mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про джеков-3

Пока искала картинки про Джек-инзе-грин, обнаружила прекрасное:


Red Set-Girls, and Jack-in-the-Green
Эта литография показывает сложную процессию с женщинами, держащими зонтики, окружающими маскарадера. Велисарио писал, что «Их украшения не такие сложные, как у королевы, но они всегда носят серьги и браслеты, такие любители украшений. Они начинают танцевать поздним утром и проходят по городу с небольшим перерывом до вечера, когда их приглашают входить в частные дома, чтобы танцевать и петь ... им подают закуски и чаевые ... и они удаляются, чтобы повторить то же самое в другом месте до позднего часа. Джек-ин-Грин носит костюм, состоящий из листьев какао-дерево, прикрепленное к обручам, уменьшается по окружности к вершине, которая увенчана большим луком с добавлением пары флагов ".

Исаак Мендес Велисарио (1795–1849) был ямайским художником еврейского происхождения и активным деятелем на Ямайке в Кингстоне в период британской эмансипации в 1833 году.
Источник: Isaac Mendes Belisario, Sketches of character, in illustration of the habits, occupation, and costume of the Negro population, in the island of Jamaica: drawn after nature, and in lithography (Kingston, Jamaica: Published by the artist, 1837-1838).


Задумалась, были ли на Ямайке трубочисты, но нашла там же еще картинку - были, да. Но черные, судя по ней, и кто им передал традицию, не ясно)

Дальше про собственно не про Джека, а про Мэйдэй и разное.



Памятуя про Майские посвящения деве Марии, решила поискать признаки подобного в британских мэйдэйских шествиях. Ну и в каких-нибудь других странах.
В английских описаниях Мэй Дэй ничего такого не нашлось.
Однако, в тексте про майскую традицию Garlands of Green есть занятное упоминание.

"Гирлянды Зелени
Зелень собирали не только для украшения дома, но и в начальной школе, чтобы сделать гирлянды. Во многих английских деревнях дети выставляли напоказ гирлянды из цветов, иногда прикрепленные к палкам или в форме креста, или прикрепленные к обручам. Это было сделано в надежде собрать деньги. Иногда это было известно как майский куклинг (May dolling), потому что часто в центре гирлянды была маленькая кукла. По-разному описанная как «Дева Мария», «Флора» и «Королева мая», кукла может быть в самой гирлянде или иногда в украшенной коробке, покрытой зеленью. Иногда звучала песня гирлянды, просящая пенни (there was a garland song begging for the pennies), и домохозяев спрашивали, хотят ли они увидеть майскую куклу королевы. Если бы они это сделали, то кукла была бы раскрыта, и ее носитель ожидал монету или подарок
."

История Мэйдэй от вики-а сообщает про уже упомянутые римские Флоралии (Floralia), оргии Май-о-ма (Maiouma or Maiuma, непонятной принадлежности, потому что упоминаются Дионис, Афродита, император Коммод и хроника Малалы), германскую Walpurgis Night, римско-католические майские посвящения Марии (May devotions to the Blessed Virgin Mary) и "Святого Иосифа Работника (St Joseph the Worker), плотника, мужа Матери Марии (Mother Mary) и суррогатного отца Иисуса (surrogate father of Jesus)".

В современности звучат все те же древности - Бельтайн и Вальпург на севере, а на юге кто во что горазд. В Греции празднуют весну (а что так поздно-то?), в Сиракузах - победу над афинянами, в Италии - Calendimaggio или cantar maggio (тоже arrival of spring), название которого произошло от Calenda Maia.
Непонятно в общем, кто им одну дату на всех сообразил.

"Майский день отмечался в Ирландии с языческих времен как праздник Beltane (Bealtaine), а в последнее время - как день Марии."

Про греческий День Майос (day of Maios) интересно:

"Празднование похоже на древний ритуал, связанный с другим второстепенным полубогом Адонисом, который также праздновал возрождение природы.
До недавнего времени майский обычай включал в себя ежегодное возрождение юноши по имени Адонис, или, альтернативно, Дионис или Майос (на современном греческом Μαγιόπουλο, Сын Майи). В простом театральном ритуале, значение которого давно забыто, хор молодых девушек исполнял песню над лежащим на земле юношей, представляющим Адониса, Диониса или Майоса. В конце песни юноша вставал и на его голову был возложен цветочный венок.
"

Помимо прочих, тут еще Иеремия со змеями присутствует:

"В первый день мая болгары празднуют Ирминден (или Иеремия, Еремия, Ирима, Замский день) (Irminden (or Yeremiya, Eremiya, Irima, Zamski den)). Праздник связан со змеями и ящерицами, и ритуалы проводятся для того, чтобы защитить людей от них. Название праздника происходит от пророка Иеремии, но его происхождение, скорее всего, языческое".

У румын это arminden (или armindeni), "начало лета, символически связанный с защитой сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных. Название происходит от славянского Jeremiinŭ dĭnĭ, что означает день пророка Иеремии, но обряды и обычаи этого дня являются апотропическими и языческими (возможно, происходящими из культа бога Пана).
Этот день также называют ziua pelinului («день полыни») или ziua bețivilor («день пьяницы»), и он отмечается, чтобы обеспечить хорошее вино осенью.
Arminden также ziua boilor (день волов) и, следовательно, животные не должны использоваться для работы, иначе они могут умереть или их владельцы могут заболеть
".

"Еремей Запрягальникдень в народном календаре у славян, приходящийся на 1 (14) мая. На Еремея у восточных славян — третья и последняя встреча пролетья, последняя неделя пахоты и начала сева. У южных славян в этот день выполняются ритуалы, направленные на изгнание змей.
Другие названия
рус. Макарий, Еремей, Запашник, Посевы, Засеватель, Пролетье, Гулёный день, Встреча пролетья; белор. Макарэй; болг. Ирима, Иримия, Ерма, Ирминден, Еремия, Зъмски ден; серб. Јеремијиндан, Змиjски светац, св. Jepeмиja, Еремиjин дан, Еремиа, Ирмиjа, Женско весеље; чеш. и словацк. Fiilpa a Jakuba; польск. Jakub, św. Filip i Jakób apostołowie.
...в сельской среде дореволюционной России как «праздник весны, начала лета»
"

(Тоже получается по-разному - где-то еще чучело жгут, где-то сеять начинают, а где-то уже первые всходы появились)

"Болгары считают, что змеи из своих нор выползают на Сорок мучеников и Благовещение, а Иеремия является их царём. В этот день, выполняются ритуалы, направленные на изгнание змей и ящериц, защиту жилища от них. Также, как на Благовещенье, девушка или женщина берёт щипцы и пучок ржи, шумя ими как погремушкой, обходит по всему дому и двору, произнося заклинание:
Бегите, змеи и ящерицы!
Аремей у ворот,
Он вам головы отсечёт!
У сербов сохранился обычай — в этот день группа девушек с овечьими колокольчиками у дверей домов поёт «Иеремийские песни». Этих девушек называют королевами или царицами. Иногда вместо девушек юноши обходят село с криками: «Иеремия в поле, бегите змеи в море!».
"

1 мая связывается еще с одним чудесным змеиным персонажем - Благой богиней (Bona Dea), настолько засекреченной, что никто не знает, кто она такая и как ее зовут на самом деле. Зато про празднования в ее честь знают - "1 мая и в начале декабря". (А почему дата в декабре не установлена, интересно?)

"Изображения Благой богини преимущественно представляют собой женщину с рогом изобилия в одной руке и чашей со змеёй в другой.
...Когда произнесение её имени стало запретным, то среди римлян возникло множество предположений относительно того, кем на самом деле является «Благая богиня». Они собраны в «Сатурналиях» Макробия. Согласно данному античному писателю, её могли отождествлять с Фавной, Опой, Фатуей, Майей, Медеей, Семелой, Гекатой и даже Юноной.
...Эпитетами Благой богини являлись «полевая», «кормилица», «целительница», покровительница сельской общины — «Pagana», «могучая», «светоносная», «царица». Ей иногда посвящали рощи, часовни с очагами, а также зеркала, как орудия колдовства.
...1 мая — день пробуждения богини, который праздновался в её храме среди цветов и праздничного веселья.
...В ряде случаев, преимущественно в частных святилищах, посвящённых Благой богине, её изображали змеёй. Этих рептилий древние римляне наделяли защитными и целебными свойствами, также они были символом плодородия. В связи с этим они также имели отношение к культам Эскулапа, Деметры и Цереры.
...Классическим образом богини являлась женщина на троне в хитоне или мантии. В левой руке она держит рог изобилия, в то время как в правой — чашу, из которой кормится обвитая вокруг руки змея. Эта комбинация змеи и рога изобилия уникальна для Благой богини и даёт возможность точно её идентифицировать
ь".



Надписи имперской эпохи показывают ее привлекательность в качестве личной богини или богини-спасительницы, превозносимой как Августа и Домина; или как все-богиня, названная как Регина Триумфалис (Триумфальная королева), или Terrae marisque Dominatrici (Хозяйка моря и земли). Частные и публичные посвящения связывают ее с богами земледелия, такими как Церера, Сильванус и девственная богиня Диана. Большинство надписей на Bona Dea просты и не украшены, но некоторые показывают змей, часто в паре.


Tags: искусство, история, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • про выставку про усадьбу

    Выставка " Возвращение в усадьбу" в Новом Иерусалиме довольно интересна, по-моему. Там нет каких-то шедевров, но можно оценить…

  • про воспоминание про одну картину

    Ладно, уговорили). В этот день 9 лет назад Св. Иероним, Леонардо да Винчи, ок. 1480, темпера на дереве, 103х75см. Картинка отсюда "…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments