An historical account of the Royal Hospital for Seamen at Greenwich (Исторический отчет о Королевском приюте для моряков в Гринвиче)
Cooke, John, 1738-1823 Maule, John, 1748-1825.
1789 (1780s)
Дворец Плацентия
Хорошая картинка из книжки, но датируется концом 18 века. На самой картинке написано, что это копия гравюры, опубликованной обществом антикваров (Society of Antiquaries of London), а гравировал Ньютон (Newton)/
Есть еще несколько таких же, одна 1840 года, например.
В Морском музее есть похожая, с чудесным описанием.
Там на сайте вообще чудесные описания, без сарказма, просто замечательные.
Возможно, середина 18 века, неизвестный автор.
Похоже, что это либо копия гравюры Базира (Basire) 1767 года (PAH3294) без кораблей (shipping), либо оригинальный рисунок из коллекции Гоф Бодлеан[ской библиотеки] (Gough Collection of the Bodleian) (при условии отсутствия кораблей).
Информация о названии в картуше неверна, поскольку Плацентия была перестроена или, по крайней мере, расширена из гораздо меньшей усадьбы Хамфри Глостера Беллакорт Эдуардом IV и его преемниками после смерти Хамфри в 1447 году и полностью перестроена Генрихом VII около 1500 года.
Стиль рисунка мог появиться еще до Базира, но он также мог быть преднамеренной попыткой создать «антикварный эффект» кем-то, кто работал после этого в начале 19 века, хотя, вероятно, не намного после 1800 года.
Не верь тому, что написано на картинках)).
Там в музее есть еще и другие изображения.
Вид на Гринвич с точки к востоку от вершины современного холма Лабиринт (Maze Hill), вдалеке видны Темза и Лондон.
Справа тележка спускается вниз по холму Лабиринта, недалеко от того места, где ранний частокол вокруг парка поворачивает налево в место, где сейчас находится Парк Виста, затем направо на Бэк-лейн (ныне Парк-Роу): Джеймс I заменил этот забор вокруг парка на кирпичную стену, построенную в 1624 году. Вдали виднеется Гринвичский дворец, справа в центре, а за ним река. Здание, к тому времени называемое Гринвичским замком (начатое в начале 15 века как сторожевая башня и домик герцога Хамфри Глостерского), показано высоко слева, на месте нынешней Королевской обсерватории. Герцог Хамфри основал дворец, основанный на более раннем религиозном здании, когда был регентом Генриха VI в 1420-х годах. Впоследствии он был расширен, а затем перестроен около 1500 года Генрихом VII с дополнениями Генриха VIII и некоторыми более поздними работами во время правления Карла I. Башни-близнецы (с деревом между ними) находятся на западной стороне двора Генриха VIII в 1516-18 - территория, на которой сейчас находится восточная территория Национального морского музея. Справа от них находится часовня мужского монастыря с тонким центральным шпилем: Большая башня, в которой находятся королевские жилища, возвышается над зданиями на берегу реки. Недавно построенный и сохранившийся до сих пор госпиталь Тринити можно увидеть справа. За ними видны башни и шпили Лондона, в том числе вдали старый собор Святого Павла и то, что сейчас является собором Саутварк. На левом фоне Вестминстерское аббатство. Это важное изображение имеет значение и как ранний пейзаж, и как один из самых ранних видов Гринвича и старого дворца.
Дата изготовления Начало 17 века
Один из самых ранних и наиболее полных видов Гринвича, сделанный с нижнего течения реки с северо-востока, но все еще на южном берегу, с Собачьим островом на северном берегу, показанным справа.
Он включает в себя довольно полное, но вольное представление о королевских зданиях, поскольку небольшая «кабинетная» работа, вероятно, предназначалась для частного развлечения высокого статуса, а не для использования в более общественной комнате.
В крайнем левом углу находится большое похожее на замок строение, которое раньше считалось домом Чарльтона (которое было королевским владением, хотя и намного дальше на восток), но более разумно может быть несколько большим представлением "Гринвичского замка" (Башня герцога Хамфри) в Гринвичском парке, на месте которого в 1675-76 годах была построена Королевская обсерватория.
Справа башни-близнецы двора Гринвичского дворца возвышаются над серединой набережной, но без «галереи», которая их фактически соединяла.
Панорама справа показывает восточную сторону зданий дворца Тюдоров и вдоль набережной с северной стороны, низкую часть часовни, ведущую к более внушительной центральной Королевской Башне.
Справа от середины земли стоит на якоре военный корабль. Это судно было предварительно названо «Мэри Роуз», которое позднее было названо кораблем Генриха VIII с таким названием, затонувшим в 1545 году в Портсмуте.
Дом королевы был начат слева от башен турнирного двора (tiltyard) в 1616-17 годах, только до уровня первого этажа, но не показан: работы возобновились только в 1629 году, и поэтому этот вид, вероятно, предшествует любому прогрессу в то время.
Еще одна башня может быть показана на холме вдали. Ранее предполагалось, что это место герцога Хамфри в Гринвич-парке, но угол неправильный, расстояние кажется слишком большим, а форма неубедительна. Если бы это было так, все здания на уровне реки слева от корабля были бы вне поля зрения за ним и рядом с часовней, а здание на холме в центре оставалось бы совершенно необъяснимым.
Тем не менее, топография далека от точной, и картина передает дух Гринвича как королевского убежища, а не является документальной записью.
Картина датируется примерно 1630 годом и, вероятно, принадлежит фламандскому художнику.
circa 1630
Netherlandish School, 17th century
А вот вики приписывает авторство Adriaen van Stalbemt (1580–1662) between 1595 and 1662 почему-то. Хотя ссылается на тот же музей.
Для сравнения башни-Хэмфри-на-холме и обсерватории более поздняя картинка.
Гриффье, кстати)
Вид с холма одного дерева (One Tree Hill): Дом Королевы и Королевская обсерватория, Гринвич
Картина, на которой изображен панорамный вид на Гринвич, включая Дом Королевы, Королевскую обсерваторию и Темзу, в искусственно открытой перспективе.
На ней показан вид с холма Уан-Три-Хилл в первые дни существования Королевской обсерватории, еще до того, как Лондон простирался до Гринвича. Изображенная часть обсерватории - это оригинальный дом Флемстида, спроектированный сэром Кристофером Реном и Робертом Гуком и завершенный в 1676 году.
Можно увидеть несколько людей, идущих к обсерватории с левой стороны «Гигантской лестницы», построенной как часть реконструкции парка Карлом II в 1660-х годах.
Двойная аллея деревьев (на самом деле выровненная по оси ступенек, а не как показано) ведет вниз к трехчетвертному виду Дома Королевы. Слева от него - остатки ворот Иниго Джонса на обнесенную стеной дорогу Гринвич-Вулвич, проходящую под Домом.
Справа от него находится разрушенная башня двора Генриха VIII, примыкающая к старому Гринвичскому дворцу, который в это время приближался к концу долгого процесса сноса. Эти детали датируют вид примерно 1695 годом, так как дорога была перемещена на север, а башня турнирного двора (tiltyard tower) снесена к 1699 году.
Карл II намеревался построить здесь новый дворец и можно увидеть первый его ряд, спроектированный Джоном Уэббом и начатый в 1664 году справа.
Это здание, оставшееся незавершенным к 1672 году, с 1696 года было включено в восточную часть блока короля Карла (King Charles block) Гринвичского госпиталя.
К 1752 году были построены блоки королевы Анны, короля Уильяма и королевы Марии.
На среднем расстоянии находятся башни средневекового Сент-Альфеджа в Гринвиче и святого Николая в Дептфорде. На горизонте видны башни и шпили нескольких церквей после пожара в лондонском Сити, а также памятник, построенный в 1676 году.
Река Темза полна судов, а остров Собачий с рядом ветряных мельниц вдоль Миллуолла виден направо.
Существует несколько других версий этой картины с похожими недостатками перспективы, предполагающими копирование. Судя по деталям, вид относится к 1695 году, но картина, скорее всего, сделана немного позже.
Griffier, Jan. circa 1700
Похожая картинка в вики, в Морском музее я ее вроде не видела, но уточнять не буду уже.
Jan Griffier I (c.1652-1718) - London and the River Thames from One Tree Hill, Greenwich Park. Royal Museums Greenwich
Заодно можно переходить к Дому Королевы, стоящему внезапно! над дорогой.
Дальше цитаты из книжки про Рена.
B XV веке герцог Глостер, брат короля Генриха V, купил себе здесь большой участок, построил на вершине холма охотничий домик, а на берегу выбрал место для дворца. После его смерти дворец достался жене короля Генриха VI, воинственной француженке, которая сделала его Дворцом Удовольствий: он даже получил название «Плацентия», то есть «удовольствие» по латыни. Генрих VII превратил его в большой прекрасный дворец с кирпичным фасадом на реке.
...
Дворец был огромен: достаточно сказать, что, когда в 1522 году из Испании прибыл с визитом король Карл V, его сопровождали 2000 вельмож и 1000 лошадей, и всем во дворце нашлось место. Впрочем, если взглянуть на дворцы, которые строились до Стюартов, то, какими бы огромными и впечатляющими они ни были, взгляд эстета они радовали мало. Ходит легенда, что Кристофер Рен как-то сказал: «У Тюдоров не было дворцов, у них были только крепости».
...
Но какой бы ни стоял тут дворец, он не заслуживал того, как им распорядился диктатор Оливер Кромвель. Тот приказал устроить во дворце фабрику галет для армии, а потом тюрьму для военнопленных, так что ко времени, когда произошла реставрация монархии и Карл II занял трон своего отца, ему ничего другого не оставалось, как снести полуразрушившийся королевский дворец и поручить ведущим архитекторам королевства создать планы нового дворца.
На всей территории, принадлежащей короне, к этому времени оставались только полуразвалившаяся «Плацентия» и Дом королевы, двухэтажное здание в палладианском стиле, которое было построено Иниго Джонсом, ставшим в XVII веке классиком английской архитектуры. План короля Карла II был таким: оставить Дом королевы нетронутым, но заменить то, что осталось от «Плацентии», великолепным дворцом в стиле Ренессанса, который назывался бы Дом короля. Дом этот планировался в форме буквы П; с трех сторон он должен был охватывать обширную площадь, в то время как река замыкала бы квадрат.
Дом королевы, который, как мост, оседлал дорогу, ведущую из Детфорда в Вулич, должен был соединяться с Домом короля красивым парком.
Главным архитектором проекта была назначен Джон Уэбб, жена которого, Анна, была племянницей Иниго Джонса, легендарного зодчего и создателя Дома королевы. Надзор за строительством дворца для короля осуществлял Джон Денем, тогдашний руководитель Королевского Управления архитектурных и строительных работ. Работы начались 4 марта 1664 года. Начало осуществления проекта было многообещающим: здание строилось высокое, мощное, самое большое в Гринвиче.
***
Фабрику галет (бисквитов) стоит отметить особо.
А Дом Королевы над дорогой приводит просто в ужасное недоумение.
Его, кстати, начали строить уже в 17 веке, то есть он далеко не такой старый, как Плацентия.
При Карле-2 там жила его мать и сам он часто навещал ее с ночевкой.
В Детфорде были королевские верфи, в Вуличе - арсенал. Интенсивность движения под королевским покоями неизвестна.
Такое вот бегство из Лондона в тихое место))
***
За четыре года на Дом короля было истрачено 26,5 тысяч фунтов, но к концу 1669 года Уэбб построил только одну из трех сторон здания - западную.
К этому моменту король и сам осознал, что Уэбб строит слишком медленно, к тому же постройка, которая постепенно обретала очертания, вовсе не отвечала его замыслу: построить Дом короля, не менее прекрасный, чем Дом королевы.
Строительные работы по сути дела здесь прекратились и не возобновлялись на протяжении 15 лет. К тому времени, когда Карл II умер, из всего того, что хотел бы видеть в Гринвиче король, оставался только Дом королевы; вдоль берега Темзы возвышались полуразрушенные корпуса «Плацентии», а к юго-западу от нее - западный корпус Дома короля, построенный Уэббом.
***
То есть они даже снести развалины под королевскими окнами не удосужились?))
Джеймс-Яков-2 не хотел ни строить, ни жить в Гринвиче.
Вильгельм-Уильям-3 страдал астмой и счел, что воздух в Гринвиче ему не подходит, в Лондоне гораздо лучше.
Добрая Мэри мучалась угрызениями совести, что помогла свергнуть папу Джеймса. Хотя при чем тут это, раз Джеймс не интересовался Гринвичем от слова совсем?
В общем, все решили облагодетельствовать бедных моряков.
***
король и королева решили, что, раз «Плацентии» в Гринвиче уже не будет никогда, на месте дворца нужно построить Пансион для ветеранов флота - красотой не уступающий королевскому дворцу, но предназначенный не для монарха, а для тех моряков, которые состарились на военно-морской службе, стали инвалидами и не имели средств к существованию. Они должны были получить в строящемся госпитале стол и квартиру - пожизненно!
...
25 октября 1694 года королевской хартией был создан Королевский Пансион ветеранов флота в Гринвиче (Royal Hospital in Greenwich).
Король и королева объявили, что готовы передать территорию дворца опекунскому совету, который должен был заниматься строительством и административными вопросами Пансиона, но намерены оставить за собой полосу земли между Домом королевы и берегом Темзы. Это решение сыграло важную роль в конфигурации будущего комплекса.
...
Территория, на которой должен был вырасти Пансион, была ограничена с северной стороны Темзой, а с южной - дорогой из Детфорда в Вулич и участком, на котором стоял Дом королевы. Дорога эта проходила там, где сейчас возвышается колоннада Дома королевы, связывающая его с Морским музеем. Ее требовалось сохранить, так как в Вуличе находился Арсенал, связь которого с верфями в Детфорде должна была быть бесперебойной.
Второй же фактор был важнее - то было упомянутое выше решение Уильяма и Мэри сохранить Дом королевы и Дом короля во что бы то ни стало.
...
Мэри была непреклонна. Ее дядя потратил на Дом короля кучу денег, и его надо сохранить. Что же касается Дома королевы, то в нем жили ее предки, и он должен остаться как памятник им и их эпохе.
Более того, Уильям и Мэри объявили, что, независимо от того, каким будет его проект, от Дома королевы до самой реки должна простираться широкая «виста», то есть между ними должно быть открытое пространство с видом на Темзу, и ширина «висты» должна составлять не менее ста пятнадцати футов (примерно 35 м). Получалось, что Рену позволили снести остатки «Плацентии», но он был обязан сохранить Дом короля и Дом королевы таким образом, чтобы они идеальным образом вписались в одну общую архитектурную концепцию. При этом никак не учитывалась уже существующая конфигурация Дома короля. А это имело немалое значение. Ведь Уэбб строил дворец, а не здание для пансиона.
...
королева Мэри с легким сердцем включила все эти пункты в хартию и подписала ее. А спустя совсем недолгое время Мэри внезапно заболела и умерла. Теперь Уильям занимался Пансионом в одиночку.
Рен приступил к созданию проекта. Но начинал ли он с нуля?
Когда попадаешь в созданный им комплекс в Гринвиче, не покидает ощущение, что архитектор отлично подготовился к предложенной ему работе, возможно, даже делал заранее какие-то наброски к проекту. И эта подготовительная работа была проведена им не для Пансиона, а именно для нового королевского дворца.
Потому что некоторые архитектурные решения - как, например, Расписанный зал, - отлично вписались бы в проект Гринвичского королевского дворца. Но подтверждений для таких предположений, разумеется, нет.
Есть, однако, интересные факты, которые заставляют задуматься. Среди чертежей, изготовленных в Управлении до того, как Рен был приглашен делать общий проект Пансиона, и даже еще до того, как Джон Уэбб приступил к реализации своего проекта Дома короля, есть чертеж дворцового здания в виде буквы П, корпусов, похожих на тот, что построил Уэбб, но облагороженных куполом, напоминающим реновские, а также планы Дома королевы. Эксперты установили, что эти чертежи не были выполнены Джоном Уэббом. Кто делал эти чертежи и когда, установить не удалось, но точно известно, что их изучали уже в 1660-е годы. Были ли эти работы проведены в инициативном порядке или они были согласованы с королем, неизвестно.
***
По-моему, это прекрасно изложенная чудесная история.
Дальше начинается строительство с периодами интенсивных работ, с перерывами и застоями, переделками, сносами уже построенных сооружения и пр.
***
Строительство пансиона началось в 1696 году и продолжалось почти тридцать лет. Кристофер Рен бы руководителем архитектурно-строительных работ на этом объекте с 1698 по 1716 год, и он как таковой отвечал за генеральный план пансиона, за общий проект всего комплекса и за выполненные на объекте работы. Это вовсе не значит, что он выполнил все проектные работы единолично и занимался повседневным контролем за качеством работ, как он это делал в соборе Св. Павла. Объем работ, которые он вел на разных объектах, был настолько велик, что он должен был делегировать ряд полномочий своим помощникам, чертежникам, проектантам и инженерам-строителям.
Кроме того, на разных этапах строительства пансиона английские короли привлекали к работе над ним и других архитекторов. Кроме Рена, Королевский пансион строили Джон Денем, Джон Уэбб, Джон Ванбро, Николас Хоксмур, Колин Кэмпбелл, Томас Рипли, Джеймс Стюарт и Уильям Тенн. Но в той или иной степени, начиная Хоксмура, архитекторы осуществляли идеи Рена, руководили практической работой на объекте, грандиозный замысел которого был выкристаллизован в архитектурно-строительной мастерской, которой он руководил.
***
Мне нравится архитектор Джеймс Стюарт).
Строили не тридцать лет, а все пятьдесят (по другим источникам), потом еще перестраивали.
Кто, что строил, является предметом для дискуссий до сих пор. Насколько все это хорошо получилось - тоже.
***
Если же говорить о Ванбро, который, как и Хоксмур, на наш взгляд, незаслуженно возведен в ранг выдающегося английского архитектора, то его вклад в создание комплекса более чем спорен. В 1728 году он перестроил западную и восточную стены западного блока корпуса короля Уильяма.
Западный фасад, которым Ванбро гордился, никак не гармонирует с благородным барокко, который стал основой стилевого решения всего остального здания и немудрено, что эту часть здания с его новым фасадом сразу прозвали "большой казармой"
Кто бы ни принимал участие в создании пансиона, отрицать главную роль Рена в его создании нельзя. Сохранившаяся документация подтверждает, что он лично спроектировал основное крыло на западной части Корпуса Карла II, Большой (Расписанный) зал, купола Корпуса Уильяма и Корпуса Мэри и все колоннады.
Что же касается прочих частей комплекса, у историков архитектуры нет точных данных относительно того, кто конкретно их проектировал...
Чтобы построить корпус Анны симметрично корпусу Карла, пришлось пойти на ухищрения: "Рен обнаружил, что очертания берега Темзы здесь таковы, что они не позволяют построить Корпус королевы Анны вровень с Корпусом короля Карла. Рен поступил достаточно просто: он обрушил в воду часть стен бывшего тюдоровского дворца, заполнил отвоеванную у реки землю крупными камнями и щебнем и создал новые очертания берега, которые позволили ему построить новый корпус там, где он хотел."
***
Большой расписной зал расписывали двадцать лет, дольше, чем строили.
***
если говорить об интерьерах, то Большой зал и Часовня тоже должны были стать вечным памятником его мастерству в Гринвиче. В сущности, план Большого зала можно считать неким тронным залом королевского дворца, ибо он создавался по модели такового: высокий расписной зал, высокие окна и обширный альков, который могли бы использовать на официальных приемах король и его ближайшие сподвижники.
Не удивительно, что когда Гринвич посетил русский царь Петр I, он не удержался и сказал королю Уильяму: «Если бы я был на месте Вашего Величества, я перевел бы свой двор в этот Пансион в Гринвиче, а Пансион бы устроил во дворце Св. Якова».
Структурные работы в Большом зале были закончены в августе 1703 года. Он сначала предназначался для того, чтобы быть общей трапезной. Верхний (Малый) зал был для стола офицеров, а Нижний - для пенсионеров. Он недолгое время служил именно этой цели, когда Пансион открылся в 1705 году. Но затем было решено расписать потолок и стены в стиле бароккко как это делалось в те времена во многих дворцах. Эта работа была поручена известному монументалисту сэру Джеймсу Торнхиллу, который не раз работал в одной связке с Реном. Торнхилл приступил к этой гигантской работе в 1708 году и расписывал зал на протяжении 19 лет (все работы, включая подготовительные, заняли 20 лет, 4 месяца и 12 дней). В течение всего этого времени Большой зал был закрыт.
Рассказ о том, что изобразил на большом плафоне Торнхилл, был бы слишком долгим, но в двух словах скажем, что здесь есть аллегорическое изображение Триумфа Мира и Свободы, Британии, покоряющей моря, и Триумфа британского оружия на море.
...
С 1727 по 1824 год Расписанный зал использовался пенсионерами как зал собраний по торжественным случаям, а также командованием флота для особых церемоний: здесь состоялись торжественные панихиды адмиралов Нельсона и Коллингвуда.
В 1824 году в Расписанном зале была устроена Национальная галерея морской живописи и выставка различных реликвий, связанных с жизнью и смертью Нельсона, и они находились тут больше столетия.
В конце тридцатых годов XX века Расписанный зал был тщательно отреставрирован, чтобы он выглядел именно так, как его спроектировал Рен и расписал Торнхилл.
Рен также разработал проект Часовни в Корпусе королевы Мэри, но полностью осуществил его проект Рипли, и закончил он его только в 1752 году. Современники писали, что часовня эта делает честь и Рену, и Рипли, но 2 января 1779 года она была почти полностью уничтожена пожаром.
Реставрацию поручили тогдашнему руководителю архитектурно-строительных работ в Пансионе, которым был Джеймс Стюарт по прозвищу «Афинянин» (он написал книгу «Афинские древности»).
***
Про реставрацию в 1930-х "как было при Рене" особенно чудесно, кмк.
Афинянин Стюарт тоже восхитителен)).
Петр-1 посещал соседние верфи, если что.
Пансионеры заселились уже в 1705, правда, не очень ясно, куда.
Дальнейшие изыскания в следующей серии))