mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про книжку и музей


Взамен отвергнутых книжек немедленно появляются новые.
На самом деле довольно часто они старые)
Вот книжка про музей, например.



Про несчастные Зеленые своды, в вики-ру непонятно почему именующиеся Зеленым сводом.



З-е переработанное издание. 1977 г.
Издатель - Государственные собрания произведений искусств в Дрездене ГДР -- 801 Дрезден, п/я 450. Заказ № 93677903 71/20/77
Автор текста -- Иоахим Менцхаузен
Составитель каталога - Вернер Кионтке
Перевод Изольды Шмидт
Оформление художников Л. Цирацки и К. К. Берге
Цветная типография -- «Интердрук», г. Лейпциг
Набор и печать -- «Графише верке», г. Цвиккау III/29/1
Переплет --- полиграфический завод имени Максима Горького, г. Альтенбург
Фото Клауса Г. Байера, г. Веймар
Фото на стр. 104, 105 И. Вильсбергера
Илл. на форзаце из Музея истории города Дрездена
Цена 15 марок

***
Не знаю, что и как издавалось на немецком, а русскоязычная книжка отличается восхитительным минимализмом оформления.
Вот начало собственно, первая страница:



Продолжение текста про историю музея:

***
годах в этих помещениях был размещен первый музей сокровищницы. Там были выставлены драгоценные предметы из тайника, Кунсткамеры, а также частично из Серебяной палаты, предназначенной для хранения и ухода за курфюршеским столовым серебром.
В 1727-1730 годах были пробиты двери в соседние помещения и оборудованы еще четыре выставочных зала и вестибюль с боковыми кабинетами. Там был сделан вход в музей. Создание этого музея было во многих отношениях удивительным достижением, заслуживающим интереса и уважения людей нашего времени.

С тех пор, как люди начали жить оседлыми группами и объединяться в более высокоорганизованные общины, существуют специальные сокровищницы для хранения предметов культа, регалий, запасов благородных металлов, денег или особо ценного оружия. Туда в любом случае было вхоже только высшее духовенство, правители и их высочайшие вельможи. Принимая это во внимание, следует признать примечательным тот факт, что была открыта и превращена в музей одна из богатейших сокровищниц мира. К тому же это был, вероятно, первый музей подобного рода в мире.

Кроме выставочных помещений, здесь имелось также фойе с гардеробом, служебное помещение для ответственного чиновника и даже запасник.
Примечательно и то, что музей имел отдельный вход и был изолирован от остальных помещений дворца путем заделки всех имевшихся проходов.
Бесспорно, наличие только одного входа является обязательным условием безопасности каждой сокровищницы. Однако для нас важно то, что это был уже единый функциональный организм, какими являются музеи наших дней.

Основание дрезденского музея драгоценностей явилось частью обширной реорганизации всех коллекций. В эти же годы были созданы гравюрный кабинет, картинная галерея, музей фарфора, а также все естественнонаучные музеи.
Основой их фондов тоже стали коллекции из Кунсткамеры. Очевидно, имелись две главных причины, для того чтобы на долгие годы привести в движение целую армию ученых, реставраторов, архитекторов и ремесленников, содержание которых обходилось довольно дорого.

***
Вики-ру сообщает, кто объвлен победителем в первенстве: "В ходе строительных работ к старым помещениям Зелёных сводов были присоединены дополнительные 8 комнат. Архитектурный проект сокровищницы выполнил Маттеус Даниэль Пёппельманн, автор Цвингера, внутреннее оформление было поручено Раймонду Леплату (Raymond Leplat). В этом облике Зелёные своды сохранились вплоть до XX века. Тем самым музей может претендовать на звание самого древнего музея мира, которое носит Британский музей."
Но немцы упоминают другой старый музей, а Британский игнорируют: "Он может претендовать на звание одного из старейших музеев в мире, вслед за музейным комплексом, который был специально построен в 1572–1583 годах с арсеналом, палатой искусства и раритетов и библиотекой эрцгерцога Фердинанда II в замке Амбрас в Инсбруке."
***


В 1697 году курфюрст Август, прозванный позже Августом Сильным, был избран королем Польши. Польское королевство в союзе с экономически сильной Саксонией являлось важным фактором политической власти в тогдашей Европе. Монарх хотел создать из этих обеих стран всточноевропейскую великую державу. Однако эти политические спекуляции так и остались несбыточными мечтами.

Но сперва Август Сильный собирался сделать из несколько провинциального курфюршеского Дрездена современную европейскую королевскую резиденцию. В осуществлении этих планов важное место отводилось музеям.
Король видел специализированные художественные собрания в крупых старых европейских центрах власти и искусства, которые он объездил в молодости. По сравнению с этими музеями концепция Кунсткамеры устарела и была неопределенной. Здесь бессистемно стояли и висели многочисленные произведения искусства, экспонаты естественнонаучных коллекций, научные инструменты и технические приборы.
Можно предположить, что это сильно портило как общую картину, так и впечатление от каждого отдельного предмета. Таким образом, решение образовать из этих фондов специализированные музеи отвечало политическим целям и универсальным интересам Августа Сильного.
Упорядоченная и размещенная в анфиладах галерейных залов масса культурного наследства Веттинов могла в полной мере служить блеску королевской короны.

Одновременно появилась возможность применить к коллекциям научные принципы предметного и исторического подразделения, сложившиеся с началом и развитием Просвещения. Тесное единство обоих принципов способствовало высокому качеству научной обработки материала.
Произведенное тогда расчленение коллекций осталось неизменным до сих пор, а инвентари, составленные работавшими тогда в музеях специалистами, по-прежнему служат основой при научной обработке всех собраний.

Характер коллекции, хравнившейся в сокровищнице «Грюнес гевёльбе», давал широкий простор причудам барочной фантазии и творческим прихотям монарха, а также полностью отвечал требованиям репрезентативности абсолютистского государства.

Отделка помещений для сокровищницы была поручена архитектору Пёппельману, построившему Цвингер. По его проекту плоскости стен под каждой дугой были облицованы зеркалами и декорированы резными украшениями, покрытыми лаком и позолотой. Перед ними в орнаментальном порядке были размещены консоли. Перед панелями стояли ряды позолоченных столов. Пилоны были также облицованы зеркалами, полы и дверные рамы выложены полированным саксонским мрамором. Важнейшие произведения искусства стояли на мраморных плитах столов, другие первостепенные вещи - на нижних консолях. Таким образом, было создано два уровня расположения и обозрения экспонатов в зависимости от их ценности. Предметы, имевшие главным образом только декоративную ценность, размещались еще выше, вплоть до 4 метров от пола, и служили в основном деталями общей картины интерьера.
Выставленные вещи многократно отражались в зеркалах, укрепленных за ними, на противоположных стенах и на пилонах. Таким образом, изобилие пластических форм, характерное для Цвингера, было достигнуто здесь другими средствами и сливалось в единый многоцветный ансамбль интерьера.

Над его оформлением работали лучшие художники резиденции. Столы и консоли создал придворный скульптор и резчик по дереву Беньямин Томэ. В числе его учеников и помощников был Иоганн Иоахим Кендлер, работавший позднее скульптором на Майсенской фарфоровой мануфактуре и прославившийся как основоположник европейского стиля в фарфоре и автор многих выдающихся нроизведений. Придворные лакировщики Мартин Шнелль и Кристиан Райнов, известные мастера саксонской лакированной мебели, изготовили целые комплекты обстановки. Под стеклянные плоскости были подложены выполненные золотом гравюры и расписывали их красным и синим лаком. Слава этих зеркальных кабинетов саксонской сокровищницы быстро разошлась по всей Европе.

Один из известных в то время авторов путевых заметок писал, что это самое прекрасное место на земле.

За исключением кратковременных военных и реставрационных периодов, сокровищница «Грюнес гевёльбе» оставалась в этом виде до 1942 года.
Немногочисленные поступления из фондов других дрезденских музеев, отдельные приобретения, но также и изъятие отдельных экспонатов не внесли сколько-нибудь существенных изменений в состав коллекции.

Самое тяжелое для музея время наступило в 1942 году, когда над ним нависла крайняя опасность. Авиация западных союзников всё чаще и продолжительнее бомбардировала немецкие города, и тогда был отдан приказ вывезти сокровищницу в крепость Кёнигштайн в Саксонской Швейцарии.

13 февраля 1945 года вся староградская часть Дрездена стала жертвой самого разрушительного за время второй мировой войны налета объединенной англо-американской авиации. Огонь оставил от курфюршеского дворца одни стены. Сохранилась лишь часть тех помещений, которые еще в XVI веке считались самыми надежными.
Пять из первоначальных восьми залов сокровищницы - это было всё, что уцелело в ту ночь от старого Дрездена. К нашему счастью, они относятся к самым красивым и ценным произведениям чрезвычайно интересного дрезденского периода в европейском барокко. В настоящее время часть интерьера этих помещений находится в Институте охраны памятников архитектуры. Но уже возвращены на их прежнее место на первом этаже западного флигеля Дрезденского дворца убранство «Серебряной комнаты» и одного из самых великоленных помещений - углового кабинета.

В настоящее время там находятся административные и выставочные помещения Союза архитекторов ГДР. Желающие могут осмотреть их. Роскошные позолоченные столы с мраморными плитами, а также стена с серебряной утварью в первом зале нашей выставки и с изделиями из слоновой кости во втором зале представляют собой части первоначального интерьера, созданного по проектам Пёппельмана. Их стиль был взят за основу при оформлении новых помещений музея.

В день капитуляции гитлеровского рейха комендант крепости Кёнигштайн передал все ключи старшему по воинскому званию из французских офицеров, содержавшихся в крепости в плену; в том числе и ключи от каземата, в котором находились сокровища музея «Грюнес гевёльбе».

Только через несколько дней после этого местонахождение коллекций музея стало известно специальному отряду Советской Армии, которому было поручено обеспечить сохранность и безопасность сокровищ искусства. Перед входом в каземат были поставлены часовые, и через некоторое время вся коллекция была перевезена в Москву и передана на хранение в сейфы Министерства финансов СССР. Советским искусствоведам была поручена консервация и забота о произведениях искусства. Благодаря этому коллекция сокровищницы не пострадала в хаосе последних недель войны. Она является одним из немногих музеев бывшего германского рейха, прошедших через нацистскую войну почти без потерь. В 1958 году она была передана вместе со всеми другими музеями правительству ГДР, и уже 8 мая 1959 года в Альбертинуме открылась первая выставка.
К 25-й годовщине ГДР и одновременно по случаю 250-летия музея «Грюнес гевёльбе» была открыта теперешняя новая выставка, отвечающая значению этого собрания с музееведческой точки зрения и удовлетворяющая требованиям постоянного роста количества посетителей. Она представляет собой наглядный пример того, как в ГДР решаются вопросы освоения культурного наследия.

***
Заинтересовавшись музеем, проглядела картинки на их сайте и в викимедиа. На сайте картинки не очень большие, но для немцев это нормально). А в вики выложены картинки из каталога 1925-1932 гг. и вот у них размер вполне приличный.
Ознакомилась в общем.
Мне понравилось.
С фантазией там все хорошо, по-моему. Со вкусом, на мой вкус, тоже))

Для сравнения просто картинка из трех источников.


Илл. справа.
Родословное дерево Христа. Так называемое «Змеиное дерево». Вероятно, Нюрнберг. Около 1500 г. Серебро, частично золоченое. Акульи зубы. Высота 19,5 см. (книжка)


Der Stammbaum Christi mit thronender Madonna über Natterzungen um 1500
(вики)


Stammbaum Christi, sog. "Natternbaum"
В пышном центральном цветке дерева Мария восседает на троне с младенцем Иисусом перед зубом большой акулы. Из густой листвы торчат шесть тонких цветоножек, на концах которых свисают акульи зубы, так называемые гадюки. Человек спит у подножия дерева, а дракон выползает из пещеры на задней части скалистого основания. В этом очень редком произведении примечательно смешение христианских тем и веры в чудеса. До XVI века окаменелые зубы акулы считались кончиком языка змей (драконов), и говорили, что они обладают целебной силой и способностью проявлять яд. Поэтому «гадюки» были помещены на буфеты возле обеденного стола, чтобы предупредить о ядовитых примесях в еде или напитках путем потоотделения и изменения цвета. Образное представление лишь слабо связано с этой функцией. Спящий старик (Jesse), а также само дерево, как «цветок», из которого появляются Мария и младенец Иисус, следуют образному типу корня Jesse, который был широко распространен в средние века. Дерево символизирует генеалогическое древо Иисуса, восходящее к Иессею, отцу царя Давида. На скальном основании произошло сражение св. Георга (потерянного) с драконом. Таким образом, вера в защиту и исцеляющую силу змеиных языков сочетается с христианскими идеями спасения и спасения и придает дереву религиозный оттенок.
(музей)

**
В книжке два предмета связаны с Россией. На сайте я не нашла, может просто не заметила, зато заметила парочку других.

**
Этот древнерусский ковш изготовлен, как гласит надпись, по приказу царя Ивана Грозного из золота, привезенного из завоеванного им в 1563 году Полоцка. В начале XVIII века Петр Великий подарил ковш своему союзнику в Северной войне королю Польши и курфюрсту Саксонии Августу Сильному. Это был поистине царский подарок, так как ковш представляет собой один из важнейших шедевров русского ювелирного искусства эпохи Ренессанса (илл. на стр. 37).

zs10
Илл. справа.
Ковш. Подарок царя Ивана Грозного. Московская придворная мастерская. После 1563 г. Золото, чернь, сапфиры, жемчуг. Длина 23 см.
**так и написано - подарок Грозного**

До битвы под Мюльбергом (1547 г.) город Виттенберг, где Лютер положил начало Реформации, был столицей саксонского курфюршества. Герцогство Саксония, которое управлялось из центра горного дела Фрайберга, имело в политическом отношении второстепенное значение. Поэтому приобретения, относящиеся к десятилетиям после 1500 года, хотя и причисляются к перворазрядным, немногочисленны по количеству.

Эта странная история относится к XVIII веку. Золотая чаша (илл. справа) со вправленными в нее античными монетами была подарена в 1508 году канцлером Венгерского королевства Августином Кезенбротом из Оломоуца Придунайскому литературному обществу - - гуманистическому союзу, занимавшемуся вопросами искусства и науки.
Так сообщает надпись, выгравированная на чаше. Говорят, что после смерти канцлера чаша попала в оломоуцкую церковь, где он захоронен. B XVII веке она оказалась в руках у мародерствующих турецких солдат.

В 1696 году при штурме русскими войсками турецкой черноморской крепости Азов там чашу обнаружили солдаты Петра Великого. Вскоре после этого саксонский канцлер граф Бейхлинген приобрел ее для Августа Сильного и привез в Дрезден вместе с чашей эту историю. Доказательств ее правдивости нет, но ее начало и конец не подлежат сомнению.


Илл. вверху.
Золотая чаша «Придунайского литературного общества». Украшена римскими монетами. Юго-Восточная Германия. 1508 г. Диаметр 18,3 см.


После битвы под Мюльбергом в 1547 году, когда армия кайзера Карла V разбила объединенные протестантские вооруженные силы Шмалькальдского союза, курфюршеское звание перешло от Виттенбергской (Эрнестинской) к Дрезденско-Фрайбергской линии (Альбертинской) княжеского дома Веттинов. Дрезден был превращен в то время в сильную, хорошо укрепленную резиденцию. В пристроенном к дворцу боковом флигеле разместился «тайник» сокровищницы «Грюнес гевёльбе», в который поступили на хранение лучшие произведения знаменитых европейских мастеров прикладного искусства: оправленные в Нюрнберге серебром восточные чаши и кувшины из перламутра; уникальные по своей художественной ценности эмалевые изделия, секретом изготовления которых владели лишь несколько семейных мастерских в южнофранцузском городе Лиможе; сосуды из горного хрусталя в золотой и эмалевой оправе с драгоценными камнями, которую умели делать только немногие мастера в Милане.

В те времена, когда еще не пользовались вилками, а ели с помощью ложек, ножей и пальцев, в аристократических домах слуги обходили гостей с лоханью и рукомоем и поливали им на руки благоухающую воду, в которую было добавлено розовое масло. Этим объясняется наличие в музее «Грюнес гевёльбе» большого количества умывальных сервизов, состоящих из лоханей и рукомоев и относящихся к десятилетиям около 1600 года.


Илл. на страницах 24 и 25.
Лохань и рукомой из лиможской эмали. Лимож. Конец XVI в. Медь, покрытая эмалью. Лохань 41 Х 55 см. Высота рукомоя 28 см.

Чудесная апокалиптическая лохань. Что должны были думать гости, моя в ней руки?
А где, интересно, производили розовое масло для этого мытья?

Картинки из музея

Emailmedaillon mit dem Porträt des Zaren Peter der Große
Peter I. von Russland, Zar (1672-1725) - Dargestellte Person
Dinglinger, Georg Friedrich (1666-1720) - Emailleur
Ort, Datierung Dresden, 1712
На портрете сорокалетний царь изображен открытым и моложавым человеком с индивидуальными чертами лица. Весьма вероятно, что портрет восходит к временам пребывания царя Петра I в Дрездене с 17 по 25 ноября 1712 года, когда последний останавливался в доме Иоганна Мельхиора Динглингера по собственному желанию. Предполагается, что придворный эмальщик Георг Фридрих Динглингер воспринял пребывание царя в доме своего брата как возможность нарисовать портрет выдающегося гостя. Вероятно, это был рисунок, который послужил основой для сложного и длительного процесса выжигания. Медальон, который изображает еще молодого монарха почти конфиденциально, сочетает в себе интимность престижа с репрезентативностью официального государственного портрета. Благодаря своему необычайно большому формату, он четко выделяется среди миниатюрных портретов, которые создавались в большом количестве в то время и служили дипломатическим подарком или подарком дружбы. Портрет царя считался особой редкостью, когда он попал во владение короля 6 февраля 1714 года по цене 500 талеров вместе с пятью другими «эмалированными произведениями из-за их размера и работы, которые никогда не видели». есть. Несомненно, рама с рубинами и корона, упомянутые в описи драгоценных предметов 1725 года, но отсутствующие сегодня, еще не были доступны в то время. «Посеребренные [...] пронзительные [n] украшения», над ним - кайзерская старуха, усыпанная рубинами, под которой рыцарь Святой Георгий выгравировал черным цветом на плоском, позолоченном серебром поле » Август Сильный заказал произведение на облагораживание, что объясняет, почему портрет цесаревича в простой раме позже перешел из рук в руки по той же цене.


Medaillon mit dem Bildnis des Zarewitsch Aleksej Petrowitsch
Alexei (russland, zarewitsch) - Dargestellte Person
Dinglinger, Georg Friedrich (1666-1720) - Emailleur
Ort, Datierung Dresden, 1712
Георг Фридрих Динглингер создал эмалевый портрет цесаревича Алексея Петровича, скорее всего, аналог портрета царя Петра I (III 36), выполненного в том же году. Два тщательно выполненных медальона не только тесно связаны по формату и композиции, но и по очень тонкому и индивидуальному способу изображения предметов. Немного бледный и худой молодой человек, как и его отец, носит доспехи с горностаем поверх них, но без великолепной застежки из двух ниток жемчуга. На портрете также отсутствует украшенная драгоценными камнями кайма царского портрета, который, вероятно, был заказан Августом Сильным после 1714 года. Только в 1721 году он перешел во владение короля за 500 талеров вместе с целым узлом из имения Георга Фридриха Динглингера. В 1712 году Алексей Петрович уже не был чужим для Дрездена. Он пробыл здесь два года по просьбе своего отца, чтобы познакомиться с западноевропейским двором. Гость, по-видимому, также интересовался существующими коллекциями, поскольку в дневниках фермы 16 июля сообщалось, что «москвич Крон Принц [был] каммером в искусстве». Другой причиной его присутствия в Дрездене был брак с принцессой Шарлоттой Кристиан Софи фон Брауншвейг-Вольфенбюттель, которая также находилась в розыске по отцовской линии и воспитывалась под присмотром своей тети Кристиан Эберхардин, жены Августа Сильного. Свадебное торжество прошло 25 октября 1711 года в Торгау в присутствии царя с большим размахом. Однако совместное счастье не должно длиться долго. Наследная принцесса умерла в 1715 году. Алексей, обвиненный в измене, бежал к императорскому двору в Вене в 1716 году, но был возвращен на родину по наущению отца, предан суду и в конце концов приговорен к смертной казни.

**
Г-перевод с немецкого по-моему улучшился, но странности попадаются, да, увы.

Tags: искусство, история, музей, тексты, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про картинки про самураев еще

    Еще немного флаговых самураев. Нравятся)). Малайзия Любят огурцы и дурианы! AXAMU Личность, которая идет своим путем, делая только то, что…

  • про слова опять

    После перевыпуска сообщения про португальское спасибо поступило предложение посмотреть на другие способы выражения благодарности. Ну я попыталась,…

  • про былое и индейцев

    Опять про былое, чего уж. Шестилетней давности. Про чудесных пирахов. Красивое)) Необыкновенными пираху я не заинтересовалась нисколько, пока их…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment