mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про Вальпургу

Джеки - бесконечная тема и неизвестно к каким арианам еще может завести, поэтому стоит переключиться на Вальпургу, хотя бы временно).
Потому что мне лично совершенно непонятно происхождение термина "Вальпургиева ночь".



Сначала про святую.
Выдержки из разных вик.

Святая Вальбурга Хайденхаймская (нем. Heilige Walburga von Heidenheim, точнее, но практически неупотребляемое имя Вальборг (Valborg), а также Вальбург (Walburg), Вальтпурде (Waltpurde). В России — Вальпургия или Вальпурга; предположительно около 710 года в южноанглийском регионе Уэссекс (называемого также «Западным Саксонским королевством») — предположительно 25 февраля 779 года (по другим источникам в 780 году) в Хайденхайме) — английская бенедиктинка и настоятельница монастыря в Хайденхайме. Дочь святого Ричарда Уэссекского и блаженной Вуны Уэссекской. Сестра святых братьев Виллибальда и Вунибальда. Родственница (племянница) святого Бонифация. Почитается святой в Римско-католической церкви и с 2006 года как местночтимая святая в Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.

Неподтверждённое документально предание считает её дочерью англосакского короля Ричарда Уэссекского, но в любом случае она имела дворянское происхождение.
Канонизация святой Вальбурги состоялась 1 мая (предположительно в 870 году папой римским Адрианом II) по инициативе епископа Отгара Айхштеттского.
Со временем, почитание святой среди народа и дворянства росло и расширялось. Максимального распространение оно достигло в XI веке.
Известно, что местные жители на побережьях Фландрии и Нормандии обращались за помощью к святой Вальбурге против мародёрствующих пиратов. Несколько городов, покровительницей которых является святая Вальбурга, находятся на паломническом пути Святого Иакова, например, город Верль в Вестфалии с его исторической церковью Святой Вальбурги.
С XV века получают распространение изображения святой Вальбурги с бутылочкой миро в руках.

Дни памяти
25 февраля (по юлианскому календарю) в Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви как местночтимой святой с 2006 года.
25 февраля (по григорианскому календарю) в Римско-католической церкви.
В Средневековье 1 мая праздновался как день канонизации святой Вальбурги и с ним традиционно соседствовал языческий праздник «Вальпургиева ночь», не имеющий к христианской святой никакого отношения.


Saint Walpurga or Walburga (Old English: Wealdburg, Latin: Valpurga, Walpurga, Walpurgis)
Самое раннее изображение Вальпурги - это Кодекс Хитды (Hitda Codex) начала 11-го века, сделанный в Кельне, на котором она изображена держащей стилизованные стебли зерна. На других изображениях объект был назван пальмовой ветвью, что неверно, поскольку Вальпурга не приняла мученическую смерть. Атрибут зерна был истолкован как пример христианского святого (Вальпурга), представляющего более древнюю языческую концепцию; в этом случае языческую Мать-зерна (Grain Mother). Крестьянские фермеры изготавливали ее копию corn dolly во время сбора урожая и рассказывали сказки, чтобы объяснить присутствие святой Вальпурги в снопе зерна.

Walburga (также Walburg, Waltpurde, Walpurgis, Walpurga, Valborg, во Франции Vaubourg, Falbourg, в Norman Le Perche Gauburge; «укрепленный замок (wehrhafte Burg)»)

Sainte Walburge (° vers 710 – † 779) ou Auboué, Avongour, Falbourg, Gaubourg, Gualbourg, Gauburge, Valpurge, Vaubourg, Walpurge, Walpurgis

Чудесный набор имен во Франции и занятное значение "укрепленного замка".
Про ночь:

La nuit de Walpurgis (en allemand Walpurgisnacht ou aussi Hexenbrennen) В древней Германии считалось, что в эту дату языческие божества весны (боги и богини плодородия) распространились в природе, чтобы закончить зиму. Церковь пыталась дискредитировать этот праздник, превращая божества в «дьяволов» и (прежде всего) в ведьм. Отсюда вытекает «волшебный» и «сернистый» характер Вальпургиевой ночи - используемый и укрепляемый многими писателями, в частности Вальпургиев ночной танец в Фаусте Гете или, в наше время, в произведениях Густава Мейринка, Шеридан Ле Фану, Брэма Стокера и др. Это также можно найти в музыке, как у Феликса Мендельсона в «Die Erste Walpurgisnacht», Op.60.

Весьма занятное сообщают шведы.

Имя женщины Valborg происходит от древнего немецкого имени Valburg или Walburc, неясного происхождения. Одна теория заключается в том, что это означает «незнакомец», другая - то, что имя представляет собой совокупность слов waltan («правило» ('styra', 'härska')) и -burg («защита»).
Название в шведском языке с 13-го века, но в настоящее время редко встречается как устное имя. Тем не менее, годы на рубеже 1900-х годов были модным именем со шведскими носителями имен, такими как Вальборг Оландер и Вальборг Моберг. Форма псевдонима имени Боян (En smeknamnsform av namnet är Bojan).
На 31 декабря 2005 года в Швеции было 8641 человек с именем Valborg, из которых 2181 с фамилией. В 2003 году 15 девушек получили имя, из которых 1 получила прозвище.
Вальборг провёл день имени в шведском альманахе 1 мая с 1901 года.


И некоторое количество шведских Вальпургий - пианистка, королевская содержанка и финская аббатиса.

Лаура Вальборг Аулин (швед. Laura Valborg Aulin; 9 января 1860, Евле — 13 марта 1928, Эребру) — шведская пианистка, композитор, педагог.


Вальборг Эриксдоттер, родившаяся около 1545 года, умершая около 1580 года, жила со шведском принцем герцогом (svenske prinsen hertig) Магнусом Васой из Эстергётланда между 1560 и 1567 годами. Она и затем Анна фон Хаугвиц были единственными известными наложницами герцога.

Происхождение Вальборг Эриксдоттер неизвестно, но считается, что она была дочерью священника. Она умела и читать, и писать, редкое знание в свое время. Вероятно, она стала жить с Магнусом в 1560 году и сопровождала его в Вадстену, когда он был назначен герцогом Остергётландским. Эрик XIV дал ей большое количество подарков и денег, чтобы она оставалась с братом во время его психического заболевания: в 1563 году она получила золотую цепочку, золотую брошь, три золотых кольца с бриллиантами, жемчужное ожерелье и золотой браслет, а в 1567 году она получила сумма 800 марок. Вальборг Эриксдоттер потребовала и получила целый этаж в замке Вадстена для личного пользования и для своих детей, чего у наложниц Эрика XIV не было в его замке. Она также часто посещала суд (? hovet) в Стокгольме, и, как полагают, была неназванной подругой, упомянутой в качестве одной из спутниц Карин Монсдоттер во время Штурмордена в 1567 году. Она все еще была магнусской наложницей в ​​замке Нючёпинг осенью 1567 года, но в ноябре того же года отношения прекратились.

Вальборг Эриксдоттер вышла замуж осенью 1567 года за неизвестного человека по имени Мастер Ганс (Mäster Hans). Позже в том же году она отметила, что снова проводила время с Магнусом во время одного из его периодов болезни, но только в течение недели. Все считали, что она оказывала хорошее влияние на психически больного Магнуса. Осенью 1568 года она стала вдовой и получила от Иогана III поместье прихода Скоклостера в Упланде в качестве пенсии; несколько лет спустя оно было заменено тремя фермами и двумя домами, что дало ей еще большую поддержку. Она быстро вышла замуж за неизвестного человека, вероятно, дворянина или офицера. Вальборг Эриксдоттер умерла в неизвестном месте в 1580 году, вероятно, на одной из ее ферм, возможно, от чумы, разразившейся в этом году.
У Вальборг Эриксдоттер было две дочери, когда она работала фрилансером жила у Магнуса: Вирджиния и Лукреция Магнусдоттер.


Вальборг Йоакимсдоттер Флеминг (ум. после 1542 года) была финской аббатисой, настоятельницей аббатства Нодендаль в 1526–1531 годах.

Родилась до 1494 года как дочь дворянина-риксрода (riksråd nobleman) Йоакима Флеминга (Joakim Fleming) и Элин Бьёрнсдоттер из Свиджи (Elin Björnsdotter of Svidja), а также сестра адмирала риксрода Эрика Йоакимссона Флеминга и Ивара Флеминга (riksråd admiral Erik Joakimsson Fleming and Ivar Fleming), двух самых влиятельных людей в Финляндии, и тетя Филиппа Флеминга.

Она была помещена в аббатство Nådendal как монахиня ее семьей, и была повышена в должность аббатисы в 1526 году. Это было за год до шведской Реформации. Во время реформации монастырь оказался под давлением. Реформа позволила донорам или семьям бывших доноров отозвать все пожертвования, сделанные монастырям, что подвергло все монастыри (convents) финансовому риску: кроме того, монастырям было запрещено принимать новых членов, а существующим разрешалось покидать их, если они пожелают. Это были проблемы, которые Вальборг должна была решать во время своего пребывания в должности. Несмотря на то, что она была сестрой самых влиятельных людей в Финляндии, Вальборг не выиграла в ее борьбе за защиту монастыря. Вместо этого ее братья воспользовались ее трудным положением, и заставляли ее подписать передачу большого количества активов монастыря в обмен на их поддержку и финансовую помощь. Вместо этого Вальборг обратилась непосредственно к Густаву I из Швеции и успешно попросила не допустить конфискации принадлежавшей монастырю собственности: на самом деле ей также было предоставлено еще два поместья для содержания аббатства (1530). Это спасло монастырь в финансовом отношении (возможно временно) и позволило поддержать своих членов.

В 1534 году Вальборг покинула монастырь и поселилась со своим братом Эриком в своем имении Свиджа в приходе Сюндэо.

Источником сведений указан Biografiskt lexikon för Finland 1. Svenska tiden (2008).

В самом лексиконе источники сведений следующие:

Bidrag till Finlands historia III (1904); Finlands medeltidsurkunder VIII (1935); B. Klockars, I Nådens dal. Klosterfolk och andra c. 1440−1590 (1979); A. Maliniemi, Birgittalaisuudesta sekä katkelmia Naantalin luostarin historiasta. Muistojulkaisu Naantalin 500-vuotisjuhlaan elokuun 23 päivänä 1943 (1943); K.G. Leinberg, De finska klostrens historia (1890); S. Suvanto, Naantalin historia. Keskiaika ja 1500-luku (1976).

Есть еще актриса, но про нее в следующей серии.

Tags: история, люди, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про монастыри

    Про два монастыря, итальянский и немецкий. Первый был на озере Комо. Не знаю, как он назывался, оставшаяся церковь называется Sant'Abbondio.…

  • про шёлк

    Про шелководство читать в ЭСБЕ было очень интересно, но ни углубляться (если только самую малость), ни пересказывать прочитанное нет желания). Пара…

  • про былое снова

    Как обычно, сообщили, что я что-то-там-такое писала 6 лет назад. В писанине обнаружилась пропавшая, тоже к сожалению, как обычно, картинка. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments