mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про витраж


Прочла намедни занимательный пост.
Ну посмотрела, скорее.
Увидала картинку с интересным храмовым витражом, [утащила, сорри], захотела узнать датировку поточнее, нашла храм, нашла город, изучила храм, город, витражную мастерскую, департамент, пару соседних городов, генеалогию нескольких связанных между собой родов, биографии десятка персонажей, сто иллюминированных рукописей одной хроники (шутка, пыталась одну, но БНФ меня послала). Утомилась. Но загадку витража не разгадала. Так и живем)).



Город именуется незатейливо - Святой.

Ceнт (фр. Saintes, местн. Sénte, окс. Santas) — французский город в департаменте Приморская Шаранта, на западе страны, в 76 км вверх по течению Шаранты от Ла-Рошели. От этого города происходит название исторической области Сентонж.

Правда, Шаранта в Ла Рошель не течет, она течет в Рошфор, но впрочем, какая разница))

Про название.

"Saintes назывался Mediolanum Santonum во времена античности и имел в виду центральное положение агломерации на территории, занятой сантонами. Термин Mediolanum, который встречается в названии нескольких древних городов (Mediolanum - Милан, Mediolanum Aulercorum - Évreux), постепенно исчезает, и этот город обозначается под названием Santonica Urbs или Urbs Santonorum с четвертого века.

В восьмом веке в хартиях указывается святилище Sanctonas, которое в десятом веке становится святилищем Sanctone, а в конце средневековья Xainctes (иногда пишется Xaintes).

Хотя нынешнее название города засвидетельствовано с 18-го века (оно полностью найдено в статье в энциклопедии под редакцией Луи де Жокура), старое написание остается в использовании до начала 19-го века. В соответствии с постановлением Конвенции от 25-го вендемира года II, призывающим коммуны, имена которых могут напоминать о королевской власти, феодализме или суевериях, заменять их другими конфессиями, город на короткое время переименовывают в Xantes.

Термин Santonica (Urbs) также является источником термина Sénte, который обозначает город в Сентонже (Saintongeais)".


Про собор.

Собор Сен-Пьер (cathédrale Saint-Pierre) является одним из главных религиозных сооружений в Сенте, втором по величине городе департамента.

Собор Сен-Пьер классифицируется как историческое здание с 1862 года. Примыкающий к нему клуатр классифицируется как историческое здание с 9 июня 1937 года.

Нынешний собор является преемником палеохристианского святилища, построенного при епископе Палладии в шестом веке. В 11 веке последний был опустошен пожаром. Несколько лет спустя у епископа Пьера де Конфоленса (1112-1127) были составлены планы строительства нового здания, единственным остатком которого является южный крест с куполом на подвесках и стенами, выложенными полукруглыми арками в снаружи. В 13 веке к собору были добавлены крытые галереи и дом каноников.

Однако на заре 15-го века романский собор находился в плохом состоянии. В 1420 году частичное обрушение его хранилищ привело к гибели человека, что заставило религиозные власти предусмотреть полную реконструкцию здания. Работы начались вскоре после, во время епископства епископа Гая II из Rochechouart.

За романским святилищем следует здание в стиле пламенеющей готики, которое все еще строилось во время визита короля Людовика XI в 1472 году.

За исключением колокольни, здание было почти завершено, когда начались религиозные войны. В 1568 году войска гугенотов во главе с Франсуа де Колиньи д'Андело (François de Coligny d'Andelot) обыскивают собор, забивают портал и разбивают две статуи Карла Великого, расположенные справа от него. Точно так же часть излучающих (rayonnantes) часовен хора разрушена или изуродована, а мебель разграблена. После чего отданы приказы подорвать столбы нефа, что привело к его разрушению.

Реконструкция нефа состоялась в 1585 году. Однако из-за нехватки ресурсов он был реконструирован только на две трети от его первоначальной высоты, что объясняет наличие аркбутанов, выходящих в пустоту. Поперечные своды ребер не собираются заново, а заменяются кирпичным сводом (снят в 1926 году). Только коллатерии снова оснащены поперечными ребристыми сводами. Вторая кампания по реконструкции состоялась при епископате Louis II de Bassompierre (1648-1676) и его преемнике Guillaume V Du Plessis de Gesté (1677-1702). Таким образом, хор был перестроен в 1660 году и снабжен обшитым панелями сводом, напоминающим перевернутый корпус корабля. Покрытый гипсовым покрытием, он был расчищен в ходе реставрационной кампании, проведенной в 1970-х годах.

Собор не пострадал от революционного периода. Это не касалось прелата, который возглавлял его с 1781 года. В 1791 году епископ Пьер-Луи де ла Рошфуко был арестован за отказ принять конституционную присягу. Заключенный в тюрьму кармелитов (prison des Carmes) вместе с более чем сотней других священнослужителей, он стал одной из жертв резни 2 сентября 1792 года.

В 1802 году епархия Сента была упразднена и присоединена к епархии Ла-Рошели. По указу? (bref) Папы Римского Пия IX в 1852 году, епархия была переименована в епархию La Rochelle и Saintes, и название собора было возвращено зданию. В 1871 году он также получил название малой базилики.

Дополнительное здание также обеспечивает доступ к сокровищнице собора, одной из самых важных в регионе Пуату-Шаранта. Среди экспонатов - серебряная потрескавшаяся чаша 18-го века, работа ювелира Франсуа-Даниэля Имлина, картина 18-го века, изображающая преобразование святого Евстеллы, серебряное распятие с рисунком 1776 года, или еще фарфоровые графинчики 18-го века.

Собор является местом паломничества к Notre-Dame-du-Miracle, чья статуя находится на перекрестке трансепта. Это поклонение средневекового происхождения следует предполагаемому появлению девы в соборе. Сохранявшийся до революции, культ был торжественно вновь введен 8 декабря 1954 года.

Центральным элементом хора является киворий, изготовленный в 19 веке из материалов, извлеченных из убранства женского аббатства. Он состоит из четырех колонн красного мрамора, поддерживающих антаблемент в форме полукруга. Пожертвованные собору Наполеоном Бонапартом, а затем первым консулом, они не были собраны так, чтобы образовать высокий алтарь навеса до 1822 года из-за неустойчивости финансов церкви в то время. Выполненная мраморным рабочим Пено (Penaud), масоном (? каменщиком maçon) Мориссоном (Morisson), краснодеревщиком Франьо (Fragnaud) и художником по золочению Рише (Riche), работа была завершена в 1826 году.

**19-20 века в плане каких-либо действий с сооружением отсутствуют как класс, кроме пары беглых упоминаний. В отличие от былых времен))

вики-а:
Нехватка ресурсов привела к невозможности полного восстановления. Например, тяжелый внешний вид башни обусловлен отсутствием шпиля, предназначенного для ее отделки, а нынешний купол является более экономичным заменителем.
Интерьер поражает отсутствием отделки и деревянным потолком, выполненным в 1927 году.

картинки из вики






Доска  епископу Рошфуко (вообще их было два брата-епископа, они вместе погибли)



В викимедиа нет витража-причины долгих изысканий))
Есть, правда, пара занятных символов.



Старое изображение собора есть всего одно, 1897 года.

Про витраж

На неком сайте к изображению загадочного витража прилагается подпись:

Le Grand Vitrail de la Cathédrale Saint-Pierre par M. Juteau (Atelier Hermet-Juteau)

Про стекольное ателье

Les Ateliers Lorin было основано в 1863 году Николасом Лорином (Nicolas Lorin), мастером по производству стекла, в Шартре, сначала в районе Сен-Шерон, а затем на улице Таннери. Расположенные к востоку от города, между Эр и городским рвом, мастерские были установлены и построены в 1869 году на месте старого кожевенного завода, в старом средневековом квартале промыслов реки, в то время, когда город имел очень сильную биполярную структуру: центр духовной и политической власти, а также город торговцев в верхнем городе, места производства и среда обитания ремесленников - в нижнем городе.

На протяжении более 100 лет три поколения Лоринов следовали друг за другом. Николас Лорин основал компанию во второй половине 19 века. Он выполнил множество витражей во Франции и за рубежом: Шартр, Париж, Лион, Нью-Йорк, Сайгон, Вена и др. В 1878 году во время Всемирной выставки в Maison Lorin работало 53 человека. Шарль Лорин (Charles Lorin) занимался своим искусством с конца 19-го века до начала Второй мировой войны. Он был уполномочен Министерством изобразительных искусств восстановить витражи собора и церкви Сен-Пьер-де-Шартр, несколько других соборов Франции и большое количество исторических памятников. Франсуа Лорин поддерживал бизнес на протяжении всего 20-го века, сначала с отцом, а затем один. Он умер в 1972 году.

После смерти вдовы Лорина компанию приобрели Жерар Эрмет (Gérard Hermet), Жак и Мирей Жюто (Jacques et Mireille Juteau), все три мастера по производству стекла. После смерти Жака Жюто в 1988 году Жерар Эрмет и Мирей Жюто вместе со своими тремя сотрудниками продолжают вести эти мастерские и воплощать это ремесло в жизнь. В помещениях до сих пор есть часть их оборудования с конца 19-го века.

Но теперь все еще сложнее

В 2016 году Клэр Бабе, Элоди Валли и Франсуа Раткофф собрались вместе, чтобы захватить Ателье Лорин, создав резервный проект. Компания, созданная для этой цели, возьмет на себя фонд, город приобретет стены и архивный фонд.
Поэтому Элоди Валли и Франсуа Раткофф вместе, при поддержке Клэр Бабе, справлялись вместе, каждый приносил свои навыки, вплоть до официального разделения в конце 2019 года.
Таким образом, с начала 2020 года Элоди Валли была единственным менеджером (все еще связана с Клэр Бабет). Она руководит как мастерской по созданию и восстановлению витражей, так и сбором средств для восстановления фонда и помещений и активно участвует в обмене данными из архивного фонда в партнерстве с городом Шартр.


Приблизительно понятны даты появления витражей вообще и витража-причины, в частности.
Ну очень приблизительно.
Но остается непонятно, откуда взята иконография? Или предполагается, что она такая и была, только отреставрирована?

Tags: архитектура, искусство, история, храм, цивилизация
Subscribe

  • про Мартина и разное

    Решила внезапно поинтересоваться городом Туром, известным своими святыми, Мартином и Григорием Турскими. Тем там оказалось несколько - собственно…

  • про художника Льюиса опять

    Остаток биографии Джона-Фредерика звучит примерно так: Где-то путешествовал пару лет, потом десять лет жил в Египте, возможно, в пустыне, чем…

  • про другого Льюиса

    Выдающийся член человеческого общества (Humane Society). После Edwin Landseer. 1852. London Lettered below image in italics with production…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • про Мартина и разное

    Решила внезапно поинтересоваться городом Туром, известным своими святыми, Мартином и Григорием Турскими. Тем там оказалось несколько - собственно…

  • про художника Льюиса опять

    Остаток биографии Джона-Фредерика звучит примерно так: Где-то путешествовал пару лет, потом десять лет жил в Египте, возможно, в пустыне, чем…

  • про другого Льюиса

    Выдающийся член человеческого общества (Humane Society). После Edwin Landseer. 1852. London Lettered below image in italics with production…