организованы театрализованные представления, обычно в костюмах средневековья с множеством Робин Гудов и королей Артуров.
Рипон, Личфилд, Натсфорд и Шербурн были главными, и это еще больше усилило иллюзию «Старой Англии (Ye Olde Englande)». Месяц май имеет множество традиций и обычаев. Для удобства широкой публики многие майские мероприятия теперь перенесены на новый майский праздник (new May Day holiday) (или ближайшую субботу). События Ascensiontide и Whit Monday также перенесены на поздние весенние праздничные дни
".

- Ага, так и видится раннехристианская церковь с отрывными календарями в каждой средневековой хижине.
- Это когда викторианская сентиментальность реорганизовала рабкрин грубый Мэйдэй - в 1892 году? Чудесно встретить и тут вездесущего Раскина).
- Вероятно, создание "Старой Англии" с Робин-Гудом-Джеком-в-зелени-и-пр можно с достаточной долей уверенности датировать концом 19 века?

Для примера достоверности научных работ можно привести сведения из другого "школярского" текста:

"Хотя Рой Джадж (Roy Judge) не тратит время на размышления о том, почему началась эта майская традиция, он тщательно определяет ее происхождение в середине 1600-х годов с доярками, которые одолжили тарелки и серебро в качестве «гирлянд» для парадов по городам и городам в первый день мая. Со временем эта традиция была поддержана трубочистами, которые начали использовать майские праздники - шествие по городским танцам, питье и создание музыки с повседневными инструментами их профессии, чтобы попросить немного денег и безделушек, чтобы провести их через медленный сезон. В какой-то момент к параду присоединились мужчины, одетые как фальшивые леди и лорды, клоуны и Джек-ин-Грин. Все стало связано с трубочистами, но Джек-ин-Грин прожил дольше всего в народном воображении.
Первомайская традиция «Джек-ин-Грин» вымерла в середине 1800-х годов из-за общественного протеста об условиях труда мальчиков-лазальщиков (по трубам) и одновременного подъема аркадской ностальгии (Arcadian nostalgia) по странным традиционным обычаям, которые не включали пьянство и низшие слои общества. Джек-ин-Грин и его когорты были заменены преднамеренной реконструкцией во многом воображаемого чисто пастырского празднования Первого мая с майским шестом, королевой мая и танцами, подходящими для детей.
"

- Roy Judge - это автор основополагающей нынче (после его жутко научной книги 1979 года) теории происхождения Д-И-Г.
- Общественный протест, даже с принятием невыполняющихся законов о запрете детского труда для чистки труб, длился лет сто, вплоть до закона 1875 года, который вроде бы действительно действовал.
- Аркадская ностальгия в середине 19 века - это вообще замечательно))

Вики-а:

"Первый известный текстовый рассказ о традиции Джека в Зеленом был написан в 1770 году французом, который посетил Лондон и наблюдал за Первомайским шествием, Питером Гросли. Самое раннее известное упоминание термина «Джек в зеленом» относится к 1785 году, где оно появилось в отчете газеты «Таймс», в котором рассказывалось о маскараде, который проводился в Пантеоне в Лондоне. Событие было бы в основном делом высшего класса, и на нем присутствовал принц Уэльский."

"Между 1806 и 1883 годами Джек в Зеленом получил центральное место в английских первомайских шествиях (May Day). Традиция «Джек в зеленом» стала особенно ассоциироваться с трубочистами. В середине девятнадцатого века многие лондонские семьи трубочистов мигрировали в другие города на юго-востоке и принесли с собой традицию.
К началу 20-го века обычай начал исчезать в результате неодобрения грубого и анархического поведения. Лорд и Леди мая, с их практическими шутками, были заменены симпатичной Королевой Мая, в то время как шумный, пьяный Джек в Зеленом совсем исчез с парадов. Например, обычай Джек-ин-Грин, практикуемый в Витстабле в Кенте, исчез в 1912 году.
"

Вот это чудесное "между 1806 и 1883" мне особенно нравится).

В том же "British Folk Customs: May" содержится еще немало любопытного, про Робин-Гуда, например.

"Именно викторианцы с их интересом к средневековому прошлому наконец сформировали образ Робин Гуда как английского народного героя, о котором мы думаем сегодня.
Он стал взаимозаменяемым с лордом королем мая (Lord of King of the May), а также с Джеком в зеленом
".

И еще про Джека и вообще:

"В наши дни Джека-ин-Грин обычно называют «Зеленым человеком (Greem Man)», и существует ряд возрожденных майских обычаев с этим персонажем. Тем не менее, Зеленый Человек был термином, впервые использованным в 1939 году для описания покрытой листвой головы, которую мы видим во многих церквях на выступах и резьбе - голова человека переплетена с ветками или листьями. Чтобы еще больше сбить с толку, персонаж Джека О Грина (Jack o’ the Green) упоминается в 19 веке, но его просто описывают как несущего трость и цветочный венок. Другим персонажем, регулярно ассоциирующимся с майскими праздниками, является Робин Гуд. Оба эти персонажа, однако, обычно путают с Джеком в зеленом и часто ошибочно принимают за то же самое.
Это говорит вам кое-что еще о фольклоре; такая запутанная область исследований, что довольно часто фольклористы, исследователи и (особенно) газетные журналисты не замечают специфических местных тонкостей. Обычно они просто группируют все элементы из одного определенного места или события и связывают их с другим. В этом контексте влияние работы Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь» (1922) не может быть упущено из-за его одержимости растительными духами и ритуальным циклом смерти и воскрешения
".

Тут наконец надо изложить последовательность источников:

- Сначала Фразер с "Золотой ветвью" в 1922 г. (почему-то вспомнился внезапно средневековый итальянец Иаков Ворагинский с его "Золотой легендой")

- Потом Леди Раглан (Lady Raglan) со статьей 1939 года, в которой она "предположила, что традиция Джека в Зеленом была связана с резьбой из средневековых церквей (medieval church carvings), которую она описала как «Зелёный человек (Green Man)». Далее она интерпретировала и Джека в Зеленом, и Зеленых Людей как дохристианских духов природы и плодородия".

- И через 40 лет легкий облом от Джаджа)

"Предположение Раглан не было основано на каком-либо углубленном изучении исторических событий той или иной традиции. Ее интерпретация была продолжением идей о божествах плодородия, которые были выдвинуты антропологом Джеймсом Фрэзером в его влиятельной книге «Золотая ветвь». Раглановское связывание Джека в Зеленом с «Зеленым человеком» и дохристианскими системами верований получила «прямое вдохновение» - по словам историка Рональда Хаттона - из предположения фольклористки Маргарет Мюррей 1934 года о том, что резные фигурки Шила-на-Гиг (Sheela-na-Gig), найденные в Средневековых церквях представляли дохристианскую богиню плодородия.

Согласно Хаттону, представление Раглан Джека в зеленом как дохристианский пережиток «настолько прекрасно отражало то, во что фольклористы середины двадцатого века хотели верить, что оно стало ортодоксальным». Например, в своем обзоре британских народных обычаев 1976 года фольклористка Кристина Хоул предположила, что Джек в зеленом был «очень древней фигурой», которая представляла «само Лето, очень старое воплощение времени изобилия».
Эта интерпретация будет отвергнута фольклористами после публикации в 1979 году исторического исследования традиции Джека в зеленом, написанного фольклористом Роем Джаджем и опубликованного Фольклорным обществом. Эта монография была основана на докторских исследованиях, проведенных в Институте народных исследований Университета Лидса
".

Ну да, у этого Джаджа вместо духов плодородия доярки с ведрами и в пирамидальных шляпах:

- "румяная доярка, проявляющая бодрый стиль (exerting herself in a most sprightly style) под пирамидой из серебряных кружек", "танцует перед моей дверью с тарелкой половины своих клиентов на голове" и пр. (как бы цитаты из источников 18 века)

Начиная с 1970-х, традиция возродилась в современных демонстрациях шествиях майского дня.

"Большое количество Джеков ежегодно проходят на парадах, поддерживая традиции. Некоторые из них являются возрождением, основанным на традиционных обычаях, которые закончились в 19-м веке, в то время как другие являются новыми, основанными на трудах или картинах, изображающих более ранних Джеков"

** Викториа́нская эпо́ха (1837—1901) — период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии.
(чтобы не путаться в датах :) )


Несколько картинок


May Day – or Jack in the green, 1795. © The Trustees of the British Museum


Sweeps’ Day in Upper Lisson Street, London, British School, c.1835-37. Museum of London

Понятие Sweeps’ Day тоже содержит в себе некие противоречия, например, говорится, что "The London boys had one day's holiday a year, the first of May, (Mayday) International Labour Day" (У лондонских мальчиков был один выходной день в году, первое мая, (Mayday) Международный день труда). Не знаю, день труда здесь зачем, но его ввели только в 1890-х.


A Jack-in-the-Green procession in a village, with the Jack in the centre flanked by two figures, and two children dancing in the foreground. c.1840. © The Trustees of the British Museum

Все три картинки и подписи к ним  отсюда.

(Почему-то у меня не работает поиск по сайту БМ, то ли они его недоперестроили, то ли еще что)


Otto von Reinsberg-Düringsfeld: Das festliche Jahr in Sitten, Gebräuchen und Festen der germanischen Völker. Mit gegen 130 in den Text gedruckten Illustrationen, vielen Tonbildern u. s. w. Spamer, Leipzig 1863


Journal “Folk-Lore: A Quarterly Review of Myth, Tradition, Institution & Custom" volume 4. 1893. London, Folk-lore Society.
2 картинки из Вики


'jack-in-the-green' Is Performed'Jack-in-the-Green' is performed outside Montagu House, Portman Square, London. The house was originally built in 1782 for Elizabeth Montagu, a noted social figure Date 1 May 1872

Tags: искусство, история, символы, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • про выставку про усадьбу

    Выставка " Возвращение в усадьбу" в Новом Иерусалиме довольно интересна, по-моему. Там нет каких-то шедевров, но можно оценить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments