Canaletto (1697–1768). Windsor Castle. 1747
Книжка про ВРена большая и тяжелая, я ее еще долго буду читать, тем более я все время отвлекаюсь.
Дошла до Виндзорского замка.
Там очень занятно описывается некий Хью Мэй, который замок как бы перестраивал.
"При всем уважении к памяти этого талантливого человека, заметим, что атрибуция эта в значительной степени основана на двух фактах: первым является тот, что он, несомненно, был инспектором работ во дворце в означенный период, а вторым - надпись на его гробнице, которая содержит слова о том, что он был "единственным архитектором, который разрабатывал проекты и руководил работами по крупномасштабным изменениям, которые осуществлял Его Величество король". Надпись, конечно, была сделана сразу после его смерти в феврале 1684 года, и следовательно, он не был единственным, так как впоследствии архитекторами дворца были другие люди".
Вдобавок, Мэй был самоучкой, как Рен, но конечно же, не таким гениальным.
Не очень архитектор, скажем прямо.
Не прямо сказано, конечно, но мысль четко прослеживается.
"В архитектуру его привели интерес к искусству, близость к дворцовым кругам и дружба с известными деятелями культуры".
Еще он с Карлом-2 в изгнании встречался.
"Интерес Мэя к искусству вообще и архитектуре, в частности, был известен королю и после восстановления монархии Мэй был вознагражден за свою преданность делу роялистов высоким назначением: уже 29 июня 1660 года он получил должность финансового директора Королевского Управления архитектурных и строительных работ".
Финдиректор это хорошо, а главное, никакого ганноверского кумовства и фаворитизма, да)).
При этом Мэй еще ухитрялся сам строить дворцы и замки. При строительстве в Виндзоре он там же и жил. Кто занимался финансами в это время, не сказано.
Может он и перестал уже быть финдиректором, но пару-тройку дворцов до этого все же построил.
Там же, в рассказе о Мэе, сообщается между прочим, что в состав пресловутой послепожарной комиссии входили Рен, Мэй и Пратт - со стороны короля, а среди трех комиссионеров-горожан был ученый Гук (Хук). И непонятно, кто не принял чудесный вреновский план застройки? Или за то время, что он его рисовал, состав комиссии поменялся??
Разумеется, дальше описывается предположительное, но очевидное участие Рена в строительстве Виндзора).
Вики-а сообщает про замок:
"При восстановлении монархии в 1660 году Карл II перестроил большую часть Виндзорского замка с помощью архитектора Хью Мэя, создавшего ряд экстравагантных интерьеров в стиле барокко, которыми восхищаются до сих пор. После периода забвения в 18 веке Георг III и Георг IV отремонтировали и перестроили дворец Карла II с колоссальными затратами, создав нынешний дизайн государственных апартаментов, обставленных мебелью в стиле рококо, готики и барокко. Королева Виктория внесла несколько незначительных изменений в замок, который на протяжении большей части ее правления стал центром королевских развлечений."
Мне нравится этот период забвения))
Конечно замок ужжасно древний, но древность я пропущу))
Немного поздних подробностей, после периода забвения:
"Георг III изменил эту тенденцию, когда вступил на престол в 1760 году. Георг не любил Хэмптон-Корт, и его привлек парк Виндзорского замка. Георг хотел переехать в Дом рейнджеров возле замка, но его брат Генри уже жил в нем и отказался выезжать. Вместо этого Георгу пришлось переехать в Верхнюю Ложу (Upper Lodge), позже названную Ложей Королевы (Queen's Lodge), и начать долгий процесс восстановления замка и окружающих парков.
Архитектурный вкус Георга с годами изменился. В молодости он отдавал предпочтение классическому стилю, в частности палладианскому стилю, но стал отдавать предпочтение более готическому стилю, как вследствие чрезмерного использования и плохой реализации палладианского стиля, так и из-за того, что готическая форма стала рассматриваться как более честный, национальный стиль английского дизайна в свете французской революции. Работая с архитектором Джеймсом Уайеттом, Георг попытался «преобразовать внешний вид зданий в Верхнем районе в готический дворец, сохранив при этом характер парадных залов Хью Мэя». Внешний вид здания был обновлен с использованием готических элементов, включая новые зубчатые стены и башни. Внутри были проведены реставрационные работы и построено несколько новых комнат, в том числе новая готическая лестница, которая заменила мэйскую версию 17-го века, вместе с потолком Большого вестибюля над ней. Для замка были закуплены новые картины, а коллекции из других королевских дворцов перевезены королем.
В 1788 году король впервые заболел во время обеда в Виндзорском замке; Ему был поставлен диагноз "безумие", и он был на время переведен в Белый дом в Кью, где временно выздоровел. После рецидивов в 1801 и 1804 годах его состояние стало устойчивым с 1810 года, и он был заключен в государственные покои Виндзорского замка, а строительные работы в замке прекратились в следующем году."
"Георг IV вступил на престол в 1820 году с намерением создать набор королевских дворцов, отражающих его богатство и влияние как правителя все более могущественной Британии. Предыдущие дома Георга, Карлтон Хаус и Брайтонский павильон, были слишком маленькими для торжественных придворных мероприятий, даже после дорогостоящих пристроек. Георг расширил Королевскую Ложу в парке замка, когда он был принцем-регентом, а затем начал программу работ по модернизации самого замка, когда стал королем.
Под руководством советника Георга, Чарльза Лонга, был выбран архитектор Джеффри Вятвилль (Jeffry Wyatville), и работы начались в 1824 году. Вятвилль предпочитал готическую архитектуру, но Георг, возглавивший восстановление французского рококо-стиля в Англии в Carlton House, предпочел смешение периодов и стилей и применил этот вкус к Виндзору.
Для большей уединенности террасы были закрыты для посетителей, а внешний вид Верхней палаты был полностью переделан в его нынешний вид. Круглая башня была поднята в высоту, чтобы создать более драматичный вид; многие комнаты в государственных покоях были перестроены или реконструированы; были построены многочисленные новые башни, намного более высокие, чем старые версии. Южный ряд палаты (south range of the ward) был перестроен, чтобы предоставить королю уединенное жилище, вдали от государственных покоев. Статуя Карла II была перенесена из центра Верхней палаты (Upper Ward) в основание мотта (motte). Работа была не закончена на момент смерти Георга IV в 1830 году, но в целом была завершена к смерти Уятвилля в 1840 году."
Мотт, насколько я поняла, это искусственный холм, на котором стоит круглая башня.
Upper Ward в русскоязычном варианте называется Верхний двор.
Этот вард-вод довольно занятен.
"Несколько незначительных изменений были внесены в Верхнюю палату (Upper Ward) при Виктории. Энтони Сальвин перестроил парадную лестницу Вятвилля, а Эдвард Блор построил новую частную часовню в государственных покоях. Сальвин также восстановил Государственную столовую (State Dining Room) после серьезного пожара в 1853 году. Людвиг Грюнер участвовал в проектировании Камеры частных аудиенций королевы на юге (Private Audience Chamber in the south range). Блор и Сальвин также проделали обширную работу в Нижнем районе (Lower Ward) под руководством принца Альберта, включая Сотню ступеней, ведущих вниз в город Виндзор, восстановление башен Подвязки, Комендантского часа и Солсбери (Garter, Curfew and Salisbury towers), домов Военных рыцарей (Military Knights) и создание нового караульного поста. Джордж Гилберт Скотт перестроил монастырь «Подкова» (Horseshoe Cloister) в 1870-х годах. Норманнская сторожка была превращена в частный дом для сэра Генри Понсонби.
Многие изменения при Виктории коснулись окружающих парков и зданий. Королевская молочная ферма в Фрогморе была перестроена в 1853 году в тюдоровском стиле; Молочная ферма Георга III, перестроена в 1859 году в стиле ренессанс; восстановлена георгианская фламандская ферма и реконструирована ферма Норфолк. Long Walk был засажен свежими деревьями, чтобы заменить заболевшие. Закон о Виндзорском замке и городских подходах, принятый парламентом в 1848 году, разрешил закрытие и изменение маршрута старых дорог, которые ранее проходили через парк, от Виндзора до Датчета и Старого Виндзора".
Ничего себе незначительные изменения))).
"...поскольку Виктория не любила газовый свет, предпочитая свечи, электрическое освещение было установлено только в некоторых частях замка в конце ее правления. Действительно, в период правления Виктории в замке было очень холодно и сквозняк, но он был соединен с близлежащим водохранилищем, и вода впервые надежно подавалась внутрь."
Ага, и водопровод построили).
Про вард-вод-гвард (сво(р)д?).
Не связан с ярдом совсем.
И значение "двор" отсутствует практически.
Зато опять неуловимая буква г в начале слова)).
ward (палата (сущ.))
Древнеанглийское weard «охранник (guarding), защита (protection); сторож (watchman), часовой (sentry), хранитель (keeper)», от протогерманского *wardaz «охрана (guard)» (источник также из старосаксонского ward, древнескандинавского vörðr, древневерхненемецкого wart), от PIE *war-o- , суффиксная форма корня *wer- (3) «воспринимать, остерегаться».
Используется для административных округов (сначала в смысле опеки) с конца 14 в .; отделений больниц с 1749 г. Значение «несовершеннолетний под опекой» датируется началом 15 в. Ward-heeler - 1890 год, от heeler «бездельник, ищущий теневой работы» (1870-е).
Французский garder, итальянский guardare, испанский guardar - германские заимствования.
Еще значения:
действие сторожа
лицо под опекой
ограждение
площадь замка
часть тюрьмы
административное деление городов
Мормонизм: подразделение церкви
часть больницы, где проживают пациенты
несовершеннолетний под присмотром опекуна
на замке или ключе
Английская guard - это параллельная форма, пришедшая из старофранцузского